Учёные Оренбургского аграрного университета назвали причины массового усыхания сосен, дубов и берёз

В этом году оренбургские лесоводы впервые столкнулись со столь массовым усыханием вековых и молодых деревьев – различными болезнями поражены сотни гектаров.

Как показали результаты экспертизы, сосны поразил ценангиевый некроз, также называемый раком сосны, берёзы пострадали от бактериальной водянки. Причиной усыхания дуба стали сразу две болезни – цитоспоровый некроз ветвей и сосудистый микоз.

Свои исследования проводили на кафедре лесоводства и лесопаркового хозяйства ОГАУ. Для сравнения взяли две засохшие ветки сосны, собранные в городском парке и в районе аэропорта, и прорастили хвоинки во влажной среде в специальной камере.

– На хвоинках, собранных в районе аэропорта, заметны чёрные бугорки – те самые спороносилища патогенного гриба, которые и привели к гибели дерева. При этом на хвоинках из парка таких спороносилищ нет – значит, дерево усохло по естественным причинам, – рассматривает образцы в микроскоп доцент кафедры лесоводства и лесопаркового хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук Виктория Симоненкова.

Для Виктории Анатольевны появление некроза в сосняках нашей области не стало неожиданностью. В Волгоградской, Саратовской, Самарской, Челябинской областях и Башкортостане такая проблема остро стоит уже 2-3 года. Перелётными птицами, животными, или с помощью ветра споры патогенного гриба перенеслись и в оренбургские леса. Совсем иная болезнь – бактериальная водянка (бактериоз). По наблюдениям эксперта, она «живёт» в березняках области ещё с 2003 года, вызывается бактерией и разносится вместе с посадочным материалом, на бензопилах и культиваторах.

– Этим летом я была в научной экспедиции в Северной Осетии. Даже там, в горных ущельях, в более благоприятных условиях, деревья болеют. Сосна обыкновенная кое-где поражена некрозом. Хотя в целом лесопатологическое состояние у сосны там лучше из-за влажного климата, – добавляет специалист.

По мнению учёных, главная причина, которая ведёт к ослаблению состояния деревьев – многолетняя засуха. Грунтовые воды уходят всё ниже, корни до водяного слоя просто не достают. Есть и другая причина – так называемый карбонатный, или известковый, слой препятствует проходу корней к водоносным слоям.

Конечно, применять индивидуальный подход к каждому деревцу в условиях леса просто невозможно. Также нереально остановить крупные промышленные предприятия, выбросы которых влияют на состояние лесов, или же прекратить добычу полезных ископаемых.

Экологи давно бьют тревогу по поводу последствий, к которым может привести добыча нефти глубоким наклонным бурением в районе Бузулукского бора. По мнению учёных, нефть для сосен является той органикой, за счёт которой они живут. Отсутствие органических веществ значительно ослабляет состояние древостоев, делает их подверженным всевозможным болезням. К тому же антропогенные (высаженные) леса, коим является Бузулукский бор, всегда более уязвимы к неблагоприятным факторам, чем девственные.

По данным оренбургского филиала Рослесозащиты, на данный момент по области лесными болезнями поражены сосны на площади 506 гектаров, берёзы – 957,5 гектаров, дубы – 171 гектар. Специалисты сейчас ведут инструментальное лесопатологическое обследование, в ходе которого высчитывают общую поражённую площадь, процент погибших деревьев.

Необходимые документы направят в Минприроды и Рослесхоз. Уже там будут решать вопрос о проведении выборочных либо сплошных рубок поражённых лесополос. После агротехнической обработки почвы на этом месте будут высажены новые деревья.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top