$ 66.00 € 75.33
16+
18 ноября 2018, 13:08

Недоступная среда

Почему оренбургским инвалидам нереально самостоятельно перемещаться по городу
24.08.2018, 10:15
Времена, когда люди с ограниченными возможностями не могли рассчитывать на общественный транспорт, уходят в прошлое. Правда, медленней, чем хотелось бы.
Фото: Олег Рукавицын

В Оренбургской области на пассажирских маршрутах работает три десятка низкопольных автобусов и два десятка низкопольных троллейбусов. Это больше, чем во многих регионах страны. Однако люди с ограниченными возможностями здоровья утверждают, что пользоваться общественным транспортом не могут.

 

Через ямы и бордюры

Николаю Деревянкину из Оренбурга чуть больше сорока. Травму позвоночника он получил на работе шесть лет назад, с тех пор передвигается на инвалидной коляске. Николай -  активист, участвует во всех встречах общественных организаций инвалидов c властью. Он продвигал региональную программу доступности транспорта для инвалидов. И вот, казалось бы, закуплено беспрецедентное количество транспорта с пологим въездом, распределено на самые популярные маршруты. Но сам Николай им не пользуется:

- Я живу на улице Зиновьева, это район Маяка. На втором маршруте троллейбуса есть несколько низкопольных единиц транспорта. Однако чтобы добраться до остановки, мне приходится проезжать на коляске по двум улицам - Воровского и Бебеля. По пути я встречаю только ямы и высокие бордюры. Самостоятельно, без помощи супруги, я проехать к остановке не смогу. Да и с самой остановки заехать в троллейбус просто невозможно - нет пологого съезда. Пробовал однажды, перевернулся. Без адекватного съезда с остановки в низкопольном транспорте нет смысла.

Николай рассказал и о работе «социального такси» - так называются газели с подъёмниками, которые предоставляются инвалидам социальными службами. Заказывать их можно бесплатно, только если едешь на лечение.

А остальные выезды, например, в учреждения, в магазины, в гости, оплачиваются по тарифу 70 рублей в час. И опять же, заявку на такое такси в социальную службу нужно оставлять за 2 - 3 недели. А если понадобилось съездить по делам, скажем, завтра, в социальное такси можно не звонить.

 

Коляска - ноги инвалида

Валерия Никитина и её 14-летняя дочь Аня, страдающая детским церебральным параличом, проживают в новостройке на северо-западе областного центра. Здесь есть широкие тротуары, пологие съезды на дороги, уличные пандусы-заезды в подъезд и даже внутриподъездные пандусы к лифтам. Большинство торговых и бытовых точек имеют комфортный для колясочника въезд. Скоро девочке родители приобретут коляску с электроприводом, чтобы ей комфортно было передвигаться по району, не прибегая к помощи близких.

Родители Ани говорят, что для полноценной доступной среды их дочери не хватает общественного транспорта - в 19-м и 20-м микрорайонах из низкопольного транспорта ходит только «двадцатка». Анне можно было бы ощутить полную свободу от родителей, передвигаясь самостоятельно по городу на этом маршруте, если бы не бордюр на их остановке, мешающий въехать в автобус. По этой же причине невозможно переехать и на другую сторону улицы Салмышской.
Два раза пытались проехать на троллейбусе второго маршрута Гузалия Сапунова с сыном-колясочником Павлом.

- Один раз кондуктор увидела нас и так и сказала: «Извините, не знаю, как вам помочь». Двери закрылись и троллейбус уехал! Мы остались на остановке. Было обидно до слёз. Второй раз водитель вышел, опустил мостик и мы въехали. Хочу похвалить муниципальную диспетчерскую службу, в которой мы узнаём расписание низкопольного транспорта. Диспетчеры мне даже как-то перезванивали сами, подбирали удобное для нас время.

Сами автобусы и троллейбусы тоже ходят чётко, по расписанию. А вот проблема у нас в таких кондукторах, которые «не знают, как помочь», и, конечно, в беспрепятственном доступе с остановок в транспорт.

 

Транспорт есть, дороги нет

В сентябре прошлого года Оренбургское отделение «Общероссийского народного фронта» провело опрос среди инвалидов на тему доступности общественного транспорта. Выяснилось, что 71 процент опрошенных считает себя активными или скорее активными. 83 процента выезжают из дома для получения медицинских услуг, 71 процент - для получения государственных услуг, 83 процента -  за покупками.

Вместе с тем опрошенные отмечают трудности доступа в эти учреждения. Удобный общественный транспорт есть, а вот непрерывной связи «дом-дорога-троллейбус» практически нет. В ходе того же мониторинга подавляющее большинство нужных маршрутов лица с инвалидностью назвали либо недоступными для самостоятельного перемещения, либо частично доступными.

В связи с этим люди с ограниченными возможностями здоровья вынуждены прибегать к помощи сопровождающих или обходить барьеры и удлинять маршрут следования.

Председатель Оренбургского областного общества инвалидов «Школа независимой жизни» Надежда Корнеева считает, что доступная среда для инвалида должна исходить из индивидуальных потребностей:

- Нет смысла, скажем, ставить пандусы при каждом подъезде, если в этих подъездах инвалиды не живут. А вот учесть наличие ровной асфальтированной дороги от частного дома конкретного инвалида к ближайшей автобусной остановке вполне по силам. Это позволит эффективно расходовать бюджетные средства на создание доступной среды, что особенно важно в условиях ограниченности средств на эти цели.

Недавно «Школа независимой жизни» написала письмо в министерство строительства области с предложением уделить особое внимание созданию непрерывности маршрутов для инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению от дома до жизненно важных объектов:

- довести остановочные павильоны до уровня досягаемости входных дверей в автобусы и троллейбусы;

- повысить ответственность проектно-строительных организаций за выполнение требований доступности для инвалидов;

- активнее привлекать общества инвалидов к общественному контролю над исполнением федерального законодательства. Причём не только в период сдачи объектов, но и на проектном уровне.

В «Школе независимой жизни» говорят, что серьёзные проблемы не решаются молниеносно. Но отмечают, что власть их слышит, контакт налажен. А значит, можно надеяться на положительное рассмотрение запросов.

По словам Дмитрия Михайлова, начальника отдела по развитию транспорта министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, на объектах транспортной инфраструктуры ведутся регулярные проверки с участием представителей обществ инвалидов. В регионе в данный момент на линиях работает 33 автобуса и 21 троллейбус, предназначенные для перевозки маломобильных групп населения.

Все аэропорты, железнодорожные вокзалы и автовокзалы области доступны для передвижения инвалидов. Назначены ответственные лица для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучен персонал для работы на аппаратах «Аппарель» - это площадки для съездов и подъёма инвалидных колясок.

Запланировано обследование вокзалов с целью ещё большей модернизации, а также обучение специалистов для работы с инвалидами на транспорте.

 

Важно!

Жалобы по доступности общественного транспорта в любом населённом пункте Оренбургской области принимает общественная организация инвалидов «Школа независимой жизни» по телефонам: 8 (3532) 70-31-30, 8-906-843-13-34.

Кстати

Доступность общественного транспорта для инвалидов декларируется в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Эта статья обязывает государственный и муниципальные органы власти делать доступными объекты транспортной инфраструктуры. Если ваши права как инвалида нарушаются, нужно обратиться в орган соцзащиты по месту жительства и в транспортную прокуратуру.

Татьяна Шаповаленко

Новости
все новости