Ко Дню науки, 8 февраля, Оренбургский госуниверситет по традиции подготовил публичные лекции, прийти на которые может любой желающий. Учёные будут рассказывать об истории, экологии, архитектуре.
Один из лекторов – доцент кафедры географии и регионоведения ОГУ кандидат географических наук Алексей Любичанковский – познакомит оренбуржцев с географией любви.
Кому тёща не страшна
– Алексей Валентинович, название вашей лекции «География любви» интригует. О чём пойдёт речь?
– О географической картине систем родства, брачных традициях, эротических ритуалах разных народов. В современном мире сосуществует великое множество норм, отличающихся тем, как люди строят семейные отношения, ухаживают за женщиной и демонстрируют свои чувства в социальном пространстве. Например, на островах Тробриан невозможен конфликт между тёщей и зятем, так как там иной характер наследования и передачи родства. Главными персонажами выступают мать и её дядя. Если увидеть всю панораму человеческих семейных взаимоотношений, притом взглянуть без моральных оценок типа «Ах, бесстыдники!», становится ясно: то, что сего дня воспринимается как ультрасовременное, таковым не является. Даже искусственное оплодотворение или суррогатное материнство имеют аналоги, конечно, не технологические, а метафорические. Например, в Нигерии есть племена, где в норме вещей сдавать чрево напрокат.
– А насколько исследования такого рода научны в строгом смысле слова?
– География – единственная наука, которая относится и к естественнонаучным, и к гуманитарным. Действительно, в гуманитарном знании есть определённая проблема доказательности, верификации. Я отношусь к географам-обществоведам, исследую гуманитарную ветвь географии. Что касается научной строгости, академичности, в 2014 году в Лиссабоне я участвовал в научной конференции, которую проводил Оксфордский университет. И был, мягко говоря, удивлён, когда один из докладчиков, вполне серьёзный учёный, выступал с темой «Город Бэтмана». То есть он взял художественное произведение и географическими методами изучил структуру этого пространства.
– Получается, объектом научного исследования может стать всё что угодно? Даже «Петя – дурак»?
– Научный подход в том, что априори ничего нельзя утверждать. Можно выдвинуть гипотезу и проверить её. Например, измерить IQ Пети, его когнитивные способности. Интеллект – не единственная функция разума. Петя может иметь некую интеллектуальную неполноценность (что ещё надо доказать!), однако при этом, допустим, он способен чувствовать прекрасное. Кроме того, надо определиться с понятиями. Слово «дурак» имеет ругательную коннотацию, в объекте «Петя – дурак» уже заложена эмоциональная оценка, а наука не эмоциональна. Наука – это раскладывание на составные части.
Из прошлой жизни
– А с какой темой вы выступали на той конференции в Лиссабоне?
– География терроризма. Мы с моим учеником и другом Александром Михайловым посмотрели, как понимают терроризм, где он локализуется и есть ли у него факторы этноментального характера.
Притом под терроризмом я имел в виду не разгул преступности в общем или национально-освободительные движения, а именно злодеяния, нарушающие все моральные нормы. Есть определённые географические условия, при которых появляются люди, готовые к злодеяниям. Таких людей не надо специально зомбировать, похищать, применять к ним психотропные вещества. Они уже готовы, потому что живут в местах совмещения двух-трёх совершенно не схожих стереотипов поведения.
К примеру, когда моногамная семья соседствует с полигамной или кочевой образ жизни – с оседлым. Представление о хорошем и плохом складывается в детстве. И если возникает такая множественность в ориентирах, она может повлиять на человека фатальным образом.
Молодой человек, подрастая, не знает, что выбрать, запутывается и начинает ненавидеть всё окружающее. И брачный инстинкт, и инстинкт самосохранения заменяется такой тотальной ненавистью.
– Про географию любви и географию терроризма мы поговорили, а существует география науки? Есть ли у науки национальные особенности?
– Есть, хотя и принято говорить, что наука универсальна. Например, российские и немецкие учёные консервативны и очень чётко проводят грань между наукой и ненаукой. В Англии другой подход.
Мне в прессе попалась такая история. Один человек, не учёный и вообще не отягощённый университетским образованием, утверждал, что помнит своё прошлое перерождение, и детально, с колоссальной точностью описывал пространство, кажется, в Шотландии XVIII века. Так вот, собрались учёные, форум экспертов как раз по Шотландии того периода. Сам факт такой дискуссии, то, что учёные всерьёз обсуждают эту тему, свидетельствует, что границы между наукой и ненаукой не настолько чёткие.
В России я не представляю себе такого обсуждения в научном сообществе. А, допустим, индийский йог не воспримет это с иронией.
С облака под фанфары?
– Какая из тенденций вас больше раздражает: когда кричат: «Учёные доказали!» – преувеличивая значение научных достижений, или когда противопоставляют науку искусству или религии, подчёркивая ограниченность возможностей науки?
– Как правило, два учёных – три мнения. Одна система отсчёта встраивается в другую. Прописных истин мало, а передний край науки – это как раз споры!
Спрашивают генетика- учёного: «Правда ли, что человек появился от того, что инопланетяне внедрили прагеном?» И он отвечает: «Я не знаю. Я учёный. Науке на данный момент не известно, как произошла мутация в прагеноме».
Вообще, «Я не знаю» – очень смелая фраза. Даже в индийском мировоззрении есть отождествление себя со своим неведением. Если человек не ведает, он входит в естественный поиск ответа. Знание, умозаключение ставит заслон для нового.
– Так и вспомним Сократа с его «Я знаю, что ничего не знаю».
– А продолжение этой фразы: «Но многие не знают и этого!» Был разговор у меня с одним священником. Он говорит: «Я уважаю науку, но единственное, что не могу принять, – это, что человек произошёл от обезьяны. Либо Бог, либо обезьяна!». А для меня тут нет противоречия.
Онтогенез повторяет филогенез. Поначалу эмбриончик похож на рыбку, а на седьмом месяце волосками покрывается. Почему творение Богом человека представляется, как будто человек был спущен с облака под фанфары? Жизнь устроена так, что что-то развивается-развивается и становится качественно иным.
И в этом не меньшая божественная загадка! Есть такой момент – расширение сознания, его хорошо чувствуют студенты, работая над своими первыми исследованиями. Это признание возможности альтернативы. Есть один ответ, но может быть и другой. Тут важно само допущение. Как, например, понимать, что Бог создал Еву из ребра Адама? Ребро можно воспринимать как ребро стола, две грани человеческого, Адама как совокупное человечества или конкретного Адама. Интерпретаций может быть много.
Весело и не по теме
– А серьёзность – важное качество для учёного?
– Думаю, серьёзность губит мышление. Лёгкость и непринуждённость – реальное условие свободного думания. Ведь, если мы редуцируем серьёзность к своей основе, то это серьёзность к самому себе. А когда ты думаешь о чём-то, ты сливаешься с объектом думания и тебя уже нет. К такому выводу я пришёл по опыту общения с титанами научной мысли.
У больших учёных есть ирония, какое-то шутливое хулиганство, и не потому, что «надо пошутить» или «пытаться сострить». Это их образ мысли.
Например, Борис Борисович Родоман, ему сейчас 88 лет, признанный гений географии, наряду с поляризованной биосферой, огромным вкладом в науку, в эти же годы написал социопсихологический трактат «Сексуальное шефство: любовь на кафедре в лаборатории» и ценит его не меньше!
– А как вас воспринимают студенты?
– Есть такой профессорско-преподавательский рейтинг России, где студенты оставляют отзывы. Там можно найти очень лестные отзывы обо мне, слова благодарности, но мой любимый отзыв таков: «Весело, но всё не по теме! Постоянно опаздывает!»
– Вы преподаёте в вузе, который сами же и окончили, уже 14 лет. Какую мысль прежде всего стараетесь донести до студентов?
– Что нужно сомневаться. Пришла идея – хорошо, иногда идея приходит из ниоткуда. Но это лишь гипотеза, которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Провести анализ и понять, где трещина.
Иногда бывает так, что ты видишь лишь то, что хочешь видеть, и тогда подбираются аргументы только за, но это уже попахивает шарлатанством. Собственную идею надо уязвлять как можно сильнее. Сказать себе: «А если я неправ?» Другие тебе помогут, но ты старайся в этом больше других.
И если через такое отбрасывание пройдёшь – это по-научному.