Завершился очередной большой этап в работе финансового блока правительства Оренбургской области. Проанализирована статистика, сведены все отчёты, многократно выверены прогнозы, получено заключение Счётной палаты. Общественности был представлен проект бюджета на следующий год и плановый период 2021 и 2022 годы.
Если в прошлом году впервые за десятилетие был представлен бюджет с профицитом, то в ближайшие три года такого не предвидится. Значит ли это, что область стала меньше зарабатывать? Вовсе нет. Просто в проекте бюджета теперь учтены нужды оренбуржцев, которые до сих пор откладывали.
Приятно считать доходы
Процедура публичных слушаний по проекту бюджета обязательна по законодательству. И если сначала к этому относились как к малопонятному ритуалу, то теперь интерес к обсуждению вовсе не номинальный. Депутаты Законодательного собрания обязательно готовят выступления, реагируют общественные организации, задают вопросы студенты. В зале столько слушателей, что приходится ставить дополнительный ряд кресел.
Основные параметры для следующего года: общий объём доходов в 2020 году спрогнозирован в сумме 97,1 миллиарда рублей. Это на 1,1 миллиарда больше, чем в 2019 году. Уже этот показатель говорит о том, что ни о каком финансовом кризисе и глубокой стагнации промышленности речь не идёт. Из этой суммы налоговые и неналоговые поступления – 76,4 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом бюджетные доходы выросли на 4 миллиарда.
Налоги – главный показатель стабильности работы предприятий. Если есть чем платить, значит есть работа, сбыт и прибыль. Налог на прибыль, который прогнозируется в 2020 году, составит 34,9 миллиарда рублей, что на 3,5 процента больше, чем в 2019 году. Рост показывают не только предприятия нефтегазодобывающей отрасли, но и энергетики, и обрабатывающие производства. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) областная казна планирует получить в размере 20 миллиардов рублей (на 4 процента больше предыдущего периода). При этом сохраняются все социальные выплаты, налоговые вычеты и возвраты.
Самый большой рост показывают акцизы – 8,3 миллиарда. Здесь, как и ожидалось, больше всего принесут прибыли акцизы на нефтепродукты. Результат этот стал возможен благодаря федеральному решению о поэтапном увеличении доли региональных бюджетов в распределении топливных акцизов. К 2024 году в областную казну будет поступать 100 процентов от реализации акцизов углеводородов. Есть хорошая новость и для муниципалитетов. Решением областного правительства госпошлины юридически значимых действий через МФЦ будут поступать в бюджеты городских округов и муниципальных образований. Это решение вступит в силу с 1 января 2020 года. Приблизительно 71 миллион рублей поступит напрямую в казну местных органов власти.
Из федерального центра
Критики централизованного сбора налогов часто говорят о том, что было бы неплохо переписать Бюджетный кодекс и оставлять в регионах больше налоговых поступлений. Однако они редко упоминают о том, что регионы получают весьма значительные транши и субсидии из федерального центра.
Финансовые потоки движутся вовсе не в одном направлении. И речь идёт не только о реализации национальных проектов. В 2020 году Оренбургская область получит 20,8 миллиарда рублей безвозмездных поступлений. Из них 17,9 миллиарда – целевые средства.
Субсидии из федерального центра – отдельный разговор. На что государство готово тратить деньги в регионах? Что является национальным приоритетом? На создание центров поддержки одарённых детей – 323 миллиона рублей, на обновление материально-технической базы школ – 45 миллионов. Создание центров цифрового образования для детей и школьников – 12,7 миллиона, на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями – 7,5 миллиона рублей. Есть ещё субсидии на охрану водных объектов и обновление воинских захоронений.
Но все эти субсидии не самые масштабные. Скорее уж их можно назвать бонусами за хорошую работу при бюджетном планировании предыдущих лет. А вот основные субсидии будут выделены и направлены на образование и здравоохранение. Строительство детских садов и школ в 2020 году – 974,9 миллиона рублей, развитие здравоохранения – 964,7 миллиона. Формирование современной комфортной городской среды – 582,1 миллиона рублей. 400 миллионов будет выделено на ежемесячные выплаты для многодетных семей.
На что будем тратить
Денежные поступления приятно считать и осознавать. Но сколько при этом в регионе предстоит расходов? Региональный Минфин планирует, что расход составит 103,7 миллиарда рублей. Расходы на социальную сферу – 67,7 миллиарда. Это на 4,3 миллиарда больше, чем в прошлом году. Расходы на оплату труда в областном бюджете составляют 14,5 миллиарда рублей.
Рост заработных плат, предусмотренный президентскими указами, в этом бюджете учтён. Майские указы никто не отменял, однако кроме бюджетников, о которых позаботился президент, есть ещё несколько категорий оренбуржцев, которым поднимут зарплату по решению губернатора. Денис Паслер решил, что необходимо стимулировать высококвалифицированные кадры в ветеринарной службе, охотничьем хозяйстве, в центрах занятости населения. Кроме того, в повышении заработных плат в этом году нуждаются специалисты МФЦ, общеотраслевые инженеры, бухгалтеры, экономисты. Около 5 тысяч человек будут получать в следующем году повышенную зарплату. На это предусмотрено 195 миллионов рублей. Противопожарная служба также доведёт среднюю заработную плату до 32 тысяч рублей в месяц.
На нацпроекты в 2020 году в бюджет закладывается 17,2 миллиарда. В этой сумме как федеральные, так и региональные деньги. Сумма на
3,8 миллиарда больше, чем в 2019 году. Так что Оренбургская область продолжит строить и ремонтировать дороги, школы, детские сады, поликлиники и общественные пространства. Кроме ремонта в расходах на нацпроекты предусмотрены средства на цифровизацию и стимулирование бизнеса.
На национальную экономику мы потратим 17 539 миллионов рублей, на ЖКХ – 3591,6 миллиона рублей. Дефицит областного бюджета на 2020 год спрогнозирован в сумме 6,4 миллиарда рублей. По оценке Минфина России, Оренбургская область находится в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Прогнозные суммы бюджета не догма на ближайшие три года. Бюджет вполне пластичен. Если возникнет острая необходимость потратиться или, напротив, получить прибыль, финансовые структуры правительства и региональный парламент всегда готовы принять поправки.