Зачем ребёнку свободное время

Что радует Инну Николаевну? Родительское участие, интерес к своему ребёнку. Как отучить карапуза от соски? Чем увлечь подготовишку, чтобы оторвался от компьютера? Ответ найдётся

Соревнования «Молодые профессионалы» вообще-то рассчитаны на молодёжь, потому так и называются.

Однако недавно в чемпионат включили и зрелых участников, назвав категорию 50+ «Навыки мудрых». Мудрые состязались по 7 компетенциям, одна из которых «дошкольное образование». Первое место досталось Инне Леоновой, воспитателю детсада из Сакмарского района с 37-летним стажем.

С нужной скоростью

Кем работает Инна Нико­лаевна, можно догадаться по одной только «сказовой» манере говорить: речь её нетороплива, голос мягкий, интонация как будто утешающая, успокаиваю­щая любое волнение. Слушаешь её и как будто возле маминого тёплого бочка пригреваешься.

– Вообще-то по натуре я человек импульсивный, – сме­ётся она. – Но любая профессия накладывает отпечаток на личность. Вот и я научилась быть более спокойной, урав­новешенной. На чемпионате дали задание провести демон­страционное занятие с детьми за 15 минут. Я поначалу рас­терялась: как уложить полу­часовое занятие в такое время без ущерба для содержания, оно ведь имеет свою структуру: начало, развитие, завершение! Мне советуют, мол, ну ты про­сто говори побыстрее. Да как побыстрее, когда я тридцать с лишним лет училась говорить медленнее! Аудитория-то моя – малыши! Чтобы они поняли, не нужен быстрый темп, а то и повторить стоит раз, другой, третий.

Со школьных лет Инна меч­тала стать психологом, читала любые доступные в советские годы книжки по психологии. Но вето на её планы наложил отец: «Что такое психолог? – ворчал он. – Не будет в нашей семье психологов! В промышленность пойдёшь!»

Окончив 10 классов, Инна поехала в Пензу учиться на технолога машиностроения, параллельно устроилась на химмашзавод. Однако доволь­но скоро поняла, что всё это ей чуждо. Вернулась домой.

– Отец, конечно, был недо­волен, – вспоминает она. – Но делать нечего, я уже вернулась и стою на своём! Сказал: «Ну иди тогда с матерью работай!» Мама была медсестрой в детском сади­ке. Я и пошла. Меня взяли вос­питателем. В те годы брали без педагогического образования.

Первый шок

Инна Николаевна вспоми­нает, что поначалу даже не вол­новалась. Работу воспитателя представляла себе так: главное – любить детей, играть с ними и присматривать, чтобы вечером вернуть их родителям целыми. Конспекты занятий есть в ме­тодических пособиях – читай и проводи, ничего сложного. Однако первая же встреча с методистом обернулась для неё шоком.

– Методист подошла ко мне и попросила предоставить отчёт, какие дидактические и сюжет­но-ролевые игры я планирую проводить с детьми на этой неделе, – вспоминает Инна Леонова. – Мне стало так стыдно, я ведь не знала даже, что озна­чает слово «дидактические»! И к ней обратиться за помощью почему-то постеснялась. К маме за утешением тоже не побежала. Нас родители приучали в пер­вую очередь искать недостатки в себе и исправлять их, а не обижаться на тех, кто сделал тебе замечание.

18-летняя воспитательница всерьёз взялась за изучение методической литературы, а вскоре поступила в педучилище. И только когда его окончила, вздохнула свободно: теперь она чувствовала себя в детском саду уверенно и на своём месте. А по­сле 30 лет доросла и до должно­сти заведующей детсадом. Даже собиралась открыть частный детсад. Дело было в 90-е, семья её тогда жила в Казахстане.

– Детсады закрывались, и сотрудникам разрешалось вме­сто зарплаты брать посуду или какие-то вещи из садика. Так вот я взяла 10 детских крова­ток, думала, пригодятся, когда открою частный детский сад, – продолжает Инна Леонова. – А потом пришёл новый аким, стал восстанавливать детсады, и у меня всё выкупили. Но заве­дующей я больше не пошла, мне нравится с детьми возиться, а не взрослыми руководить.

В тандеме

И в Казахстане, и уже после переезда в Россию Инна Леонова работала в основном в крупных детсадах. И сейчас она воспи­татель в детском саду посёлка Красный Коммунар, что в пяти километрах от Сакмары. Здесь 11 групп, 280 детей.

– С детьми не сложно, с ро­дителями сложнее, – признаётся она. – Сейчас подросло такое поколение родителей, которые почему-то перекладывают от­ветственность по воспитанию ребёнка на детский сад, а сами устраняются. А по-хорошему, воспитатель и родители – это тандем. Нынешние родители балуют детей, но это не столько от большой любви, сколько от собственной педагогической беспомощности, от неумения устанавливать правила и при­держиваться их, – размышляет воспитатель. – Ребёнку нужны границы, режим, это даёт ощу­щение стабильности, снижает тревогу, укрепляет понимание, что можно, а чего нельзя. Дети – тонкие психологи. Они мгно­венно улавливают настроение взрослых, угадывают слабые места и потом ловко на этом играют.

Инна Николаевна вырастила трёх дочерей. Кстати, именно они подвигли её на участие в чемпионате WorldSkills. Она-то поначалу отказывалась, но доч­ки сказали: «Мама, мы в тебя верим! Ты точно сможешь!» А уж как они радовались, когда она победила!

Отцы и деды

Сравнивая поколения отцов и детей, воспитатель невольно отмечает, как изменился сам стиль жизни.

– Когда я была ребёнком, ро­дители порой и не знали, где мы с сёстрами пропадаем целыми днями! И на стройке играли, и на плоту сплавлялись, однаж­ды чуть не утонули. Вечером, можно сказать, приползали до­мой, перепачканные, уставшие. Я уже своим дочкам установи­ла правило: выходите гулять на улицу – со двора ни ногой, играйте в зоне моей видимости, если зову, сразу отзывайтесь. А внуки мои, как и другие дети их поколения, растут уже под тотальным родительским кон­тролем. Времена сейчас такие. И в садике им объясняем прави­ла безопасности: дверь чужим не открывать, не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужую машину, даже если обе­щают шоколадку или просят поймать котёнка.

Из тенденций современно­сти Инна Николаевна отмечает и стремление родителей полно­стью ликвидировать свобод­ное время у ребёнка. Конечно, взрослым спокойнее, когда чадо занято чем-то с их санкции. Вот и стараются загрузить его, за­бить день кружками и развивай­ками по полной программе. Но в таком подходе есть как плюсы, так и минусы.

– Свободное время детям нужно, иногда полезно «ничего не делать», чтобы просто вздох­нуть, почувствовать самого себя без внешнего контроля, – рассуждает педагог. – Но сами структурировать своё время и занимать себя, причём без теле­фонов и планшетов, дети пока не умеют. Они наблюдают за взрослыми и учатся этому в со­вместной с ними деятельности, тут пример старших бесценен. Прекрасно, если сын видит, что отец вечером собрал друзей-соседей и вышел покидать мяч на баскетбольной площадке во дворе. Или в детском саду малыш не бесцельно лазает по сугробам, а участвует в строи­тельстве снежного городка.

В практике Инны Никола­евны была группа почти из од­них мальчишек – 22 мальчика, 8 девочек.

– Мы организовали на нашем участке футбольное поле, по­ставили ворота и стали играть в футбол. Я и сама с ними мячик попинала, – улыбается она.

Педагог с удовольствием вспоминает, как в одном из дет­садов, ещё в Казахстане, учила детей лепке из глины. Сначала группа ходила собирать глину и мыть её, потом вместе лепили поделки, обжигали их по всем правилам и затем разукраши­вали. Нравилось ей и актив­но участвовать в подготовке сценариев к утренникам, хотя обычно этим занимается только музработник.

Считается, что хороший вос­питатель, как и учитель, тот, кто любит детей. Но любовь каждый понимает по-своему, да и штука эта неизмеримая. Кто из нас не вспомнит некую жуткую Ма­риванну из детства, злючку, от которой стыла кровь, но которая направо и налево рассказывала всем, что педагогика – её при­звание, детей она просто обо­жает и отдаёт им всю себя!

Инна Николаевна считает, что детей, прежде всего, надо узнать: у кого какой характер, стиль общения в семье, кто чего боится, чем гордится, чему радуется, в каких услови­ях живёт. Тогда даже к самому «колючему ёжику» ключик по­добрать проще.

Сакмарский район

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: