Соревнования «Молодые профессионалы» вообще-то рассчитаны на молодёжь, потому так и называются.
Однако недавно в чемпионат включили и зрелых участников, назвав категорию 50+ «Навыки мудрых». Мудрые состязались по 7 компетенциям, одна из которых «дошкольное образование». Первое место досталось Инне Леоновой, воспитателю детсада из Сакмарского района с 37-летним стажем.
С нужной скоростью
Кем работает Инна Николаевна, можно догадаться по одной только «сказовой» манере говорить: речь её нетороплива, голос мягкий, интонация как будто утешающая, успокаивающая любое волнение. Слушаешь её и как будто возле маминого тёплого бочка пригреваешься.
– Вообще-то по натуре я человек импульсивный, – смеётся она. – Но любая профессия накладывает отпечаток на личность. Вот и я научилась быть более спокойной, уравновешенной. На чемпионате дали задание провести демонстрационное занятие с детьми за 15 минут. Я поначалу растерялась: как уложить получасовое занятие в такое время без ущерба для содержания, оно ведь имеет свою структуру: начало, развитие, завершение! Мне советуют, мол, ну ты просто говори побыстрее. Да как побыстрее, когда я тридцать с лишним лет училась говорить медленнее! Аудитория-то моя – малыши! Чтобы они поняли, не нужен быстрый темп, а то и повторить стоит раз, другой, третий.
Со школьных лет Инна мечтала стать психологом, читала любые доступные в советские годы книжки по психологии. Но вето на её планы наложил отец: «Что такое психолог? – ворчал он. – Не будет в нашей семье психологов! В промышленность пойдёшь!»
Окончив 10 классов, Инна поехала в Пензу учиться на технолога машиностроения, параллельно устроилась на химмашзавод. Однако довольно скоро поняла, что всё это ей чуждо. Вернулась домой.
– Отец, конечно, был недоволен, – вспоминает она. – Но делать нечего, я уже вернулась и стою на своём! Сказал: «Ну иди тогда с матерью работай!» Мама была медсестрой в детском садике. Я и пошла. Меня взяли воспитателем. В те годы брали без педагогического образования.
Первый шок
Инна Николаевна вспоминает, что поначалу даже не волновалась. Работу воспитателя представляла себе так: главное – любить детей, играть с ними и присматривать, чтобы вечером вернуть их родителям целыми. Конспекты занятий есть в методических пособиях – читай и проводи, ничего сложного. Однако первая же встреча с методистом обернулась для неё шоком.
– Методист подошла ко мне и попросила предоставить отчёт, какие дидактические и сюжетно-ролевые игры я планирую проводить с детьми на этой неделе, – вспоминает Инна Леонова. – Мне стало так стыдно, я ведь не знала даже, что означает слово «дидактические»! И к ней обратиться за помощью почему-то постеснялась. К маме за утешением тоже не побежала. Нас родители приучали в первую очередь искать недостатки в себе и исправлять их, а не обижаться на тех, кто сделал тебе замечание.
18-летняя воспитательница всерьёз взялась за изучение методической литературы, а вскоре поступила в педучилище. И только когда его окончила, вздохнула свободно: теперь она чувствовала себя в детском саду уверенно и на своём месте. А после 30 лет доросла и до должности заведующей детсадом. Даже собиралась открыть частный детсад. Дело было в 90-е, семья её тогда жила в Казахстане.
– Детсады закрывались, и сотрудникам разрешалось вместо зарплаты брать посуду или какие-то вещи из садика. Так вот я взяла 10 детских кроваток, думала, пригодятся, когда открою частный детский сад, – продолжает Инна Леонова. – А потом пришёл новый аким, стал восстанавливать детсады, и у меня всё выкупили. Но заведующей я больше не пошла, мне нравится с детьми возиться, а не взрослыми руководить.
В тандеме
И в Казахстане, и уже после переезда в Россию Инна Леонова работала в основном в крупных детсадах. И сейчас она воспитатель в детском саду посёлка Красный Коммунар, что в пяти километрах от Сакмары. Здесь 11 групп, 280 детей.
– С детьми не сложно, с родителями сложнее, – признаётся она. – Сейчас подросло такое поколение родителей, которые почему-то перекладывают ответственность по воспитанию ребёнка на детский сад, а сами устраняются. А по-хорошему, воспитатель и родители – это тандем. Нынешние родители балуют детей, но это не столько от большой любви, сколько от собственной педагогической беспомощности, от неумения устанавливать правила и придерживаться их, – размышляет воспитатель. – Ребёнку нужны границы, режим, это даёт ощущение стабильности, снижает тревогу, укрепляет понимание, что можно, а чего нельзя. Дети – тонкие психологи. Они мгновенно улавливают настроение взрослых, угадывают слабые места и потом ловко на этом играют.
Инна Николаевна вырастила трёх дочерей. Кстати, именно они подвигли её на участие в чемпионате WorldSkills. Она-то поначалу отказывалась, но дочки сказали: «Мама, мы в тебя верим! Ты точно сможешь!» А уж как они радовались, когда она победила!
Отцы и деды
Сравнивая поколения отцов и детей, воспитатель невольно отмечает, как изменился сам стиль жизни.
– Когда я была ребёнком, родители порой и не знали, где мы с сёстрами пропадаем целыми днями! И на стройке играли, и на плоту сплавлялись, однажды чуть не утонули. Вечером, можно сказать, приползали домой, перепачканные, уставшие. Я уже своим дочкам установила правило: выходите гулять на улицу – со двора ни ногой, играйте в зоне моей видимости, если зову, сразу отзывайтесь. А внуки мои, как и другие дети их поколения, растут уже под тотальным родительским контролем. Времена сейчас такие. И в садике им объясняем правила безопасности: дверь чужим не открывать, не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужую машину, даже если обещают шоколадку или просят поймать котёнка.
Из тенденций современности Инна Николаевна отмечает и стремление родителей полностью ликвидировать свободное время у ребёнка. Конечно, взрослым спокойнее, когда чадо занято чем-то с их санкции. Вот и стараются загрузить его, забить день кружками и развивайками по полной программе. Но в таком подходе есть как плюсы, так и минусы.
– Свободное время детям нужно, иногда полезно «ничего не делать», чтобы просто вздохнуть, почувствовать самого себя без внешнего контроля, – рассуждает педагог. – Но сами структурировать своё время и занимать себя, причём без телефонов и планшетов, дети пока не умеют. Они наблюдают за взрослыми и учатся этому в совместной с ними деятельности, тут пример старших бесценен. Прекрасно, если сын видит, что отец вечером собрал друзей-соседей и вышел покидать мяч на баскетбольной площадке во дворе. Или в детском саду малыш не бесцельно лазает по сугробам, а участвует в строительстве снежного городка.
В практике Инны Николаевны была группа почти из одних мальчишек – 22 мальчика, 8 девочек.
– Мы организовали на нашем участке футбольное поле, поставили ворота и стали играть в футбол. Я и сама с ними мячик попинала, – улыбается она.
Педагог с удовольствием вспоминает, как в одном из детсадов, ещё в Казахстане, учила детей лепке из глины. Сначала группа ходила собирать глину и мыть её, потом вместе лепили поделки, обжигали их по всем правилам и затем разукрашивали. Нравилось ей и активно участвовать в подготовке сценариев к утренникам, хотя обычно этим занимается только музработник.
Считается, что хороший воспитатель, как и учитель, тот, кто любит детей. Но любовь каждый понимает по-своему, да и штука эта неизмеримая. Кто из нас не вспомнит некую жуткую Мариванну из детства, злючку, от которой стыла кровь, но которая направо и налево рассказывала всем, что педагогика – её призвание, детей она просто обожает и отдаёт им всю себя!
Инна Николаевна считает, что детей, прежде всего, надо узнать: у кого какой характер, стиль общения в семье, кто чего боится, чем гордится, чему радуется, в каких условиях живёт. Тогда даже к самому «колючему ёжику» ключик подобрать проще.
Сакмарский район