Как работать бизнесу на евразийском пространстве, заниматься благотворительностью, наукой, спортом и преодолевать совместные трудности.
В рамках Международного форума «Оренбуржье – сердце Евразии – 2019» подписано свыше 20 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, развитии и поддержке малого предпринимательства, привлечении российских и иностранных инвестиций в региональные приоритетные проекты, развитии цифровой экономики, развитии международных и внешнеэкономических связей в сферах торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.
Международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии» для тех, кто работает в реальном секторе экономики. Его ждут, к нему готовятся. На форуме для представителей бизнеса есть всё: полный спектр информации и прямой доступ к тем людям, на личный приём к которым пришлось бы записываться за много месяцев вперёд.
Казахстанская делегация, проходя по галереям выставки, задала главе Домбаровского района Валерию Швиндту вопрос о состоянии дорог. И не так важно, казалось соседям, что в районе можно добыть, вырастить, продать, как то, что отрезок прямой дороги в 9 километров просто развалился и теперь им приходится делать крюк. Инфраструктурные вопросы нашей глубокой евразийской интеграции были лейтмотивом многих переговоров на форуме. О необходимости и возможности скорой модернизации пограничных пунктов пропуска «Сагарчин» и «Маштаково» говорил губернатор Денис Паслер на пленарном заседании форума. О способах доставки товаров и логистике говорили на заседании рабочей группы по взаимодействию Оренбургской области и Республики Беларусь.
Подробности внутреннего рынка
Для тех, кто упорно работает не только на внешнем рынке, но и на внутреннем, тоже было много подробной информации. Одной из главных тем форума были национальные проекты как инструмент развития межнациональной интеграции. Казалось бы, общая формулировка. Однако за ней долгая история развития бизнеса. Например, продажа подакцизных товаров.
Конечно, главным источником бюджетных денег являются нефтепродукты. Они же в основном формируют и внешнеторговый оборот. Тем не менее алкогольная продукция тоже своего рода национальная валюта, предмет частых споров на границе и тоже подакцизна. Редкий месяц обходится в Оренбуржье без того, чтобы таможня не информировала о задержании партии контрафактного алкоголя на границе. А ведь находятся способы провезти этот алкоголь, минуя пограничные пункты пропуска.
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) предназначена для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С тех пор как в России предпринимателей обязали торговать через онлайн-кассы, всё меньше возможностей остаётся у продавцов и производителей реализовать левую продукцию.
За круглым столом обсуждали качество алкогольной продукции, ответственность за акцизы перед налоговыми органами. Нашлось в диалоге и место для вопросов от производителей. Когда предприятию необходимо получать разрешения, акцизы и кредиты, от него требуют справку о нулевой задолженности по налогам. Но некоторые процедуры занимают много времени. И трудно попасть в такой временной промежуток.
Государство пока не готово сократить сроки получения разрешений. Зато, оказалось, налоговые органы готовы предоставить в случае необходимости справки о том, что на момент запроса долгов нет. Досталось от предпринимательского сообщества и банковскому сектору. Конечно, именно в этом финансовом мире цифровые технологии внедряются быстрее и эффективнее, чем в любых других отраслях. Операции по регистрации юридических лиц, отчётность и даже бухгалтерия доступны теперь в банковских «личных кабинетах» любому пользователю и предпринимателю. Однако если сервис запущен недавно, то вопросы к нему возникают массово. Что бы там ни говорили в рекламе.
Тем не менее банки – самое крепкое связующее звено в политике интеграции. И многие процедуры международного взаимодействия проще решить, используя финансовые инструменты, нежели политические. Это учитывают и евразийские партнёры. Тем более это актуально, когда единый финансовый центр запланировано открыть в Казахстане. Именно там было решено создавать финансовую администрацию для всех стран – участниц Евразийского союза. Рабочие проекты стали обсуждаться на форуме не как протоколы дальних намерений, а как уже начатое и реализуемое мероприятие. То есть интеграция заработала.
Как решить вопросы межгосударственного ветеринарного контроля при экспорте продукции животноводства? Казалось бы, в рамках соглашений, подписанных Евразийской экономической комиссией, правила должны быть едины. Но национальные интересы остаются в приоритете, а потому органы власти казахстанской стороны находят возможность регулировать рынок точечными запретами на ввоз. В результате не могут ни наши аграрии поставить туда свою продукцию, ни казахстанцы вывезти мясо на российские предприятия, готовые покупать большими партиями.
Взаимодействие с торговыми представительствами, возможность получить сертификацию выпускаемой продукции за государственный счёт, финансовая помощь центров поддержки экспорта – любой вопрос из зала – и мгновенный ответ. Если это не польза от форума для бизнеса, то что тогда?
От первого лица
Денис Паслер, губернатор:
– В девятый раз в Оренбурге встречаются коллеги, партнёры и единомышленники из разных стран для того, чтобы обменяться опытом, обсудить волнующие всех нас вопросы, определить перспективы сотрудничества.
Это говорит о том, что оренбургский форум состоялся как одна из ведущих площадок евразийской интеграции. О том, что есть сложившиеся отношения между государствами и регионами. Подчеркну, прекрасные отношения, за которые я искренне благодарен всем участникам и гостям форума. Рядом со мной сегодня мои зарубежные коллеги, с которыми мы уже воплотили в жизнь ряд проектов.
Совсем недавно на форуме приграничного сотрудничества России и Казахстана главы государств обсуждали насущные вопросы, возникающие в силу роста экономической активности стран ЕАЭС. Возросший грузовой трафик создал дополнительную нагрузку на транспортную приграничную инфраструктуру. Пункты пропуска, которые прежде справлялись с потоком грузового и пассажирского транспорта, сегодня нуждаются в модернизации.
Соответствующие поручения президентом были даны, значит, проблема будет решена, рынки станут доступнее для бизнеса, будет укрепляться экономика.