Учитесь, чтоб учить

Главный корпус ОГПУ на улице Советской, д. 19.

Оренбургскому государственному педагогическому университету – 100 лет. Как изменился за минувший век старейший вуз региона, рассказала ректор ОГПУ Светлана Алёшина.

Оглядываясь в прошлое

– Светлана Александровна, с чего всё начиналось?

– В июле 1919 года в Оренбурге был открыт Институт народного образования, так тогда назывался наш университет. Учебный год раньше начинался не с сентября, как сейчас, а с 1 октября, но в тот год начали и того позже, с 19 октября. Первый приём – 150 студентов, 5 отделений (факультетами их стали называть позже) – основное, физико-математическое, словесно–историческое, биологическое и отделение трудовых профессий. Через год появилось подготовительное отделение для рабочих и крестьян, которое позже стали называть рабфаком.

– Предоставлялось ли общежитие, платили ли стипендию?

– Общежитие на 140 мест появилось лишь в 1923 году, а стипендию студенты исправно получали с первого года существования вуза по 10 рублей в месяц. 

– Есть ли сведения о том, каким был конкурс на место в первый год?

– Известно лишь, что заявлений подавалось больше, чем было фактически зачислено на обучение.

– А какой конкурс сегодня?

– Зависит от направления и профиля подготовки. Всегда высокий конкурс на историю, в этом году 14 человек на место. Когда я в 1982 году поступала на истфак Оренбургского государственного педагогического института имени Чкалова, конкурс составлял 12 человек на место. Традиционно много желающих учиться на факультете иностранных языков, в Институте физической культуры и спорта, в Институте начального и дошкольного образования. В этом году по сравнению с 2018-м выше конкурс на математику и информатику – 8 человек на место.   

– Что происходило с вузом в годы Великой Отечественной войны?

Здания корпуса № 1 на улице Советской,19 и общежития по улице Пушкинской, 18 пришлось освободить, здесь разместились два эвакогоспиталя и другие учреждения. А институт переехал в здание на проезде Коммунаров, 57. Сейчас это корпус нашего Института педагогики и психологии. В первые же два месяца с начала войны на фронт ушли 55 сотрудников пединститута, в том числе ректор Аркадий Данилович Родионов. Он не вернулся, погиб под Москвой. В вузе осталась лишь треть педсостава, остальные ушли на фронт: кого призвали, кто добровольцем. С четырёхлетнего обучения институт перешёл на трёхлетнюю подготовку учителей. Больше дисциплин оставалось для самостоятельного изучения. Недельная нагрузка на студентов увеличилась с традиционных 36 часов до 42 – 44-х. Вуз работал в три смены. Известно, что в период военного времени 140 студентов института трудились без отрыва от учёбы на оборонных предприятиях, которые были эвакуированы в Оренбуржье. Случались перебои со светом, с отоплением, на весь вуз из «транспорта» была одна–единственная лошадь. Первый автомобиль – грузовик – вуз получил после войны.

– Для сравнения предлагаю назвать цифры: была одна лошадка – теперь в автопарке вуза семь автомобилей. Первый набор был 150 студентов, а сколько человек сейчас учится в университете?

– Около 7000 человек. Из них только по очной форме 2500. У нас 8 учебных корпусов, 3 общежития. На реконструкции находится бассейн, к 2021 году он будет готов.  

Китайцам интересен Сухомлинский

– В 1996 году Оренбургский педагогический институт получил статус университета. Что изменилось?

– К университету выше требования. В том числе к профессорско-преподавательскому составу. Сегодня у нас работают 171 кандидат наук и 41 доктор наук. Были открыты непедагогические профили подготовки: экология, журналистика, экономика и управление, математическое обеспечение и администрирование информационных систем…

– Светлана Александровна, насколько высоко университет котируется по сравнению с другими вузами?

– В рейтинге гуманитарных вузов страны мы занимаем 16–е место из 78. Учредитель – министерство науки и высшего образования РФ – постоянно проводит мониторинг вузов на эффективность, а в это понятие входит многое: и средний балл ЕГЭ наших студентов, и зарплата, и сумма заработанных внебюджетных средств, и данные по международной и научной деятельности. Мы превышаем все показатели, определённые для эффективных вузов.

– Кстати, о международной деятельности. Позволяет ли педагогическая специфика ОГПУ работать в этом направлении?

– Есть, конечно, свои особенности. У нас учатся иностранные студенты, но в большинстве это граждане бывших союзных республик – Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана. Для тех из них, кто плохо владеет русским языком, мы организуем годовую подготовку по изучению русского языка, после чего они поступают в университет на общих основаниях. Из стран дальнего зарубежья сотрудничаем с Китаем. Китайцы с удовольствием изучают наследие советского педагога Василия Сухомлинского. В нашем университете работает его ученица Валентина Григорьевна Рындак, она – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики ОГПУ, заслуженный деятель науки РФ. Валентина Григорьевна возглавляет в нашем вузе научную школу изучения наследия Сухомлинского.  

– Почувствовал ли педуниверситет какие-либо изменения после введения ЕГЭ?

– Единый госэкзамен открыл перед оренбургскими выпускниками двери столичных вузов, и неудивительно, что многие высокобалльники выбирают вузы Москвы и Санкт–Петербурга. Однако в последние несколько лет тенденция уже не столь однозначна. Например, в этом году к нам пришли шесть 100-балльников. Не каждая семья материально готова отправить своего студента в столицу. Так как поступление по ЕГЭ теперь происходит без личного контакта абитуриента с преподавателями, поэтому я сама каждый год встречаюсь с первокурсниками, отвечаю на их вопросы. Это уже стало традицией.

Ответ на вызов времени

– Что сейчас есть в университете такого, чему бы очень удивились те, кто работал здесь и 50 и 100 лет назад? Не считая компьютеров и прочей аппаратуры.

– Пять лет назад мы ввели двойные профили. Это своего рода ответ на социальную ситуацию в регионе. Большинство оренбургских школ, почти 70 процентов, малокомплектные, в которых педагогу, чтобы иметь полноценную нагрузку, приходится вести не только свой предмет, но и непрофильные. Таких специалистов называют условными. Это, конечно, отражается на качестве знаний школьников. Поэтому мы сейчас готовим учителей сразу по двум профилям. Например, «начальное образование и иностранный язык», «история и русский язык», «история и обществознание». Очень востребован профиль «дошкольное образование и начальное образование». В виде эксперимента мы ввели профиль «география и иностранный язык (английский)», он тоже очень востребован, тем более что сейчас в регионе делается акцент на развитие туризма.

– Какие предметы должны сдавать выпускники школ, чтобы поступить к вам, допустим, на «географию и иностранный язык»? Географию и иностранный?

– Нет, почти на все педагогические направления набор стандартный: русский язык, математика и обществознание.

– А срок обучения по двойным профилям отличается?

– Да, если по одному профилю обучение бакалавра четыре года, то по двойному – пять лет.

– Министр просвещения Ольга Васильева недавно сказала, что в школах должно быть больше педагогов-мужчин. Каково соотношение девушек и парней среди ваших студентов?

– 80 процентов – девушки. Традиционно «мужские» направления в нашем университете – история, физическая культура и спорт, математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

– И вы, кажется, первый ректор-женщина за всю историю вуза?

– Да, все предыдущие 18 ректоров – мужчины. 25 лет вузом руководил Виктор Сергеевич Болодурин.

– Сколько учителей ОГПУ выпускает в жизнь каждый год? И чем объяснить, что педагогические кадры в регионе в дефиците? На сегодня в Оренбуржье 700 педагогических вакансий!

– По очной форме ежегодно мы выпускаем почти 500 человек. Вместе с выпускниками, учившимися заочно, набирается тысяча, но заочники, как правило, уже трудоустроены. Мы постоянно призываем своих студентов по окончании вуза работать по профессии. Говорим: «Вы учитесь сейчас, чтобы потом учить других! Не сворачивайте с выбранного пути!» Но в конечном итоге человек сам решает, что ему подходит. Среди наших выпускников есть и известные писатели, и журналисты, и политики, кто–то уходит в науку, остаётся преподавать в родном вузе. С 2020 года заработает программа «Земский учитель». Возможно, миллион рублей смотивирует выпускников работать в сельских школах.

– Какие задачи сейчас стоят перед вузом?

– Прежде всего, сохранить самостоятельность. В 2020 году достойно пройти аккредитацию. Это очень ответственный момент для университета. А в целом – идти в ногу со временем.

– Как собираетесь праздновать столетие?

– К юбилею мы выпустили «Летопись Оренбургского государственного педагогического университета». Там в хронологическом порядке собраны все значимые события из жизни вуза за 100 лет. Подготовили фотолетопись. Все мероприятия вуза в этом году посвящены юбилею. Торжественная церемония состоится 15 ноября в ДКиС «Газовик».

– Примите и наши поздравления, спасибо за интервью!

Для справки: Более 75 тысяч учителей  подготовил за 100 лет Оренбургский государственный педагогический университет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: