Все беды от любви

Умные и совестливые несчастны, а расчётливые и подлецы остаются в выигрыше. Таков расклад в финале пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне», поставленной московским режиссёром Борисом Морозовым на сцене Оренбургского областного драматического театра имени Горького. Премьера прошла с успехом на минувшей неделе.

Скрытое и явное

При всём минимализме в оформлении сцены спектакль с первых минут захватывает своей яркостью и простором. Костюмы, речь героев, сценическое поведение – всё сразу окунает в обстановку XIX века без всяких вроде параллелей с днями нынешними.

Впрочем, не одежда и манеры делают пьесу современной. Взаимоотношения людей, любовь, честность и плутовство уже сами по себе представляют материал актуальным.

Действие происходит летом в усадьбе помещика-трудяги Аркадия Ислаева, к которому прибыл в гости старинный товарищ Михаил Ракитин. Скоро становится понятно, что его приезд не от скуки, он влюблён, и, вероятно, взаимно, в жену хозяина поместья Наталью Петровну. Они не слишком скрывают друг от друга свои чувства, но не позволяют перейти грань.

Всё льётся своим чередом в доме Ислаева: одни читают книгу, другие играют в карты, а маленького сына хозяина усадьбы Колю и их воспитанницу сироту Верочку развлекает в саду недавно нанятый учитель студент-разночинец Алексей Беляев. Новый человек своей непосредственностью и открытостью быстро привлекает внимание не только 17-летней Верочки, но и её наставницы Натальи Петровны. Именно этот образ приковывает внимание зрителя, на нём и сосредотачиваются основные действия. Наталья Петровна сама пугается своего чувства.

Ситуация достаточно драматична: любящая мать и супруга, ценящая привязанность друга семьи, поддерживающая покой и уют в доме, не может поначалу признаться даже себе в новом чувстве. Ей то и дело твердят, что она стала совершенно другой, загадочной. Конфликт в пьесе разворачивается не столько между героями, сколь внутри главной героини, происходит борьба с собой. В какой-то момент прослеживаются даже сюжетные совпадения с пьесой испанского драматурга Лопе да Веги «Собака на сене», написанной в начале XVII века. Героиня не может себе позволить открытости с возлюбленным, гонит его, но в то же время и отпустить от себя не хочет.

Смятение чувств

Глубокий литературный материал, широта образа позволили в полной мере раскрыть талант драматической актрисе Наталье Лаврененко. Она играет психологически точно тургеневскую женщину так, как и видел это автор, тонкую и романтическую натуру. Наталья Петровна в её исполнении не заурядная дама, от скуки и безделья вдруг увлёкшаяся молодым человеком. Главная героиня не глупа, радуется жизни. Но вот пробуждается в ней светлое чувство – и она теряется, не зная, как себя вести.

Замечательная деталь: в минуты смятения Наталья Петровна просит дать ей руку Ракитина, а затем и Беляева в знак открытости и полного доверия.

Детали, кстати, с самого начала спектакля усиливают образы героев и определяют ход действия. Сразу бросается в глаза стена добротного особняка, на которой местами обвалилась штукатурка, и это наводит на мысль, что не всё в порядке в этом доме, что-то дало трещину.

В другой раз и Ракитин, и Наталья Петровна во время монологов-рассуждений стремятся ступить в светлые круги на полу, словно солнечные, что подчёркивает чистоту героев, стремление к правильным поступкам и честной жизни.

Ведущие герои пьесы – все сплошь положительные образы.

Помещик Ислаев (актёр Дмитрий Воропаев), с утра до ночи пропадающий на стройке плотины, – человек открытый и прямой. Как только выходит подозрение, он без обиняков спрашивает товарища о его чувствах к своей жене. Тот, скрыв, что объектом внимания Натальи Петровны стал молодой учитель, признался в своей любви и тут же заявил об отъезде, подчёркивая нежелание навредить семейной жизни Ислаевых. Ракитин при всех намерениях выглядит порядочным человеком. Он прилагает силы к тому, чтобы и студент покинул имение. Впрочем, тот и так отягощён и любовью Верочки, и признанием Натальи Петровны. Учитель также проявляет черты порядочного человека, он не хочет стать причиной раздора, хотя отношения воспитанницы и наставницы, и так ясно, уже никогда не будут, как прежде, романтичными и доверительными.

Смешное – грустное

И у автора произведения, и у создателей спектакля «Месяц в деревне» заявлен комедией, хотя сам Тургенев часто называл пьесу повестью в драматической форме. Исполнителями комического начала являются два персонажа: расчётливый доктор Шпигельский и хозяин соседского имения безнадёжно глупый Большинцов. У Тургенева доктор – человек страшный, напоказ услужливый и весёлый, однако ж готовый пойти по трупам к собственному благополучию. Актёр Борис Круглов создал образ плутовато-глуповатого доктора, не лишённого юмора, играющего доверившимся ему Большинцовым, словно марионеткой. Тот надумал свататься к Верочке и пообещал Шпигельскому, в случае если выгорит дело, тройку лошадей. Оба попадают в комичные ситуации, и зритель смеётся над ними, как бы в наказание за их неблаговидный сговор.

Что же до остального, то это всё драма. Жаль доверчивого Ислаева, который так и остаётся в неведении, жаль и других героев, они искренне любят, но их чувства никому не приносят счастья.

В накладе не остаётся только доктор Шпигельский, тройка ему, похоже, достанется, ведь Вера решает уйти к пожилому соседу Большинцову. Кстати, у Тургенева и доктор-пройдоха организовывает собственную свадебку с компаньонкой Лизаветой Богдановной.

С грустным чувством прощаются со зрителем герои, они остаются по-своему несчастны, но честны.

В тему

Комедию «Месяц в деревне» Иван Тургенев написал в 1848 – 1850 годах в Париже будучи влюблённым в Полину Виардо. Ракитин является прототипом автора, а в Ислаеве узнаётся муж Полины Виардо. Пьесу дважды до опубликования в журнале «Современник» запрещала цензура, всякий раз у неё меняли заголовки, сначала назвали «Студент», затем «Две женщины».

Факт

В Оренбургском драматическом театре в 2007 году состоялась премьера спектакля «Прощальная гастроль князя К.» по мотивам повести Михаила Достоевского «Дядюшкин сон». Режиссёром являлся Анатолий Морозов, родной брат Бориса Морозова, поставившего на этой же сцене в 2022 году «Месяц в деревне».

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top