Миры Ольги Нагорной

Дом художницы и её мужа, музыканта Сергея Андреева, полон света и воздуха.

То, что хозяева – люди, живущие своей профессией, видно сразу. Стены украшены росписями и картинами Ольги, в главной комнате – коллекция гитар Сергея.

Ольга Нагорная – член Союза художников России, иллюстратор, участник выставок в России и за рубежом и очень увлечённый своим делом человек. В её доме можно найти реконструированные предметы древнего быта: глиняную посуду, украшения, сшитые самой художницей одеяния. Это всё часть большого проекта «Сарматы».

Сарматы – наши земляки

– Для проекта «Сарматы», который изначально был задуман как живописный, мне предстояло восстановить внешний вид кочевников. Я обращалась к московским, питерским и, конечно, оренбургским археологам. На кафедре археологии в ОГПУ есть прекрасная коллекция, в личная экспозиция, посвящённая искусству сарматов. Она творчески очень вдохновляет. Научные
сотрудники этого музея оказали неоценимую помощь. Тем не менее до нас дошли некоторые предметы быта, оружие, украшения. Приходилось домысливать. Есть, конечно, и визуальные источники: древнеперсидские барельефы империи Архименидов или колонна Траяна в Риме. Это всё, пожалуй, – делится художница.

Из живописного проекта «Сарматы» перерастают в проект краеведческий. Ольга рассказывает, что ей хочется увидеть ту сарматскую степь глазами русских поселенцев, какой они увидели её, оказавшись на этих землях. И, конечно, увидеть мир и через призму жизни кочевых племён.

Энтузиазм Ольги привлекает всё больше и больше людей, неравнодушных к искусству и истории нашего края. На личной странице Нагорной в Интернете вы найдёте фотографии оренбуржцев в сарматских одеяниях, вжившихся в роль, переживающих будничные сцены сарматского быта. Благодаря подобранному реквизиту степные жители как будто оживают на этих кадрах.

– Это авторский проект, – комментирует его создательница. – Я не навязываю никому своё видение, просто показываю, что можно собрать из разных источников какую-то цельную картину на тему древних земляков. Я ни в коем случае не говорю, что это наши предки. Это просто люди, которые жили на территории этого края. Но они наши земляки. Мы ходим по одной и той же земле. В этом есть объединяющая ценность.

Изучение темы сарматов, попытка переработать впечатления, дополнить свою живопись историями, выросли в книгу «Меч Сармата», которая вышла в 2020-м. А в этом году Ольга Нагорная стала лауреатом региональной литературной премии имени Рычкова в номинации «Художественное произведение для детей и юношества».

Ольга рассказывает, что ожиданий такого признания не было. Мало того, она не особо и верила в то, что книга увидит свет. Да и собственное литературное творчество стало для неё неожиданностью.

– Мне просто хотелось показать степь и людей. Как-то дополнить, объяснить свои картины. Это было нужно, чтобы почувствовать далёкое время.

На выставку верхом

Знание лошадей сыграло в этом проекте не последнюю роль. Ольга Нагорная – конник с юности, во время учебы в Художественном училище стала посещать ипподром. Ей знакомы ощущения человека того времени, который не расставался с лошадью.

– Приучение лошади, выездка её, уход. Всё это мне близко и понятно. Я через это прошла. В
детстве как пришла на ипподром, так и осталась там. У меня была и своя кобыла – русская рысачка по кличке Нутрия, – с улыбкой вспоминает художница.

Когда Ольга перестала профессионально заниматься конным спортом, муж подарил ей для души лошадку.

– Время тогда было тяжёлое, девяностые. Но у нас появилось столько замечательных друзей! Многим хотелось познакомиться с лошадкой, погладить, покормить. Когда я к ней подошла в первый раз, она меня пыталась укусить. Нутрия была очень пугливая, но со временем мы с ней подружились настолько, что она ничего не боялась лишь рядом со мной. А вот если меня рядом не было, могла испугаться шуршащего пакета, и яркого рекламного баннера, и гудка автомобиля. Был забавный случай, когда мы гуляли с Нутрией по городу и проезжали мимо выставочного зала, там как раз шло открытие выставки. Нас пригласили заехать внутрь. Сотрудники открыли все шпингалеты, двери распахнулись, и мы с рысачкой осторожно въехали в зал. Я боялась только одного: как бы ничего непредвиденного не получилось! Но всё прошло хорошо. С нами фотографировались и угощали булками. Мы там только накрошили сильно.

Понимание древнего быта складывалось у Нагорной не только через знание лошадей и археологические исследования. Дух степи волновал её ещё в детстве, когда будущая художница гостила у бабушки в деревне Дмитриевке Александровского района. Тяжёлый и по-своему красивый деревенский быт нашёл отражение в рассказе «Русские сёла».

«Бикей и Мауляна»

Сейчас Ольга работает над ещё одной краеведческой темой. Создаёт иллюстрации к повестям и рассказам Владимира Даля. На областной художественной выставке под уже готовые картины организаторы выделили целую стену.

Автор рассказывает, что эта работа захватывает её всё больше и больше:

– Когда читаешь Даля, поражаешься точности его историй, можно легко вообразить то, как жили люди, никакой фантазии как будто и нет, всё читается, как исторические рассказы. Это подкупает. Мне тоже пришлось узнавать, как выглядели и одевались люди XIX века, каким был их быт при Перовском. В библиотеке имени Крупской мне помогли с материалом. Это важная для меня и интересная работа. Например, повесть «Бикей и Мауляна», по сути дела, история нашего края,
там всё очень живописно подано. Иллюстрации сами просятся. Ещё важный момент, что раньше никто никогда не иллюстрировал литературные опыты Владимира Ивановича. Новое делать сложно.

Художница признаётся, что многим обязана родителям. Люди не творческих профессий, они ценили искусство и большое значение придавали культурному воспитанию. Вся семья Ольги Нагорной много читала, в доме были репродукции лучших мировых живописцев, а отец привозил из командировок краски и кисти для дочери и иногда сам рисовал в свободное время.

– Моя жизненная основа – работа, спорт, искусство, семья. Полагаю, что это и есть здоровый образ жизни в культурном и духовном плане, – подводит итог своему рассказу художница.

Фото: Михаила Чалкина и из личного архива художницы

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Scroll to top