Оренбургский народный хор выступил в концертном зале имени Чайковского

20 февраля в Москве в Концертном зале имени Чайковского в рамках абонемента «Легенды России» выступил Оренбургский государственный академический русский народный хор.

Прославленный коллектив, отметивший в прошлом концертном сезоне 60-летие, представлял своё яркое самобытное искусство в разных уголках планеты – Европе, Азии, Америке, Африке. В его послужном списке выступление в культурной программе XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи, фестивалях «Дни российской культуры» в Израиле, Непале и Бангладеш. С творчеством наших земляков знакома и московская публика: хор выступал в Государственном Кремлёвском дворце.

Да и на сцене Концертного зала имени Чайковского Оренбургский хор блистал не единожды. Но быть причисленным к «Легендам России» – особая ответственность. В нынешнем сезоне в зале Чайковского помимо оренбургских артистов запланированы выступления ещё двух выдающихся коллективов – ансамбля песни и пляски донских казаков и хора имени Пятницкого. Как говорится, много званых, да мало избранных…

Концерт перед концертом

Зал хоть и знаком, но репетицию начали за три часа до концерта, чтобы успеть обжиться на сцене. Она здесь в три раза глубже, чем в оренбургской филармонии, и другой формы. В Оренбурге – прямоугольная, тут – овальная. Чтобы выступление прошло без сучка и задоринки, необходимо определиться с точками отсчёта в новом сценическом пространстве, выстроить программу по звуку. Зрительный зал, кстати, тоже больше нашего – в два раза.

Репетировали в полную силу. Можно сказать, концерт дали, только без публики. И не в костюмах. Костюмы, кстати, тоже начали утюжить за три часа до выступления. А их ни много ни мало – более трёхсот. За время представления хор переодевается четыре раза, балет – семь, оркестр – два. Костюмы пошиты специально к юбилею и к выступлению хора в столице под руководством художника по костюмам, заслуженного художника России, академика, профессора Марии Фёдоровой.

Ну и, разумеется, самая главная «обновка» – программа концерта «На степных просторах», подготовленная к 60-летию хора. В неё вошли народные песни в обработке художественного руководителя народного артиста России Владимира Позднеева, авторские произведения, народные сцены на фольклорном материале нашего края, в том числе вокально-хореографическая композиция, раскрывающая традиции оренбургского казачества.

А зритель кто?

Ближе к 19 часам фойе наполняется нарядными людьми. Интересно, кто же пришёл послушать наших земляков? Знакомимся с женщиной, фотографирующей афишу Оренбургского хора в фойе, вежливо интересуясь:

– Что привело вас сегодня в зал Чайковского?

– Хочу услышать песню «Оренбургский пуховый платок», слова которой написал мой отец Виктор Боков. Я его дочь – Татьяна.

Вот это журналистская удача! И Татьяна Викторовна рассказывает, что приехала в зал Чайковского прямо с церемонии закрытия выставки её брата Константина Бокова, который около полувека живёт в Америке. К своему 80-летию подготовил выставку для москвичей «Нью-Йорк глазами русского художника». Отдав должное брату, Татьяна поспешила отдать должное отцу, который много работал с хорами, в том числе и с оренбургским. Сюда она прихватила свою книгу «Жень-Шень за колючей проволокой» об истории любви её родителей, познакомившихся в Сиблаге. Эту книгу в антракте она вручила Владимиру Позднееву с признательностью за трепетное отношение к творчеству её отца.

Интересно, а что привело на концерт русского хора двух темнокожих зрителей? Оказывается, это гости из Южной Африки, приехавшие в Москву по приглашению Российского комитета солидарности с народами Азии и Африки. Они второй раз в нашей стране, но ещё не имели возможности познакомиться с русским народным творчеством. А очень хотелось, ведь и у них в ЮАР развита танцевально-песенная культура. В предвкушении концерта радуются, что повезло попасть на выступление одного из самых выдающихся народных коллективов мирового класса.

За кулисами волнение. Заслуженный артист России, музыкальный руководитель оркестра Анатолий Тищенко работает в коллективе без малого сорок лет. Музыканты его оркестра тоже тёртые калачи, но «дуновение вдохновения» перед ответственным выступлением ощущают. Ведь в этот зал ходит публика неслучайная. Да и сами стены обязывают: здесь располагается база легендарного хора Пятницкого и не менее легендарного ансамбля танца Игоря Моисеева.

Роман Халим, барабанщик, работает в оркестровой группе 42 года. И на этой сцене выступал не единожды. Но сегодня – особый случай. В зале жена Антонина с внучкой. Супруга проработала в хоре 40 лет. Ныне на заслуженном отдыхе. Но пропустить такое событие не сочла возможным. Кстати, в Оренбургском хоре несколько лет работала солисткой и их дочь Кристина. Сейчас она поёт в хоре Центрального телевидения и радио.

Гимн матери

В зале аншлаг. Среди слушателей не только пожилые люди и представители среднего возраста, но и молодёжь. Много представителей оренбургского землячества. Приглашены профессионалы – специалисты из Государственного Российского дома народного творчества имени Поленова, руководители народных хоров, преподаватели из Гнесинки. Присутствие в зале специалистов высокого класса накладывает дополнительную ответственность. Они ведь смотрят и слушают не просто как зрители, но и как строгие судьи. Но начинается концерт – яркое зрелище, пронизанное то глубочайшим лиризмом, то безудержным весельем и озорством лихих переплясов, то пронзительностью молитвы, и уже не отличишь профессионалов от простых зрителей. Каждый номер публика принимает на ура – аплодисменты, цветы, крики «браво!». Видно, что зрителей впечатляет всё, в том числе и то, что оренбургские хоровики танцуют. Танцующий хор, по мнению знатоков, высший пилотаж!

В антракте опять отправляюсь пообщаться с публикой. Вот совсем юные зрительницы фотографируются на фоне прославленной сцены. Одна из них – наша землячка Карина Гибадуллина. Она десять лет занималась в детском русском народном ансамбле «Зёрнышко» при Оренбургском хоре. Сейчас – студентка Московского государственного университета. Учится на химическом факультете. Пришла на концерт с подругой, чтобы с гордостью показать своих земляков.

Певица Татьяна Семушина и частушечница, собирательница песен Вера Прохорова пришли не просто послушать новую программу Оренбургского хора, но услышать, «чем живёт Россия». А Ирина Малинина с коллегой с нетерпением ждут продолжения концерта, где оренбургские артисты выйдут в костюмах, пошитых в их театральной мастерской.

Второе отделение проходит на ещё большем подъёме. Завершает программу знаменитый «Оренбургский пуховый платок». Зал слушает эту песню стоя. Как гимн. Это и есть гимн – гимн матери. А по большому счёту – Родине-матери.

От первого лица

Алла Лигостаева, заместитель министра культуры Оренбургской области:

– Не каждому коллективу оказывается честь выступить на такой сцене. Для профессиональных музыкантов – это самая главная площадка страны. Какие бы современные концертные залы сегодня ни открывались, всё равно представители академического филармонического жанра считают зал Чайковского главной сценой. Это Олимп. Это та вершина, на которую надо подняться. Приглашение на эту сцену – подтверждение высокого уровня профессионализма наших земляков. Год назад, когда у нас в гостях была народная артистка России Александра Пермякова, художественный руководитель хора имени Пятницкого, она сказала, что таких коллективов, которые так целенаправленно работают на своём материале, в стране больше нет. Владимир Позднеев ведёт огромную просветительскую работу, осуществляя миссию по сохранению культурного наследия Оренбургского края.

Светлана Игнатьева, руководитель Государственного академического Северного русского народного хора:

– Мы неоднократно бывали у вас в Оренбурге на фестивале «Оренбургский пуховый платок». И Оренбургский хор бывал у нас в Архангельске. Творческая связь между коллективами важна. Очень радостно за коллег, которые привезли в Москву новую программу. Приятно вновь услышать песни Оренбургского края, оценить костюмы хора. Каждая такая программа – новое открытие традиционной народной культуры для зрителя и новое дыхание для коллектива. Сделать такую программу сложно. То, что сегодня полный зал, даже галёрки забиты, говорит о том, что интерес к оренбургскому коллективу огромный.

Елена Заварзина, хормейстер Академического хора русской песни Российского государственного телерадиоцентра:

– Коллектив Оренбургского государственного академического русского народного хора заметно обновился. Много новых лиц. Появились яркие, насыщенные голоса, интересно звучащие тесситуры. Вокальная техника на очень высоком уровне. Великолепны новые постановки. Новые костюмы делают выступление очень красочным и ярким. Отрадно, что в наше сложное время коллектив растёт и выступает в таких залах, как Концертный зал Чайковского.

Татьяна Воронецкая, кинорежиссёр, художественный руководитель Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард»:

– Мы неоднократно работали с Оренбургским русским народным хором на открытии фестиваля и любим его. Это своего рода ДНК нашего народа. Замечательно, что сегодня пришло столько слушателей. Ведь хор представляет программу, которую больше нигде не услышишь. Это оренбургский фольклор и песни, написанные оренбургскими авторами, свободолюбивые казачьи мотивы. Это глубинная национальная часть культуры, которую надо беречь.

Михаил Аполлонов, вице-адмирал, вице-президент оренбургского землячества:

– «И дым Отечества нам сладок и приятен». Не случайно я вспомнил слова Грибоедова. Я родом из Оренбурга. И вот, посмотрев концерт, будто на родине побывал. Особенно мне понравились художественные миниатюры, которые исполняют и хор, и оркестр, и балет. Они показывают характер российского народа. Приятно посмотреть эту программу накануне Дня защитника Отечества. Послушав русские народные песни, понимаешь, что нас никто никогда не победит, поскольку они вселяют в человека силу духа. Как мощные орудия и ракеты современного корабля, наш Оренбургский хор способствует повышению боевой готовности нашей Родины. Спасибо хору!

Концерт прошёл при поддержке Министерства культуры Оренбургской области. Оренбургские зрители смогут увидеть запись этого выступления на сайте Оренбургской филармонии. А 26 марта программа «На степных просторах» будет представлена на сцене областной филармонии в рамках Всероссийского фестиваля «Оренбургский пуховый платок».

Наталия Веркашанцева

Фото автора

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top