Семья Гонышевых – молодая мама и 12-летний сын – вроде бы обычная семья, каких в Оренбурге много. Если бы не одна особенность – Ольга тотально слепой человек. Как живётся таким людям? Чтобы узнать это, нужно побыть рядом.
Наш журналист начала свой рабочий день в квартире Гонышевых.
Жизнь по часам
Двухкомнатная квартира на втором этаже девятиэтажки. Десять утра. У сына-шестиклассника идёт второй урок. О том, сколько сейчас времени, Ольга узнаёт по телефону, который несколько лет назад ей подарили друзья.
Кнопочный «самсунг» не просто аппарат для переговоров, в нём встроена специальная программа для слепых людей. Если нажать на стрелку вверх два раза, то телефон скажет, сколько времени, нажать вниз – женский голос проговорит номера спецслужб: одно нажатие – пожарная охрана, два – полиция, три – скорая помощь. К счастью, эта функция хозяйкой почти не используется. В памяти телефона и 50 контактов: он их проговаривает в алфавитном порядке. А ещё в аппарате есть таймер. Его хозяйка сейчас как раз и устанавливает, чтобы приготовить пищу.
– Вы определяете готовность супа в том числе и по тому, как изменились на вид овощи, бульон, ведь так, Татьяна? – погружает меня в свой мир Ольга, очищая картофель и нарезая его ровными кубиками. – За меня это делает таймер, картофель варится 20 минут. Потом я кладу зажарку из овощей и добавляю ещё минут пять.
Пока варится суп, Ольга показывает комнату сына. Порядок здесь он наводит сам. Мальчик аккуратный: отдельной стопкой лежат тетради, отдельной – учебники. На другом конце стола две нетипичные на вид книги. Это издания со шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых людей. Книги Ольга берёт в библиотеке при областном обществе слепых. Гонышева там одна из постоянных читательниц.
– Паша час то просит меня сесть рядом на диване, чтобы я читала вслух, – рассказывает Ольга, исследуя издания пальцами, – поэтому книги я беру с расчётом и на него. Это «Всадник без головы», а это книга «Почему панда стоит на голове», это истории о животных. В моей комнате ещё биография Моцарта лежит. Сын пока не заинтересовался, сама читаю.
Слабовидящие и слепые печатных книг сейчас читают меньше – технологии изменились. В Интерне те появилось много аудиокниг, развлекательных и обучающих программ. Ольга с компьютером тоже работает. Когда Паша учился в начальной школе, мама помогала ему освоить некоторые темы, искала материалы в Интернете с помощью брайлевской клавиатуры. Она отличается от обычной выпуклыми точками на кнопках. На ней из интереса выучился работать и Пашка.
Отставить жалость
Телефонная программа подсказывает – сейчас 11:30. Через час должен прийти из школы главный человек в жизни Оли. А пока за чашкой чая мы беседуем уже как хорошие знакомые на все темы подряд – от бытовых до возвышенных, от выбора чистящих средств для уборки дома до симфонии номер 40 Моцарта. Моя собеседница рассказывает и факты биографии. Родилась недоношенной, с врождённой патологией глаз. В первые годы жизни зрение было, но очень слабое. С семи лет училась в интернате для слабовидящих, потом решила поступать в вуз. Большую роль тогда сыграл ректор Оренбургского педагогического университета Виктор Болодурин.
– В начале лета, перед поступлением, мы с мамой при шли к нему на приём выяснить, получится ли, – рассказывает Ольга. – Я расспрашивала о заочном обучении, на что Виктор Сергеевич сказал: «Зачем вам это нужно? Нет-нет, давайте-ка, юная леди, поступайте на очное отделение. Не вы первая, не вы последняя». Я стала учиться на социального педагога, и эти пять лет были для меня очень счастливыми: познавала новое, общалась с преподавателями и одногруппниками, завела друзей. В университет по утрам меня подвозил папа, обратно ездила на автобусе с кем-то из подруг. Все ребята относились ко мне тепло и без излишней жалости. Училась я по аудиокнигам, по тактильным книгам, по вечерам мама читала учебники вслух.
Прогулки на ощупь
Наш разговор прерывает звонок в дверь. Как и в любой семье, мама усаживает сына за обеденный стол, наливает суп, расспрашивает про успеваемость, учителей, одноклассников. Чтобы не мешать молодому человеку учить уроки, мы вы ходим на улицу. Ольге как раз нужно купить продукты и сдать обувь в ремонт.
Трость помогает ориентироваться в пространстве. Она «подсказывает» шероховатости на дороге, наличие бордюра, спуска или подъёма. Ольга объясняет: от дома до остановки её «ведёт» заборчик, потом нужно нащупать ступеньки, подняться, пройти немного вправо и будет остановка. Люди добрые подскажут, автобус какого маршрута подошёл, помогут подняться в салон. В продуктовый магазин ведёт другая дорога. Нужно идти прямо по тропинке. Ольга хорошо знает и высоту ступеней, и с какой стороны поручни, и где ручка двери. Зрячий человек такие детали не замечает, Ольга же должна хорошо представлять, что её ждёт через секунду.
В продуктовом отделе сегодня тётя Галя, они хорошо знакомы. Продавец проговаривает: «Ты дала мне 50 рублей, хлеб стоит 20, вот, держи сдачу – три монеты-десятки». Этот небольшой дворовый магазин Оле нравится: продавцы её знают, всегда лучший товар посоветуют. А вот в супермаркете сложнее: продукты лежат на полках, расспросить о них почти некого. Сюда только с сыном.
– Мой помощник сопровождает меня в крупные магазины и в незнакомые медицинские учреждения. В прошлом месяце мы ездили в центр города к стоматологу, – рассказывает Ольга. – А в районной поликлинике я хорошо ориентируюсь, сама хожу. Вместе с сыном ходим в банк, Пенсионный фонд, на почту, в соцзащиту. Если я сама решу туда пойти днём, Пашка потом поругает.
Парень у Ольги с детства самостоятельный. В два годика сам одевался, в три уже выбирал с мамой продукты в магазинах, в шесть на весь супермаркет озвучивал срок годности и состав продуктов.
В кармане Ольги вибрирует телефон, говорит: «Звонит дом». Это чудо техники объявляет всех звонящих, кто есть в списке контактов. Сын беспокоится, чтобы мама долго не гуляла. Ольга вежливо жмёт мне руку и торопится домой. У них с сыном сегодня занятие в авиамодельном кружке во дворце культуры «Россия». Одного Пашку через весь город мама не пускает: возвращаться ему придётся затемно, поэтому вместе ездят на автобусе, вместе возвращаются. Ольга поддерживает увлечение сына, очень хочет, чтобы стал техником. А он всё детство назойливо твердил: «Мамочка, я врачом буду, чтобы обязательно тебе глазки вылечить!»
***
– У моих подопечных есть большая проблема с трудоустройством, – рассказывает Анастасия Исламова, председатель Оренбургской областной организации Всероссийского общества слепых. – Наши учебно-производственные предприятия переживают трудный период. Филиал в Бугуруслане, где слабовидящие производили щётки, коробки, закрыт. В Орске рабочие изготовляли электропроводку для холодильников, сейчас люди находятся в отпуске без сохранения заработной платы. В Оренбурге работает наш цех, где трудятся всего 12 человек. Всего по области трудоустроено 150 слепых и слабовидящих, многие работают у частников – массажистами, разнорабочими на фермах, работниками кухни. Работодатели опасаются брать на работу слабовидящих. И зря, они очень ответственные.
От редакции
Ольга из тех людей, которые не сидят на месте. Не найдя работу по специальности, она отучилась на массажиста. Но подходящих вакансий для неё нет. Ольга может работать массажистом, сборщиком картонных коробок, работником кухни, например, в пельменном цехе. Если у кого-то из работодателей Оренбурга возникнет желание трудоустроить слепого человека, обратитесь к автору этого материала по телефону 8 (3532) 74-43-30.
Татьяна Шаповаленко