Чем помогут разговоры

Фото Валерия Гунькова

Завесу приоткрыла победитель областного конкурса среди педагогов-психологов.

Когда Татьяна Вострикова поступила в ОГУ учиться на психолога, обратила внимание, что к ней то и дело подходят с откровениями посторонние люди: в автобусе ли подсядет разговорчивый пассажир, на остановке ли, в очереди. «Как они это чувствуют? На лбу у меня, что ли, написано «психолог», – удивлялась она.

Интерес к человеческим пе­реживаниям Татьяна обнаружи­ла в себе с 8-го класса, тогда-то и определилась с профессией. И уже на 4-м курсе приехала поработать педагогом-психо­логом в родную Благословенку Оренбургского района, в школу, которую сама же и окончила.

– Трудно сказать, что имен­но, может, небольшая разница в возрасте меня сблизила со школьниками, но я сразу почув­ствовала, что дети мне доверя­ют, – вспоминает она.

Молодого педагога-психоло­га тогда поразило, с какой готов­ностью дети потянулись к ней. Кому-то хотелось рассказать о первой влюблённости, кому-то – о конфликте с одноклассни­ками или недопонимании с родителями. И если до работы в школе её больше интересовала, например, мотивация преступ­ных действий – эту тему Татьяна выбрала для исследовательской работы в университете, – то уже следующее исследование она посвятила «субъективному пе­реживанию одиночества».

– Даже если у ребёнка есть друзья и неплохие отношения в семье и классе, он всё равно время от времени может ощу­щать себя одиноким, – делится наблюдениями Татьяна Алек­сандровна. – Вроде бы вокруг полно людей, а довериться ко­му-то, открыть себя настоящего, такого, как есть, не получается. Мы все порой носим маски – ведём себя так, как одобряет об­щество, и думаем, что без маски нас оттолкнут, не примут. Это создаёт напряжение. Снять его можно в беседе с педагогом-пси­хологом. Дети довольно быстро схватывают, что это именно тот взрослый, которого можно не опасаться, он твоих тайн не выдаст.

Не так уж много времени прошло с тех пор, когда в шко­лах и вовсе не было психологов. Считалось, что достаточно и классного руководителя. Од­нако сейчас внутреннему миру школьников и общему микро­климату в образовательной организации уделяется больше внимания. Особенно после ряда громких случаев агрессивного поведения подростков.

– Подростковый возраст са­мый трудный в жизни человека, труднее уже не будет, – говорит она. – И потому так важно, чтобы рядом был взрослый, который не отмахнётся от твоих пережива­ний. Родители могут не заме­тить изменений в подростке в силу занятости или заметить, но списать это на особенности возраста. А чего-то люди просто не хотят, отказываются видеть! Учителю-предметнику и даже классному руководителю неко­торые моменты тоже могут быть не видны, а педагог-психолог, используя профессиональные методики, как раз и помога­ет их выявить, чтобы вовремя подкорректировать. Исходя из полученных результатов, допу­стим, по уровню адаптивности или агрессивности предлагают­ся рекомендации педагогам и родителям.

Впрочем, и сейчас есть роди­тели, которые не дают согласия на общение своего ребёнка со школьным психологом. Таких примерно 5 процентов. Неко­торые говорят: «Мой ребёнок нормальный, ему психолог не нужен!» Кому-то, возможно, есть что скрывать, и они опаса­ются, что психолог узнает что-то лишнее.

По словам Татьяны Алексан­дровны, если школьник пришёл к ней побеседовать, а она, допу­стим, занята бумажной работой, которой немало, отчёты будут отложены.

В её ведении и профилактика профессионального выгорания педагогов, и вопросы примире­ния при возникшем конфликте, и групповые занятия, когда нуж­но сплотить коллектив, научить взаимной поддержке.

Дети идут к школьному пси­хологу в основном в ситуации конфликта, родители с вопроса­ми, как снять стресс перед экзаменами, педагоги – за помощью в подборе ключика к конкретному ученику. В оренбургской гимназии № 7, где работает Татьяна Вострикова, 800 детей. При такой нагрузке вопрос о том, как восстановить силы для нового трудового дня, отнюдь не праздный.

– Когда видишь, что после твоего участия человеку стало легче, это само по себе ресурс, – поясняет Татьяна Алексан­дровна. – А дома мой ресурс – се­мья. Мы с мужем и сыном очень любим велосипедные прогулки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: