Завесу приоткрыла победитель областного конкурса среди педагогов-психологов.
Когда Татьяна Вострикова поступила в ОГУ учиться на психолога, обратила внимание, что к ней то и дело подходят с откровениями посторонние люди: в автобусе ли подсядет разговорчивый пассажир, на остановке ли, в очереди. «Как они это чувствуют? На лбу у меня, что ли, написано «психолог», – удивлялась она.
Интерес к человеческим переживаниям Татьяна обнаружила в себе с 8-го класса, тогда-то и определилась с профессией. И уже на 4-м курсе приехала поработать педагогом-психологом в родную Благословенку Оренбургского района, в школу, которую сама же и окончила.
– Трудно сказать, что именно, может, небольшая разница в возрасте меня сблизила со школьниками, но я сразу почувствовала, что дети мне доверяют, – вспоминает она.
Молодого педагога-психолога тогда поразило, с какой готовностью дети потянулись к ней. Кому-то хотелось рассказать о первой влюблённости, кому-то – о конфликте с одноклассниками или недопонимании с родителями. И если до работы в школе её больше интересовала, например, мотивация преступных действий – эту тему Татьяна выбрала для исследовательской работы в университете, – то уже следующее исследование она посвятила «субъективному переживанию одиночества».
– Даже если у ребёнка есть друзья и неплохие отношения в семье и классе, он всё равно время от времени может ощущать себя одиноким, – делится наблюдениями Татьяна Александровна. – Вроде бы вокруг полно людей, а довериться кому-то, открыть себя настоящего, такого, как есть, не получается. Мы все порой носим маски – ведём себя так, как одобряет общество, и думаем, что без маски нас оттолкнут, не примут. Это создаёт напряжение. Снять его можно в беседе с педагогом-психологом. Дети довольно быстро схватывают, что это именно тот взрослый, которого можно не опасаться, он твоих тайн не выдаст.
Не так уж много времени прошло с тех пор, когда в школах и вовсе не было психологов. Считалось, что достаточно и классного руководителя. Однако сейчас внутреннему миру школьников и общему микроклимату в образовательной организации уделяется больше внимания. Особенно после ряда громких случаев агрессивного поведения подростков.
– Подростковый возраст самый трудный в жизни человека, труднее уже не будет, – говорит она. – И потому так важно, чтобы рядом был взрослый, который не отмахнётся от твоих переживаний. Родители могут не заметить изменений в подростке в силу занятости или заметить, но списать это на особенности возраста. А чего-то люди просто не хотят, отказываются видеть! Учителю-предметнику и даже классному руководителю некоторые моменты тоже могут быть не видны, а педагог-психолог, используя профессиональные методики, как раз и помогает их выявить, чтобы вовремя подкорректировать. Исходя из полученных результатов, допустим, по уровню адаптивности или агрессивности предлагаются рекомендации педагогам и родителям.
Впрочем, и сейчас есть родители, которые не дают согласия на общение своего ребёнка со школьным психологом. Таких примерно 5 процентов. Некоторые говорят: «Мой ребёнок нормальный, ему психолог не нужен!» Кому-то, возможно, есть что скрывать, и они опасаются, что психолог узнает что-то лишнее.
По словам Татьяны Александровны, если школьник пришёл к ней побеседовать, а она, допустим, занята бумажной работой, которой немало, отчёты будут отложены.
В её ведении и профилактика профессионального выгорания педагогов, и вопросы примирения при возникшем конфликте, и групповые занятия, когда нужно сплотить коллектив, научить взаимной поддержке.
Дети идут к школьному психологу в основном в ситуации конфликта, родители с вопросами, как снять стресс перед экзаменами, педагоги – за помощью в подборе ключика к конкретному ученику. В оренбургской гимназии № 7, где работает Татьяна Вострикова, 800 детей. При такой нагрузке вопрос о том, как восстановить силы для нового трудового дня, отнюдь не праздный.
– Когда видишь, что после твоего участия человеку стало легче, это само по себе ресурс, – поясняет Татьяна Александровна. – А дома мой ресурс – семья. Мы с мужем и сыном очень любим велосипедные прогулки.