Ведущие эксперты оценили процесс встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти

Поправки в Конституцию и принятие закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ запустили процесс встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Муниципальный уровень власти работает непосредственно с людьми, поэтому повышенное внимание к нему объяснимо. Особенно это касается кадрового вопроса на местах.

О процессе встраивания муниципальных органов в единую систему публичной власти рассказали ведущие эксперты из разных регионов.

Александр Здвижков, заместитель министра региональной и информационной политики Оренбургской области, уверен, что кадры на местах (особенно руководители муниципальных образований), должны быть не только хорошими хозяйственниками и управленцами, но и политиками и уметь выстраивать общественно-политическую, публичную работу с населением, общественными организациями, партиями.

– По большому счету, система местного самоуправления в вертикаль публичной власти встроена. Конечно, не без шероховатостей, обусловленных перераспределением полномочий и нехваткой финансирования. Тем не менее, законодатель обозначил, что муниципальная, региональная и федеральная власть выполняют «общегосударственные задачи». Особенно показательными стали последние 3 года, когда муниципалитетам пришлось решать несвойственные им вопросы, связанные с пандемией и проведением СВО.

Замруководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев полагает, что от квалификации местных муниципальных служащих и муниципальных депутатов во многом зависит отношение к власти, потому что они наиболее близкая к людям группа чиновников.

– Работа в Госдуме над новым федеральным законом об основах местного самоуправления продолжается, в прошлом году он был принят в первом чтении, и до сих пор рассматриваются поправки ко второму чтению. Работа над этим законом – хороший повод для того, чтобы еще раз критически осмыслить работу местного самоуправления. И прежде всего с точки зрения двойственной позиции местного самоуправления в системе власти.

В Конституции в ходе поправок 2020 года появилось положение о том, что государственная и муниципальная власть входят в единую систему власти РФ.

А в других статьях той же Конституции написано, что муниципальная власть – это самостоятельный вид власти. И возникает когнитивный диссонанс, так все-таки государственная и муниципальная власть – это единая система власти, либо муниципальная власть самостоятельна от государственной власти, и это достаточно разные позиции.

И, соответственно, сейчас в России должны ответить и муниципальное сообщество, и система управления на это системное ключевое противоречие в описании местного самоуправления. Я принадлежу к той группе экспертов, которые считают, что в этом дуализме ключевой является формулировка о единой системе власти. Соответственно принципы формирования местного самоуправления должны подчиняться единой государственной системе. И этот дуализм необходимо разрешить за счет исключения формулировка о самостоятельности. Это, безусловно, серьезное препятствие для развития страны, потому что вносит ненужную конфликтность и в политику, и в те сфере, которые в этом не нуждаются.

Подготовка кадров – это, прежде всего определение набора компетенций, которыми должны обладать муниципальные служащие и практический опыт работ в сфере этих компетенций. Муниципальная власть – это один из наиболее сменяемых органов власти, только в нашей области более 2,5 тысяч муниципальных депутатов и более 7 тысяч муниципальных служащих. Понятно, что ротация многих депутатов происходит в течение пятилетнего периода, главы местного самоуправления также часто меняются, как и муниципальные служащие. В то же время на всех них висит огромная ответственность и достаточно серьезные полномочия, связанные с жизнедеятельностью территорий, их благоустройством, сферой ЖКХ и других важных вопросов.

Денис Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления:

– Главная проблема муниципального уровня управления – это сами территории, которыми нужно управлять. Процесс урбанизации на марше, людям негде работать, нет современной социальной инфраструктуры, районы страны за пределами крупных городов пустеют. Реформа муниципального управления без четкой стратегической программы развития регионов и сельских территорий обречена остаться только на бумаге.

Любая реформа управления должна реализовываться под конкретные социально-экономические задачи, которые задают управленцам матрицу «условия/методы/средства» для применения своих талантов. А если нет задач, то о каких результатах может идти речь?!

Каким бы искусным не был управленец, если вы управляете деградирующим пространством, то в лучшем случае ваши таланты смогу стать паллиативным средством.

Александр Мигунов, учредитель и главный редактор сетевого издания «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД», город Аша Челябинской области:

-Поправки в основной закон Государства – Конституцию – очень важны на сегодня. Кандидаты в органы местного самоуправления должны быть открытыми и всесторонне взаимодействовать с гражданами по интересующим их вопросам. На государственной службе народный избранник должен работать честно и открыто, непосредственно и со средствами массовой информации. Журналист в своих публикациях затрагивают проблемы граждан.

Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes, Брянская область:

– На начало 2022 года, по данным Росстата, в России было 449 тысяч работников местного самоуправления. При этом, начиная с 2018 года, не мнее 20% муниципальных депутатов и служащих проходят профессиональную переподготовку – по 60-70 тысяч человек в год.

В прошлом году на специальность «Государственное и муниципальное управление» в вузах России поступило 14 тысяч абитуриентов – почти в семь раз больше, чем на технологию продукции и организацию общественного питания. Выпустилось более 24 тысяч знатоков муниципального управления с высшим образованием.

То есть, учебные заведения за деньги налогоплательщиков буквально заваливают страну дипломированными специалистами по местному самоуправлению. А претензии к качеству работы муниципальных служащих до сих пор имеются. Не тому учат?

Помилуйте, программы университетов не на коленке пишут. Над ними работают лучшие умы научного сообщества, проводятся конференции, обсуждения и бесчисленные согласования на уровне министерства. К тому же, общественное питание в России процветает, хотя для него специалистов с высшим образованием выпускается в семь раз меньше.

В чём же дело? Не в образовании, не в уровне подготовки кадров – точно. Кадры хорошие, но работать не хотят. Вопрос в мотивации, в, простите, кнуте и прянике. В сфере общественного питания эти инструменты применяются, а в местном самоуправлении – нет.

Создаст ли проводимая реформа стимулы для качественной работы? Только в том случае, если каждый муниципальный чиновник и депутат будет зависеть от своего клиента и работодателя – от населения. Если этой зависимости не возникнет, можно до бесконечности учить и переучивать «самоуправленцев», тратить на это бюджетные миллиарды и продолжать удивляться, отчего же «не в коня корм».

Все комментарии экспертов доступны по ссылке.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top