Уже два городских главы, назначенных профессиональной конкурсной комиссией, написали заявления об уходе: в Соль-Илецком городском округе, а затем и в Орске. Василий Требушной мотивировал свою отставку семейными обстоятельствами, Сергей Сухарев – состоянием здоровья. Наши источники сообщают, что, скорее всего, это не последние отставки. То ли механизмы муниципальной реформы дают сбой, то ли…
Против даже те, кто за
Весь прошедший 2015 год региональный парламент обсуждал муниципальную реформу. Общий смысл и декларированная цель реформы были понятны и естественны – местная власть должна быть наделена полномочиями. Тогда в каждом городе будет порядок и эффективный менеджмент. Но, как показывают примеры, разрабатывая реформенные механизмы по передаче полномочий, реформаторы многого не учли.
Привести региональное управление в соответствие с федеральными требованиями было чрезвычайно сложно. Во-первых, потому что там, в Москве, создавали всё новые надстройки и подзаконные акты. Во-вторых, к этому закону даже внутри партии власти не все относились хорошо. Например, Юрий Мищеряков, который теперь занял думское кресло, неоднократно и очень эмоционально говорил, что рассорился со многими однопартийцами потому, что проголосовали «за». Принятие этого закона на федеральном уровне Мищеряков считает предательством. Он, как городской глава с огромным стажем и опытом, знает, что полномочия должны передаваться, по крайней мере, вместе с финансированием. А эта реформа такого почему-то не предусмотрела.
Баллотируясь на выборах 2016 года в Госдуму, бывший мэр Оренбурга сказал, что с этой реформой надо что-то делать. Либо снова её менять, либо вернуть всё назад.
Польза без сопротивления
Впрочем, не всё в нашей реформе так уж безнадёжно. Например, сократили количество муниципальных образований и сразу сократились на несколько десятков миллионов рублей расходы на содержание аппарата чиновников. Опять же в смысле эффективности управления стало гораздо удобнее.
Но год назад были и несогласные с этим укрупнением. Однако губернатор Юрий Берг пресёк попытки сохранить дробное территориальное деление. На одном из совещаний он отметил:
– Сопротивление реформе отдельных чиновников я не могу объяснить ничем иным, кроме как паническим страхом за собственное кресло. Но люди от амбиций руководителей страдать не должны.
Не мы их выбирали
Самой резонансной частью реформы оказалась та, в которой было решено избирать глав не всенародно, а на конкурсной основе специальной профессиональной комиссией.
Такую модель принял региональный парламент.
Александр Куниловский, возглавлявший в прошлом созыве комитет по местному самоуправлению, в ответ на возмущённые возгласы оппозиции сказал, что законотворчество – процесс живой. Если выбранная модель окажется неэффективной, её необходимо пересмотреть. А пока достаточно того, что кандидатуры оценят депутаты, которых выбрали всенародно.
Вспоминая то, как проходили выборы местных советов депутатов, констатируя отставки назначенных глав, так и хочется сказать: «Пора пересматривать».
То ли невозможно работать под грузом полномочий без финансирования, то ли просто назначенные чиновники не ощущают на себе всё бремя народного доверия, не ценят победы. И всё настойчивее звучит версия о том, что госуправление испытывает кадровый голод. Быть хорошим руководителем компании и быть хорошим главой муниципалитета – вовсе не одно и то же. Впрочем, не стоит думать, будто только наш Оренбургский регион переживает эти трудности. Они созвучны всероссийским.
Как бы то ни было, но выбранному в сентябре 2016-го региональному парламенту ещё придётся вернуться к теме муниципальной реформы.
Елена Черных
Точка зрения
Подозрения по фактам
Булат Калмантаев, политолог:
– Кто о чём, а я о демократии. Как известно, одним из условий её успешной реализации является наличие активной массы населения, которая способна и готова к участию в самоуправлении и управлении и владеет для этого развитыми навыками.
Но с другой стороны, нет ничего хуже, чем стонать по поводу того, что люди у нас неактивны, сторонятся общественных забот, не желают часть из них брать на себя и так далее. Естественно, вечное наше громкое недовольство властью и температура кухонных диспутов не в счёт. Но спустимся с вершин абстракции к нашей реальности. И вот факт – складывает полномочия в полном составе депутатский совет муниципального образования. Пока только в одном дальнем сельском совете, но подобные же сигналы поступают уже и от ряда других…
Ещё один факт, но помасштабней: похоже, приближается «эпидемия» заявлений глав городов, районов, округов с просьбой освобождения их от полномочий, полученных ими по новой – конкурсной – системе формирования корпуса глав муниципальных образований. Пока это сделали главы Соль-Илецкого округа, города Орска… И есть у меня смутное подозрение, что такие заявления или что-нибудь подобное им, со ссылками на различные причины, будут ещё.
Осмелюсь высказать предположение: их бы не было, если бы глава избирался всеобщим голосованием. Кстати, выборность власти – от муниципального до государственного уровней – тоже из признаков демократии.
Второе – опять же из смутных подозрений: уже не только на муниципальной, но и на региональной ступени власти начинают проступать признаки кадрового кризиса. Об этом года два назад я уже говорил, маскируя «кризис» словосочетанием, что у региональной власти «очень короткая скамья кадрового резерва». Кто-то потом, возможно, скажет «кадровый дефолт», но очень не хотелось бы это наблюдать в действительности.