С приходом в регион Дениса Паслера в областном правительстве люди пытаются работать по-новому. Судя по динамике отставок, получается не у всех. И, конечно, старая система карьерных лифтов напрочь перестала работать. Те госслужащие, которые ещё вчера были уверены, что контролируют ситуацию, сегодня вполне могут оказаться не в тренде и вообще не актуальны для новой системы.
Кто займёт министерские кресла, какой набор компетенций требуется новому работодателю? Интрига продержится минимум до конца декабря, но структура уже утверждена. Совершенно новая.
Первый после Паслера
Назначение на должность первого вице-губернатора Сергея Балыкина для одних стало неожиданным, для других вполне логичным. Сергей Викторович был и остаётся одним из немногих чиновников, которого уважали все: правые, левые, а также финансовые, силовые, народные. Одним словом, Сергей Балыкин умеет находить общий язык, отвечая взаимным уважением практически любому собеседнику. Чрезвычайно полезное качество для политика. У него большой опыт работы не только в структуре правительства, он долгое время работал в сельском хозяйстве и возглавлял район. Его назначение на должность первого «вице» незадолго до парламентского утверждения анонсировал и сам Денис Паслер. Те, кто хотел увидеть в этом кресле «варяга», разочаровались, но не сильно. Всё-таки Балыкин – опытный человек.
В зале заседаний Законодательного собрания на прошлой неделе примерно этот же тезис и прозвучал. Но малочисленная оппозиция высказала некоторые претензии. И непонятно, то ли искренне, то ли в силу традиции – «главное, чтобы против». Единственный представитель «Справедливой России» Владимир Фролов заявил, что Сергей Викторович всегда был самым доступным чиновником в общении, за что ему, конечно, спасибо. Как бы напряжённо ни складывались отношения оппозиции с бывшим губернатором, Балыкин всегда был в конструктивном диалоге. Но всё равно, Фролову не очень нравится то, что Балыкин работал в контексте идеологии партии «Единая Россия». И только поэтому сельское хозяйство у нас в регионе не развивается, новые посевные площади не засеваются, поголовье скота падает. Но из уважения к Сергею Викторовичу Фролов при голосовании воздержится.
Коммунист Максим Амелин выступил по принципу «ничего личного, это работа». Фракция КПРФ голосует против назначения Балыкина, потому что он единоросс. Сами же единороссы поздравили Сергея Викторовича и проголосовали своим подавляющим большинством за.
Кроме первого вице-губернатора пока назначений нет. Ещё четверых «вице» Денис Паслер назначит в рабочем порядке.
Быстрее, выше, сильнее
После обсуждения первого вице-губернатора в парламенте случилось неожиданное. Вместо того чтобы активно обсуждать список новых министерств и ведомств, депутаты начали обижаться на то, что новую структуру правительства им предоставили на рассмотрение всего за несколько дней до заседания. Уже полгода оренбуржцы наблюдают, как новый глава региона демонстрирует скорость принятия решений. Вроде бы пора понять, что тот, кто хочет работать, должен уметь работать быстро. Но некоторым депутатам показалось, что их это коснуться не должно.
Коммунист Владимир Новиков сказал, что губернатору, конечно, виднее, с каким правительством будет удобнее выполнять предстоящие задачи, но…
– Нам на обсуждение это было предоставлено за два дня! – возмутился Владимир Новиков. – Что толку, что мы сейчас выскажем мнения, они уже ничего не решают.
Справедливоросс Фролов был ещё более категоричен:
– Такие сроки – это неуважение. И по структуре новое правительство мало чем отличается. Было 25 органов исполнительной власти, стало 28. Исключается Министерство лесного хозяйства, но вводится цифровой экономики и региональной политики. Федеральный тренд на сокращение количества госслужащих. Я не вижу сокращений у нас, – речь Владимира Ивановича была, как всегда, избыточно эмоциональна.
Его пыл несколько остудил Александр Куниловский.
– Владимир Иванович, если вам не нравится новая структура правительства, становитесь губернатором и формируйте свою, – резонно заметил Куниловский. – А что касается численности госслужащих, так она у нас самая низкая в ПФО.
На том дискуссия и прекратилась. Парламент принял новый состав правительственных министерств, а губернатор Денис Паслер поблагодарил депутатов за сотрудничество и поддержку:
– Наверное, можно обсуждать любую структуру любого уровня. И обязательно найдётся, что возразить. Мне кажется, что главное – люди, которые будут работать в новой структуре, их компетентность и способность работать на результат, на благо жителей Оренбуржья. На этом надо сосредоточиться. Это касается не только органов исполнительной власти, но и депутатов. Для всех нас важен цельный результат.
Кому куда
Итак, в новой структуре регионального правительства больше не будет Министерства лесного и охотничьего хозяйства. Его функции перешли к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений. Напомним, недавно его возглавил Александр Самбурский, приехавший из Екатеринбурга. Ещё одна очень важная новелла – появление Министерства промышленности и энергетики. Тут впору воскликнуть: «Наконец-то!» Львиная доля нашей региональной экономики, наших бюджетов формируется из нефтегазового сектора. При этом до сих пор отношения с газовиками и нефтяниками были всего лишь дополнительной функцией нескольких ведомств. Почему-то считалось, что раз большинство компаний, работающих на нашей территории, большие, вертикально интегрированные и подчинены федеральному центру, то и пытаться влиять на них не стоит. Пусть всё идёт как идёт. Отношениями с ними управляло в ручном режиме первое лицо на уровне личных связей и высоких визитов. Очевидно, что так нельзя. Об этом говорят и сами представители нефтегазовой отрасли. Во-первых, это огромное количество контактов, связанных с имущественными отношениями, патентами, лицензиями, налогами. Во-вторых, нефть добывают, перерабатывают и транспортируют оренбуржцы (чаще всего), в-третьих, есть экологический фактор, который стал просто настоящим кошмаром для региона. Мы вышли на первое место в России по количеству выбросов сероводорода в атмосферу. Отношения между разными компаниями необходимо регулировать. И этим должна заниматься исполнительная власть.
Опять же, наша область – российский лидер по количеству и качеству мощностей альтернативной энергетики. Было бы странно игнорировать этот приятный факт на фоне того, что весь мир придаёт этому значение. Наконец, очень логично, что именно эти два направления выделены в отдельное ведомство. Промышленность и энергетика. Для Оренбуржья промышленность – болевая точка. Когда-то гремела слава советской индустриализации, а сейчас восток области переживает некомфортную тишину. Региональной промышленности нужно выздоравливать и наращивать объёмы. Каждому оренбуржцу и орчанину в это хочется верить. С этой проблемы Денис Паслер начал работу в регионе. Он понимает, насколько пристальное внимание требуется этому на правлению.
Перераспределились функции и между теми министерствами, которые сохранили своё прежнее назначение. Например, из Министерства культуры функция внешних связей передана в Министерство экономики. Минэконом же достался и туризм как потенциально перспективное направление инвестиций. Хочется верить, что хотя бы экономисты смогут продвинуть это направление, поскольку до сих пор оно не очень активно развивалось.
В отдельное министерство выделены информационная и региональная политика. Логично, что и цифровая экономика будет в ведении отдельного органа исполнительной власти. Это самое необходимое, полномасштабное направление деятельности. В этот процесс вовлечены все без исключения отрасли экономики и социальной среды. А ещё в новой структуре правительства из Минфина выводится в отдельную структуру комитет по внутреннему финансовому контролю, который будет подчинён губернатору.
Про логику и приоритеты
Олег Димов, исполняющий обязанности вице-губернатора по внутренней политике:
– На заседании Законодательного собрания была принята структура правительства, перечень должностей. Парламент принимал решение по предложениям губернатора. А вот количество вице-губернаторов, их полномочия, ответственность будут прописаны в указе губернатора. Мы с вами Дениса Владимировича избрали, доверили ему руководить регионом на ближайшие 5 лет. Он увидел, что для эффективной работы, для выполнения задач по продвижению Оренбургской области нужна именно такая структура. Лично я с ним согласен, мне его логика очень понятна. Наблюдая за тем, каков его стиль работы, могу сказать, что всё будет более чем конкретно – и по функциям каждого ведомства, и по кадровым решениям, и по требованиям к работе министров.
Наталья Струнцова, исполняющий обязанности министра экономического развития:
– То, что внешние связи перешли в Минэконом, более чем логично. Они традиционно были закреплены за этим ведомством, так что это возвращение функционала. У министерства большой блок работы с экспортом. И конечно, вся сфера деятельности, которая связана с внешнеторговыми отношениями, должна быть в связке со стратегическим развитием области и с инвестиционной деятельностью. Насколько перспективен туризм в регионе, я пока не готова комментировать. Думаю, что отвечать на этот вопрос должен будет министр, которого назначат руководить ведомством. Но это тоже очень логичная передача функционала. Туризм – направление экономического роста. Это добавленная стоимость во внутреннем валовом региональном продукте, новые рабочие места и создание инфраструктуры, которая зарабатывает. Это общеизвестный факт.
Александр Самбурский, исполняющий обязанности министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений:
– Да, полномочия Минлесхоза передали в наше ведомство. Хорошо, что они переходят к нам вместе со специалистами, которые знают проблемы. Надеюсь, потери численности кадрового состава если и будут, то минимальные. В Оренбуржье всего 5,7 процента лесов. Я вижу своей задачей этот процент увеличить.
Одной из приоритетных задач для нашего ведомства является экологическая безопасность. Мы можем и должны сделать больше. У нас есть своя лаборатория, которая выезжает на место ЧП и фиксирует нарушения. Но до сих пор наши протоколы не позволяли применять реальные меры воздействия к нарушителям. Мы уже сегодня работаем с прокуратурой и другими ведомствами над тем, чтобы эту ситуацию поменять. Я считаю, что если наш профессиональный эксперт делает компетентное заключение, оно должно отображаться в протоколе. Как и название предприятия-нарушителя.
Количество очагов постоянной тревоги для граждан на самом деле не так уж велико. Это примерно 15 – 17 предприятий. Мы постоянно с ними сейчас на связи, разрабатываем план реальных мероприятий, способных минимизировать нарушения. В Переволоцком районе нефтеналивной терминал ООО «Триумф», например, уже сделал немало. Мне нравится их подход. Они меняют установки на более современные, регулируют логистику с железной дорогой. Думаю, в ближайшие два месяца они свои мощности обновят. Мы общаемся и с инициативной группой жителей. По большому счёту, всё, что там происходит, вина не только предприятия, но и главы района, который выдавал разрешения на строительство жилых домов. В 2015 году уж точно все знали, что за предприятие рядом и чем оно занимается. Ответственность муниципалитета со счетов сбрасывать нельзя.
Ещё один большой блок работы – проблема сжигания попутного газа при добыче нефти. Если в Татарстане этот газ перерабатывают, то у нас чаще всего сжигают на факелах. Есть инвесторы, которые заинтересованы в работе над этой проблемой, – из Москвы, с Урала, местные компании. Но эта проблема быстро не решится. Всем нужно понимание ситуации. Только разработка таких проектов занимает от 34 до 36 месяцев. У нас добывающих компаний много. Все они готовы сотрудничать. Они хотят работать на территории региона, хотят инвестировать, строить, расширять свой бизнес. А значит, готовы к сотрудничеству. Намерение двигаться в позитивном направлении у них есть.
Правительство Оренбургской области
Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области;
Министерство здравоохранения Оренбургской области;
Министерство социального развития Оренбургской области;
Министерство культуры Оренбургской области;
Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области;
Министерство образования Оренбургской области;
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области;
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области;
Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области;
Министерство труда и занятости населения Оренбургской области;
Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области;
Министерство финансов Оренбургской области;
Министерство промышленности и энергетики Оренбургской области;
Министерство цифровой экономики Оренбургской области;
Министерство региональной и информационной политики Оренбургской области;
Представительство Оренбургской области при Правительстве Российской Федерации;
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов;
Департамент молодёжной политики Оренбургской области;
Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области;
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области;
Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области;
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области;
Комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области;
Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области;
Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области;
Комитет по делам архивов Оренбургской области;
Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области.