«Цифра» не знает границ

На межрегиональном форуме участники обсудили, каким образом внедрение новых технологий изменит жизнь россиян и казахстанцев. Панельная сессия «Умные города: Цифровизация городской инфраструктуры» прошла в Оренбурге на площадке библиотеки имени Крупской.

Собрались представители министерств и ведомств, бизнесмены, специалисты IT-сферы России и Казахстана. Участников сессии поприветствовал министр цифрового развития и связи Оренбургской области Денис Толпейкин.

– Спасибо, что проявили интерес к нашей дискуссии. Цифровизация лежит в основе развития всех сфер жизнедеятельности, представляет собой большое разнообразие сервисов и прикладных решений. Задача, которую мы перед собой ставим, – помочь рядовому гражданину в решении проблем, сделать его жизнь более комфортной, – отметил Денис Толпейкин.

Иван Мельников, председатель IT-ассоциации Западно-Казахстанской области Республики Казахстан рассказал, как формируются цифровые системы в соседнем регионе.

– Наша ассоциация возникла в 2018 году. Мы, представители крупных IT-компаний, задались целью найти точки взаимодействия между бизнесом, государством и обществом. Именно концепция неразрывной связи трёх составляющих легла в основу нашей работы. Всё началось с коммунального контакт-центра, куда жители обращались со своими проблемами в сфере ЖКХ. Когда грянула пандемия, возможности контакт-центра были увеличены: на единый номер горячей линии стали поступать сотни звонков. Хорошо зарекомендовал себя контакт-центр и во время выборов президента Казахстана: жители звонили по вопросам нахождения избирательных участков, возможности проголосовать досрочно. Так небольшой кол-центр перерос в целую систему каналов обратной связи, – рассказал Иван Мельников.

У айтишников Западно-Казахстанской области два интересных социально значимых проекта. Бездомных собак, выловленных на улицах городов, теперь вывозят в специальные ветеринарные центры, где стерилизуют и вакцинируют. Каждой дворняге вживляют подкожный чип, информацию вносят в специальную базу данных. Это позволяет отслеживать местонахождение собаки. Планируется, что в дальнейшем практику расширят и на домашних питомцев – будет понятно, кому принадлежал пёс до того, как стал бездомным.

Второй проект напрямую связан с безопасностью школьников. С недавних пор все школы Западно-Казахстанской области закольцованы в единую систему: одна и та же фирма выступает в качестве интернет-провайдера и проводника трансляции с камер видеонаблюдения, установленных в школах, на пульт МВД. Таким образом, в случае происшествия не придётся искать поставщика услуг, запрашивать записи с камер, так как все данные передаются автоматически.

О стандарте «умного города» на примере населённых пунктов Московской области рассказал заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта цифровизации городского хозяйства Анатолий Курманов.

– Главный вопрос, который я задаю айтишникам, представляющим свои проекты, – зачем? Мне, как эксперту, важно знать, каким образом то или иное технологическое решение упростит жизнь обычного человека, сделает её более комфортной. К примеру, есть предложение ввести единый платёжный документ по всем коммунальным услугам, чтобы жители не дожидались по 5 – 6 квитанций от разных организаций. Введём мы единую платёжку, а что дальше? Таким образом мы не только упростим жизнь абонентам, но и на основе данных по оплате, которые будут стекаться в единую базу, сможем проследить, насколько эффективно компании предоставляют свои услуги, насколько регулярно жители платят за «коммуналку», – подчеркнул Анатолий Курманов.

Свою роль играет рассылка SMS-сообщений. В Подмосковье, например, значительно увеличивается количество жалоб от жителей на отсутствие горячей воды как раз в те дни, когда её не должно быть по причине ремонта системы водоснабжения. Бумажные объявления, которые вешают на подъездах, нередко срывают, а на сайты муниципалитетов, где размещается информация об отключениях, мало кто заходит. С введением системы SMS-информирования об отключениях шквал обращений от жителей прекратился.

Сбор обращений граждан – одно из важных направлений в развитии современных технологий. Во многих регионах страны, в том числе и в Оренбуржье, работает сервис «Активный гражданин». Кроме того, вопросы, волнующие граждан, отслеживаются в ходе мониторинга постов и комментариев в соцсетях. Эти данные передаются в органы власти, благодаря слаженному взаимодействию проблемы решаются более оперативно.

В завершение встречи её участники отметили, что российским и казахстанским IT-специалистам действительно есть чему поучиться друг у друга. Обмен опытом, международная кооперация позволят реализовать новые проекты по цифровизации в приграничных регионах и не только.

В Оренбуржье государственную информационную систему «Активный гражданин» в тестовом режиме запустили летом 2019 года. В первые месяцы на портале зарегистрировалось 1406 пользователей из Оренбурга, Орска и Соль-Илецкого городского округа. В настоящее время зарегистрирован 97 161 оренбуржец, за всё время работы системы удалось решить 3663 вопроса.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Scroll to top