fbpx

Право на собственный взгляд

Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – единственное в регионе учебное заведение с возможностью работать по собственным образовательным стандартам.

Мы продолжаем рассказывать о деятельности молодых руково­дителей, прошедших конкурсы «Лидер России» и «Команда Орен­буржья» и возглавивших в обла­сти крупные производственные, социальные и образовательные организации. Сегодня разговор с директором Оренбургского фи­лиала РАНХиГС, вступившим в должность 1 апреля, Владимиром Тарасенко.

– Владимир Владимирович, до этого чем вы занимались и насколько неожиданным стало предложение стать директором филиала академии?

– Я закончил Оренбургский государственный педагогиче­ский университет. Первое моё образование – педагог профессионального обучения (экономика и управление). Второе образование по специальности «менеджмент организации». Я понимал, что для управленческой деятельно­сти необходимо знание законов, поэтому прошёл ещё профессио­нальную переподготовку по юриспруденции. Такой теоретический задел и очная учёба в аспирантуре позволили мне написать канди­датскую диссертацию по теме «Формирование управленческой компетентности руководителя образовательной организации» и продолжить исследование в рамках докторской диссертации. На профессиональном поприще мной пройден путь от ассистента кафедры до руководителя научно-исследовательской лаборатории профессионального развития руководителей. Наша кафедра и лаборатория занимались под­готовкой менеджеров для си­стемы образования. Сам я был непосредственным участником разработки и реализации этих программ. Приобретённый опыт позволил увидеть проблему под­готовки управленческих кадров изнутри и понять, какие нужно принимать меры, позволяющие усовершенствовать этот процесс. И, конечно же, Оренбургский филиал РАНХиГС – это место, где данные меры могут успешно реализоваться.

На должность директора Орен­бургского филиала РАНХиГС про­ходил достаточно серьёзный кон­курсный отбор. И было, конечно, приятно и ответственно, когда моя кандидатура прошла про­цедуру проверки и была поддер­жана губернатором и ректором академии. До этого времени я был в кадровом резерве Оренбургской области, вошёл туда в рамках регионального молодёжного пра­вительства, в котором был моло­дёжным министром образования.

– Получается, вы пошли на понижение? Были министром, стали директором вуза? Это, конечно, шутка, но что дала вам, молодому учёному, работа в молодёжном министерстве образования?

– Хороший практический опыт, который стал стартовой площадкой уже для выхода на профессиональную стезю. Я бла­годарен министру образования области Алексею Александровичу Пахомову и губернатору Денису Владимировичу Паслеру за под­держку. Мы предметно обсуждали стратегию развития филиала, и, мне кажется, тот вектор развития, который вижу я, поддерживается министерством и в целом прави­тельством области.

Я участвовал в федеральном конкурсе «Лидеры России», а в прошлом году – в региональном конкурсе «Проекты Оренбуржья». Тема моего проекта – «Создание и апробация школы будущего руководителя образовательной организации». Мы фактически предлагаем реализовать много­ступенчатую модель развития будущих квалифицированных руководителей системы образо­вания для Оренбургской области начиная со школьной скамьи.

– Владимир Владимирович, как вам видится система подго­товки управленческих кадров?

– Это, несомненно, много­ступенчатая система. Начинать необходимо с создания в школах управленческих классов (по ана­логии с агроклассами), в которых ребята получат возможность про­фессионального ориентирования и предпрофильной подготовки.

– Управленческие классы – это будущие кто?

– Старшеклассники научатся управлять своим временем, своим поведением. И, самое главное, обучение рассчитано на ребят, которые в той или иной степе­ни уже понимают, близко ли им управление и управленческая де­ятельность. Это совсем не значит, что прошедший управленческие классы будет руководителем. Мы просто даём дополнительную воз­можность попробовать себя на этом поприще. Выпускник школы, который осознанно выбирает вуз, более мотивирован к достижению лучших образовательных резуль­татов. В настоящее время прораба­тываем концепцию работы таких классов в школах Оренбуржья для согласования с органами управле­ния образования, ученическим и родительским сообществом.

– Но, как я понимаю, это не основная ваша деятельность?

– Деятельность филиала ака­демии ведётся по двум основным направлениям подготовки уровня бакалавриат. Первая программа – государственная и муниципаль­ная служба. Здесь учатся будущие управленцы – представители гос­власти либо кадровый резерв.

Вторая программа – менеджмент организации. Готовим клас­сические управленческие кадры для коммерческих и некоммерче­ских организаций. Обучаем очно, очно-заочно и заочно по всем дис­циплинам. Заочная и очно-заоч­ная формы позволяют уже работа­ющим сотрудникам организаций и органов государственной власти проходить параллельно обучение. Все выпускники нашей академии имеют возможность получения дипломов об образовании двух образцов – российского и между­народного.

Также мы предлагаем допол­нительное профессиональное образование. Оно рассчитано на тех, кто захочет повысить свою квалификацию или пройти про­фессиональную переподготовку.

– Как-то отразилась на ва­шей работе ситуация с корона­вирусом?

– Режим пандемии подтолкнул всех, в том числе нас, к развитию дистанционных образовательных технологий. С июня мы переза­пустили модель реализации до­полнительных профессиональных образовательных программ. Мы можем варьировать обучение по ним до 100 процентов в дистан­ционном режиме без снижения качества образования. У нас есть электронная информационная образовательная среда, где разме­щается лекционный и практиче­ский материал, проводятся видеоконференции и промежуточные испытания, далее проводится итоговая аттестация, которая предусматривает тестирование и решение различных практикоориентированных кейсов.

– Какие ещё предлагаете новые формы работы?

– Мы активно развиваем оце­ночную деятельность среди канди­датов на руководящие должности и должности государственного и муниципального служащего. Про­водим тестирование на знание основ законодательства, этики и служебного поведения, современ­ных информационно-коммуника­ционных технологий.

Также работаем над развитием системы оценки руководителей образовательных организаций. Понимая, что тестирование не может дать стопроцентный ре­зультат, мы разработали и внедря­ем так называемую технологию ассессмент-центр. Это метод ком­плексной оценки. Он включает в себя деловые игры, решение кей­сов, моделирование различных ситуаций. Специально обученная группа экспертов анализирует результаты тестирования и резуль­таты поведения. Оценку произ­водят наши квалифицированные преподаватели, есть у нас хорошие отношения и с крупными пред­приятиями, где кадровые службы уже успешно адаптировали совре­менные системы оценки и готовы делиться опытом.

В перспективе этот расши­ренный формат оценки мы будем предлагать и для наших выпуск­ников, чтобы у работодателя была более наглядная картина профессионально-личностных целей и мотивации. На площад­ке филиала мы также создаём кадровый резерв управленцев из числа наших выпускников и стре­мимся, чтобы он был открытым и востребованным. И только после подтверждения востребован­ности нашего резерва мы пла­нируем выйти с предложением к губернатору и правительству Оренбургской области сделать его в качестве возможного резер­ва региона.

– Обычно руководители об­разовательных организаций любят произносить фразу «Сре­ди наших выпускников…»

– Не хочется выделять кого-то конкретно. Все наши выпускни­ки успешны и конкурентоспо­собны, наша академия второй год подряд возглавляет рейтинг «Интерфакса» по образованию в сфере государственного и му­ниципального управления. В рейтинге РИА «Новости» выпуск­ники академии определяются самыми высокооплачиваемыми специалистами.

В этом году мы решили зареги­стрировать ассоциацию выпуск­ников Оренбургского филиала РАНХиГС. Планируем привлекать наших выпускников в качестве наставников и менторов для сту­дентов и слушателей.

– На очное отделение к вам может поступить молодой че­ловек без какого-то опыта после 11-го класса?

– В этом году мы ждём пода­чу документов от выпускников средних общеобразовательных школ до момента сдачи и полу­чения результатов ЕГЭ. Сегодня цифровые технологии позволяют удалённо сделать запрос и узнать полученные баллы. Вторая катего­рия – выпускники средних профес­сиональных организаций. Третья категория – абитуриенты, уже имеющие высшее образование, но по другому профилю. Наличие среднего профессионального и высшего образования даёт воз­можность поступать по внутрен­ним экзаменам, а также сократить срок обучения по заочной форме вплоть до трёх с половиной лет в результате перезачёта изученных дисциплин.

Хочу отметить, что мы все сда­ём экзамены: и те, кто завершает учёбу и готовится к выпуску, и те, кто готовится к поступлению. Но не менее сложный экзамен сдают сейчас и сами учебные за­ведения. В конце марта мы в форс-мажорном режиме перешли на дистанционное обучение. Ректор академии Владимир Александро­вич Мау эту ситуацию сравнивает с прыжком на ходу из одного авто­мобиля в другой. И одновременно мы начали готовиться к приёмной кампании, которая организована по-новому – в дистанционном режиме. Однако при всей не­обычности ситуации и новизне технологий традиционно лучший университет – это тот, в котором учатся наши лучшие студенты.

– В начале разговора вы ска­зали, что имеющийся опыт работы позволил вам увидеть проблему подготовки управлен­ческих кадров изнутри. Какую проблему вы имели в виду?

– Проблема одна, и, я ду­маю, она характерна не только для системы образования – это практикоориентированность и практикоприменимость компе­тенций, которые мы формируем. Наша работа строится в диало­говом режиме, с применением стажировочных площадок, в рамках индивидуальной рабо­ты с наставниками-менторами, когда готовится проект именно для реализации, а не для отчёта. Безусловно, необходимо актив­нее внедрять дистанционные образовательные технологии, разрабатывать электронные он­лайн-курсы. Понимаю, что есть уже опыт, но его недостаточно. Сегодняшняя ситуация показала, что этот опыт формируем бегом, в быстрых темпах. Хотим мы или не хотим, но заказчик предпочи­тает получать образовательную услугу всё чаще в режиме 24х7, в любое время в любом месте. Сегодня качество образования уже не единственное, что вос­требовано. Доступность этого образования в части доставки потребителю образовательного продукта также становится од­ним из ключевых направлений нашей работы.

РАНХиГС имеет 54 филиала в 8 федеральных округах, в которых обучается 180 000 студентов. В 2020 году академия, по данным рейтингового агентства RAEX, вошла в пятёрку самых влиятельных вузов России. Поручением президента Российской Федерации и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации академия определена единственным исполнителем по программе подготовки и переподготовки высшего уровня резерва управленческих кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: