Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – единственное в регионе учебное заведение с возможностью работать по собственным образовательным стандартам.
Мы продолжаем рассказывать о деятельности молодых руководителей, прошедших конкурсы «Лидер России» и «Команда Оренбуржья» и возглавивших в области крупные производственные, социальные и образовательные организации. Сегодня разговор с директором Оренбургского филиала РАНХиГС, вступившим в должность 1 апреля, Владимиром Тарасенко.
– Владимир Владимирович, до этого чем вы занимались и насколько неожиданным стало предложение стать директором филиала академии?
– Я закончил Оренбургский государственный педагогический университет. Первое моё образование – педагог профессионального обучения (экономика и управление). Второе образование по специальности «менеджмент организации». Я понимал, что для управленческой деятельности необходимо знание законов, поэтому прошёл ещё профессиональную переподготовку по юриспруденции. Такой теоретический задел и очная учёба в аспирантуре позволили мне написать кандидатскую диссертацию по теме «Формирование управленческой компетентности руководителя образовательной организации» и продолжить исследование в рамках докторской диссертации. На профессиональном поприще мной пройден путь от ассистента кафедры до руководителя научно-исследовательской лаборатории профессионального развития руководителей. Наша кафедра и лаборатория занимались подготовкой менеджеров для системы образования. Сам я был непосредственным участником разработки и реализации этих программ. Приобретённый опыт позволил увидеть проблему подготовки управленческих кадров изнутри и понять, какие нужно принимать меры, позволяющие усовершенствовать этот процесс. И, конечно же, Оренбургский филиал РАНХиГС – это место, где данные меры могут успешно реализоваться.
На должность директора Оренбургского филиала РАНХиГС проходил достаточно серьёзный конкурсный отбор. И было, конечно, приятно и ответственно, когда моя кандидатура прошла процедуру проверки и была поддержана губернатором и ректором академии. До этого времени я был в кадровом резерве Оренбургской области, вошёл туда в рамках регионального молодёжного правительства, в котором был молодёжным министром образования.
– Получается, вы пошли на понижение? Были министром, стали директором вуза? Это, конечно, шутка, но что дала вам, молодому учёному, работа в молодёжном министерстве образования?
– Хороший практический опыт, который стал стартовой площадкой уже для выхода на профессиональную стезю. Я благодарен министру образования области Алексею Александровичу Пахомову и губернатору Денису Владимировичу Паслеру за поддержку. Мы предметно обсуждали стратегию развития филиала, и, мне кажется, тот вектор развития, который вижу я, поддерживается министерством и в целом правительством области.
Я участвовал в федеральном конкурсе «Лидеры России», а в прошлом году – в региональном конкурсе «Проекты Оренбуржья». Тема моего проекта – «Создание и апробация школы будущего руководителя образовательной организации». Мы фактически предлагаем реализовать многоступенчатую модель развития будущих квалифицированных руководителей системы образования для Оренбургской области начиная со школьной скамьи.
– Владимир Владимирович, как вам видится система подготовки управленческих кадров?
– Это, несомненно, многоступенчатая система. Начинать необходимо с создания в школах управленческих классов (по аналогии с агроклассами), в которых ребята получат возможность профессионального ориентирования и предпрофильной подготовки.
– Управленческие классы – это будущие кто?
– Старшеклассники научатся управлять своим временем, своим поведением. И, самое главное, обучение рассчитано на ребят, которые в той или иной степени уже понимают, близко ли им управление и управленческая деятельность. Это совсем не значит, что прошедший управленческие классы будет руководителем. Мы просто даём дополнительную возможность попробовать себя на этом поприще. Выпускник школы, который осознанно выбирает вуз, более мотивирован к достижению лучших образовательных результатов. В настоящее время прорабатываем концепцию работы таких классов в школах Оренбуржья для согласования с органами управления образования, ученическим и родительским сообществом.
– Но, как я понимаю, это не основная ваша деятельность?
– Деятельность филиала академии ведётся по двум основным направлениям подготовки уровня бакалавриат. Первая программа – государственная и муниципальная служба. Здесь учатся будущие управленцы – представители госвласти либо кадровый резерв.
Вторая программа – менеджмент организации. Готовим классические управленческие кадры для коммерческих и некоммерческих организаций. Обучаем очно, очно-заочно и заочно по всем дисциплинам. Заочная и очно-заочная формы позволяют уже работающим сотрудникам организаций и органов государственной власти проходить параллельно обучение. Все выпускники нашей академии имеют возможность получения дипломов об образовании двух образцов – российского и международного.
Также мы предлагаем дополнительное профессиональное образование. Оно рассчитано на тех, кто захочет повысить свою квалификацию или пройти профессиональную переподготовку.
– Как-то отразилась на вашей работе ситуация с коронавирусом?
– Режим пандемии подтолкнул всех, в том числе нас, к развитию дистанционных образовательных технологий. С июня мы перезапустили модель реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Мы можем варьировать обучение по ним до 100 процентов в дистанционном режиме без снижения качества образования. У нас есть электронная информационная образовательная среда, где размещается лекционный и практический материал, проводятся видеоконференции и промежуточные испытания, далее проводится итоговая аттестация, которая предусматривает тестирование и решение различных практикоориентированных кейсов.
– Какие ещё предлагаете новые формы работы?
– Мы активно развиваем оценочную деятельность среди кандидатов на руководящие должности и должности государственного и муниципального служащего. Проводим тестирование на знание основ законодательства, этики и служебного поведения, современных информационно-коммуникационных технологий.
Также работаем над развитием системы оценки руководителей образовательных организаций. Понимая, что тестирование не может дать стопроцентный результат, мы разработали и внедряем так называемую технологию ассессмент-центр. Это метод комплексной оценки. Он включает в себя деловые игры, решение кейсов, моделирование различных ситуаций. Специально обученная группа экспертов анализирует результаты тестирования и результаты поведения. Оценку производят наши квалифицированные преподаватели, есть у нас хорошие отношения и с крупными предприятиями, где кадровые службы уже успешно адаптировали современные системы оценки и готовы делиться опытом.
В перспективе этот расширенный формат оценки мы будем предлагать и для наших выпускников, чтобы у работодателя была более наглядная картина профессионально-личностных целей и мотивации. На площадке филиала мы также создаём кадровый резерв управленцев из числа наших выпускников и стремимся, чтобы он был открытым и востребованным. И только после подтверждения востребованности нашего резерва мы планируем выйти с предложением к губернатору и правительству Оренбургской области сделать его в качестве возможного резерва региона.
– Обычно руководители образовательных организаций любят произносить фразу «Среди наших выпускников…»
– Не хочется выделять кого-то конкретно. Все наши выпускники успешны и конкурентоспособны, наша академия второй год подряд возглавляет рейтинг «Интерфакса» по образованию в сфере государственного и муниципального управления. В рейтинге РИА «Новости» выпускники академии определяются самыми высокооплачиваемыми специалистами.
В этом году мы решили зарегистрировать ассоциацию выпускников Оренбургского филиала РАНХиГС. Планируем привлекать наших выпускников в качестве наставников и менторов для студентов и слушателей.
– На очное отделение к вам может поступить молодой человек без какого-то опыта после 11-го класса?
– В этом году мы ждём подачу документов от выпускников средних общеобразовательных школ до момента сдачи и получения результатов ЕГЭ. Сегодня цифровые технологии позволяют удалённо сделать запрос и узнать полученные баллы. Вторая категория – выпускники средних профессиональных организаций. Третья категория – абитуриенты, уже имеющие высшее образование, но по другому профилю. Наличие среднего профессионального и высшего образования даёт возможность поступать по внутренним экзаменам, а также сократить срок обучения по заочной форме вплоть до трёх с половиной лет в результате перезачёта изученных дисциплин.
Хочу отметить, что мы все сдаём экзамены: и те, кто завершает учёбу и готовится к выпуску, и те, кто готовится к поступлению. Но не менее сложный экзамен сдают сейчас и сами учебные заведения. В конце марта мы в форс-мажорном режиме перешли на дистанционное обучение. Ректор академии Владимир Александрович Мау эту ситуацию сравнивает с прыжком на ходу из одного автомобиля в другой. И одновременно мы начали готовиться к приёмной кампании, которая организована по-новому – в дистанционном режиме. Однако при всей необычности ситуации и новизне технологий традиционно лучший университет – это тот, в котором учатся наши лучшие студенты.
– В начале разговора вы сказали, что имеющийся опыт работы позволил вам увидеть проблему подготовки управленческих кадров изнутри. Какую проблему вы имели в виду?
– Проблема одна, и, я думаю, она характерна не только для системы образования – это практикоориентированность и практикоприменимость компетенций, которые мы формируем. Наша работа строится в диалоговом режиме, с применением стажировочных площадок, в рамках индивидуальной работы с наставниками-менторами, когда готовится проект именно для реализации, а не для отчёта. Безусловно, необходимо активнее внедрять дистанционные образовательные технологии, разрабатывать электронные онлайн-курсы. Понимаю, что есть уже опыт, но его недостаточно. Сегодняшняя ситуация показала, что этот опыт формируем бегом, в быстрых темпах. Хотим мы или не хотим, но заказчик предпочитает получать образовательную услугу всё чаще в режиме 24х7, в любое время в любом месте. Сегодня качество образования уже не единственное, что востребовано. Доступность этого образования в части доставки потребителю образовательного продукта также становится одним из ключевых направлений нашей работы.
РАНХиГС имеет 54 филиала в 8 федеральных округах, в которых обучается 180 000 студентов. В 2020 году академия, по данным рейтингового агентства RAEX, вошла в пятёрку самых влиятельных вузов России. Поручением президента Российской Федерации и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации академия определена единственным исполнителем по программе подготовки и переподготовки высшего уровня резерва управленческих кадров.