Дорожный след

Дмитрий Хусид. Фото Олега Рукавицына

Устроители оренбургских дорог отмечают 85-летие отрасли. Знаковое для дорожников событие совпало с юбилеем области. Становление экономики региона во многом зависело от строительства дорожной сети.

О том, как развивается эта отрасль в современных условиях, рассказал директор Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Хусид.

Километры сети дорог

– Дмитрий Леонидович, напомните, с чего начиналась дорожная история Оренбуржья?

– Есть документы, которые говорят о том, что некие дорожные работы и организация движения в Оренбургской губернии велись начиная с 1744 года. Существовал тракт Уфа – Оренбург, по нему гоняли тройки лошадей, то есть технология обслуживания коммуника­ций на тот момент уже присутствовала. В последующие годы движение тоже было организованным: это знаменитая царская дорога, которая шла вдоль Урала и доходила до Орской крепости. Остатки её сохранились и сегодня.

Принято считать, что новейшая исто­рия отрасли началась 20 декабря 1934 года, когда образован дорожный отдел при Оренбургском облисполкоме. На тот момент сеть дорог в области состав­ляла 1800 километров и существовала при больших дорожных организациях, которые эти дороги обихаживали. Так начиналась дорожная отрасль Оренбур­жья, мы эту дату чтим и отмечаем её как наш праздник.

– Дороги помогают нам двигаться вперёд, что изменилось в отрасли за эти десятилетия?

– Если 85 лет назад в области насчиты­валось менее 2 тысяч километров дорог, то сегодня сводная сеть оренбургских дорог – 27 тысяч километров, в том числе 12,2 тысячи региональных, а также 12,5 тысячи километров муниципальных дорог, тысяча километров федеральных трасс и ещё тысяча ведомственных маги­стралей нефтяников и газовиков.

Все дороги, независимо от их поме­нявшегося статуса, были построены до­рожниками Оренбуржья. А это 27 тысяч километров дорожного полотна, которое нужно содержать и ремонтировать.

– Основная сеть дорог в области сложилась в прошлом веке, когда же появятся магистрали XXI столетия?

– Сегодня нет большой необходимо­сти прирастать тысячами километров, потому что в сложившейся сети все адми­нистративные центры соединены. Стоит очень важная задача по улучшению этой сети. Острая потребность – привести в норматив построенные дороги и мо­сты, повысить технические кондиции объектов, чем дорожники сегодня и за­нимаются. К тому же мы строим обходы городов, совершенствуем связующие участки между районными центрами на западе и востоке области.

– Из этой цепочки, по вашему мне­нию, какое самое проблемное звено?

– Сложностей хватает везде, непро­стая ситуация в муниципальной со­ставляющей. Да и региональные дороги построены в 70 – 80-е годы, с тех пор они кардинально не улучшились: на большей части не было капитального ремонта, тем более реконструкции. Муниципал­ка тоже требует огромных вливаний, большого внимания, это та дорога, что доходит до каждого дома.

Дальние магистрали к дому

– Труд дорожников всегда на виду, от него зависит комфорт каждого пе­шехода или водителя.

– В этом смысле наша отрасль самая интересная. Для любого человека глав­ная дорога та, которая ведёт к его дому. Профессионалы, администрирующие дорожные фонды, с огромным удоволь­ствием сделали бы каждую из этих дорог. Но в силу ограниченных финансов опре­деляются приоритеты. Это те дороги, по которым идёт максимальное количество транспорта, самый большой поток пас­сажиров и грузопоток. Сложно человеку объяснить, что сегодня дорога к его дому не пришла, но на этой же оренбургской земле вкладываются средства в маги­страли общего пользования, которые служат стержнем экономики области.

– Что удалось сделать в этом году?

– Мы отремонтировали 480 киломе­тров региональных дорог, и среди них не только трассы первого плана, но и большой участок протяжённостью 41 километр дороги Бугульма – Уральск. До­рожники хорошо поработали в восточном Оренбуржье на автомобильной дороге Орск – Домбаровка – Светлый. Проведён ремонт дорожного полотна по направле­нию Каменноозёрное – Медногорск.

В этом году в каждом из 35 районов области обустроены дороги с гравийным покрытием по школьным маршрутам. Это те участки дорог, по которым движут­ся автобусы с детьми из отдалённых сёл.

– Чем важен национальный проект «Безопасные и качественные автомо­бильные дороги»?

– По сути, он даёт отрасли второе дыхание, это наш образ жизни до 2024 года. Проект структурирует всю до­рожную деятельность без исключения: приведение в нормативное состояние дорог, цифровизация отрасли, внедрение интеллектуальных транспортных систем, инновационного дорожного продукта.

Причём это не просто термины, а реальная ситуация, в которой мы живём. Все дорожники России задействованы в построении новой цифровой платформы СКДФ, куда заносят все дороги, включая муниципальные.

Тот самый суперпейв

– Инновационные технологии ис­пользуются на оренбургских дорогах?

– В этом году мы уложили пробные, экспериментальные участки по методу объёмного проектирования – технологии суперпейв. В следующем году на всех объектах в рамках нацпроекта БКАД верхние слои будут укладываться по этой методике. Она обеспечивает более длительные сроки службы асфальтобе­тонного покрытия. Хочу отметить, что Оренбургская область всегда занимала очень хорошие позиции в РФ по внедре­нию современных технологий. Не менее 10 процентов новых объектов должны строиться с применением передов ой технологии, и каждый следующий год будем расти по этим показателям.

На участке Бугульма – Уральск по­крытие сделано с нанесением верхнего слоя методом микросюрфейсинга. В области на региональных дорогах эта технология применялась впервые. Если говорить о первом опыте суперпейва, то с помощью его уложено 5 километров автомобильной дороги Нижняя Павловка – Каргала, на участке от моста в районе села Черноречье до федеральной дороги Оренбург – Илек. На будущий год метод суперпейва будет применяться серийно, это обязательный тренд.

– Как будут дальше строиться об­ходные пути вокруг Оренбурга?

– В прошлом году мы построили первый пусковой комплекс южного обхода Оренбурга от беляевской до соль-илецкой трассы, таким образом вывели большую часть транспорта из города. С 2021 года начнётся строительство вто­рого участка южного обхода, который соединит дорогу Оренбург – Соль-Илецк с дорогой Оренбург – Илек, там будет построен ещё один участок, и тогда мы получим кольцо вокруг города и можно будет двигаться в любую сторону, не въезжая в Оренбург.

Построенный в 80-е годы участок об­хода вдоль Степного посёлка, к которому мы с вами привыкли, становится внутри­городской магистралью. И это говорит о том, что надо смотреть вперёд и плани­ровать новый обход. В восточной части, к примеру, уходить в сторону аэропорта, за аэропорт, чтобы появилось новое кольцо вокруг областного центра.

– Супертехнологии требуют под­готовки квалифицированных кадров. У вас нет нехватки специалистов?

– Кризиса нет, есть потребность. В Оренбургском госуниверситете с 1973 года работает кафедра и ведётся подго­товка по специальности «автомобильные дороги». Я сам выпускник политех­нического института, и сегодня ОГУ остаётся кузницей кадров для отрасли. Большинство дорожников – выпускники университета, мы поддерживаем связь с кафедрой, стараемся брать студентов на работу.

Низкая квалификация заметна у заказчиков в муниципальных образова­ниях. Муниципалитеты администрируют дорожные деньги, будь то субсидии или другие целевые средства на ремонт дорог. Им не хватает специалистов, кото­рые грамотно подготовят документацию, организуют процесс закупки, проведут технический надзор за подрядчиком в процессе производства работ. Это сегод­ня крайне сложная зона деятельности, где нужно совершенствоваться.

– Кого из своих наставников вы можете поставить в пример нынешней молодёжи?

– У нас сильные инженерные тради­ции, мы гордимся ветеранами и руко­водителями дорожной отрасли. Рывок в дорожной сфере произошёл в 50-е годы, в эпоху активного строительства асфальтовых дорог. Связано это с несколькими фамилиями: Макар Михайлович Аксёнов руководил отраслью с конца 50-х до на­чала 70-х годов, Тимофей Николаевич Жигунов способствовал запуску асфальто­бетонных заводов в области, появлению в райцентрах дорожных ремонтно-строи­тельных управлений, Евгений Алексеевич Любимов сохранил отрасль в сложные 90-е годы.

В декабре 2001 года образована новая структура – государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяй­ства Оренбургской области». С 200 4 года в течение 8 лет ГУДХОО возглавлял Евгений Денисович Сусоев.

Низкий поклон ветеранам, многое сделано, но будущее за следующими по­колениями. Мы смотрим на молодых, им дерзать в сфере новых организационных и цифровых технологий. Им много и дол­го строить, чтобы по примеру старшего поколения оставить заметный дорожный след на оренбургской земле.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top