Устроители оренбургских дорог отмечают 85-летие отрасли. Знаковое для дорожников событие совпало с юбилеем области. Становление экономики региона во многом зависело от строительства дорожной сети.
О том, как развивается эта отрасль в современных условиях, рассказал директор Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Хусид.
Километры сети дорог
– Дмитрий Леонидович, напомните, с чего начиналась дорожная история Оренбуржья?
– Есть документы, которые говорят о том, что некие дорожные работы и организация движения в Оренбургской губернии велись начиная с 1744 года. Существовал тракт Уфа – Оренбург, по нему гоняли тройки лошадей, то есть технология обслуживания коммуникаций на тот момент уже присутствовала. В последующие годы движение тоже было организованным: это знаменитая царская дорога, которая шла вдоль Урала и доходила до Орской крепости. Остатки её сохранились и сегодня.
Принято считать, что новейшая история отрасли началась 20 декабря 1934 года, когда образован дорожный отдел при Оренбургском облисполкоме. На тот момент сеть дорог в области составляла 1800 километров и существовала при больших дорожных организациях, которые эти дороги обихаживали. Так начиналась дорожная отрасль Оренбуржья, мы эту дату чтим и отмечаем её как наш праздник.
– Дороги помогают нам двигаться вперёд, что изменилось в отрасли за эти десятилетия?
– Если 85 лет назад в области насчитывалось менее 2 тысяч километров дорог, то сегодня сводная сеть оренбургских дорог – 27 тысяч километров, в том числе 12,2 тысячи региональных, а также 12,5 тысячи километров муниципальных дорог, тысяча километров федеральных трасс и ещё тысяча ведомственных магистралей нефтяников и газовиков.
Все дороги, независимо от их поменявшегося статуса, были построены дорожниками Оренбуржья. А это 27 тысяч километров дорожного полотна, которое нужно содержать и ремонтировать.
– Основная сеть дорог в области сложилась в прошлом веке, когда же появятся магистрали XXI столетия?
– Сегодня нет большой необходимости прирастать тысячами километров, потому что в сложившейся сети все административные центры соединены. Стоит очень важная задача по улучшению этой сети. Острая потребность – привести в норматив построенные дороги и мосты, повысить технические кондиции объектов, чем дорожники сегодня и занимаются. К тому же мы строим обходы городов, совершенствуем связующие участки между районными центрами на западе и востоке области.
– Из этой цепочки, по вашему мнению, какое самое проблемное звено?
– Сложностей хватает везде, непростая ситуация в муниципальной составляющей. Да и региональные дороги построены в 70 – 80-е годы, с тех пор они кардинально не улучшились: на большей части не было капитального ремонта, тем более реконструкции. Муниципалка тоже требует огромных вливаний, большого внимания, это та дорога, что доходит до каждого дома.
Дальние магистрали к дому
– Труд дорожников всегда на виду, от него зависит комфорт каждого пешехода или водителя.
– В этом смысле наша отрасль самая интересная. Для любого человека главная дорога та, которая ведёт к его дому. Профессионалы, администрирующие дорожные фонды, с огромным удовольствием сделали бы каждую из этих дорог. Но в силу ограниченных финансов определяются приоритеты. Это те дороги, по которым идёт максимальное количество транспорта, самый большой поток пассажиров и грузопоток. Сложно человеку объяснить, что сегодня дорога к его дому не пришла, но на этой же оренбургской земле вкладываются средства в магистрали общего пользования, которые служат стержнем экономики области.
– Что удалось сделать в этом году?
– Мы отремонтировали 480 километров региональных дорог, и среди них не только трассы первого плана, но и большой участок протяжённостью 41 километр дороги Бугульма – Уральск. Дорожники хорошо поработали в восточном Оренбуржье на автомобильной дороге Орск – Домбаровка – Светлый. Проведён ремонт дорожного полотна по направлению Каменноозёрное – Медногорск.
В этом году в каждом из 35 районов области обустроены дороги с гравийным покрытием по школьным маршрутам. Это те участки дорог, по которым движутся автобусы с детьми из отдалённых сёл.
– Чем важен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
– По сути, он даёт отрасли второе дыхание, это наш образ жизни до 2024 года. Проект структурирует всю дорожную деятельность без исключения: приведение в нормативное состояние дорог, цифровизация отрасли, внедрение интеллектуальных транспортных систем, инновационного дорожного продукта.
Причём это не просто термины, а реальная ситуация, в которой мы живём. Все дорожники России задействованы в построении новой цифровой платформы СКДФ, куда заносят все дороги, включая муниципальные.
Тот самый суперпейв
– Инновационные технологии используются на оренбургских дорогах?
– В этом году мы уложили пробные, экспериментальные участки по методу объёмного проектирования – технологии суперпейв. В следующем году на всех объектах в рамках нацпроекта БКАД верхние слои будут укладываться по этой методике. Она обеспечивает более длительные сроки службы асфальтобетонного покрытия. Хочу отметить, что Оренбургская область всегда занимала очень хорошие позиции в РФ по внедрению современных технологий. Не менее 10 процентов новых объектов должны строиться с применением передов ой технологии, и каждый следующий год будем расти по этим показателям.
На участке Бугульма – Уральск покрытие сделано с нанесением верхнего слоя методом микросюрфейсинга. В области на региональных дорогах эта технология применялась впервые. Если говорить о первом опыте суперпейва, то с помощью его уложено 5 километров автомобильной дороги Нижняя Павловка – Каргала, на участке от моста в районе села Черноречье до федеральной дороги Оренбург – Илек. На будущий год метод суперпейва будет применяться серийно, это обязательный тренд.
– Как будут дальше строиться обходные пути вокруг Оренбурга?
– В прошлом году мы построили первый пусковой комплекс южного обхода Оренбурга от беляевской до соль-илецкой трассы, таким образом вывели большую часть транспорта из города. С 2021 года начнётся строительство второго участка южного обхода, который соединит дорогу Оренбург – Соль-Илецк с дорогой Оренбург – Илек, там будет построен ещё один участок, и тогда мы получим кольцо вокруг города и можно будет двигаться в любую сторону, не въезжая в Оренбург.
Построенный в 80-е годы участок обхода вдоль Степного посёлка, к которому мы с вами привыкли, становится внутригородской магистралью. И это говорит о том, что надо смотреть вперёд и планировать новый обход. В восточной части, к примеру, уходить в сторону аэропорта, за аэропорт, чтобы появилось новое кольцо вокруг областного центра.
– Супертехнологии требуют подготовки квалифицированных кадров. У вас нет нехватки специалистов?
– Кризиса нет, есть потребность. В Оренбургском госуниверситете с 1973 года работает кафедра и ведётся подготовка по специальности «автомобильные дороги». Я сам выпускник политехнического института, и сегодня ОГУ остаётся кузницей кадров для отрасли. Большинство дорожников – выпускники университета, мы поддерживаем связь с кафедрой, стараемся брать студентов на работу.
Низкая квалификация заметна у заказчиков в муниципальных образованиях. Муниципалитеты администрируют дорожные деньги, будь то субсидии или другие целевые средства на ремонт дорог. Им не хватает специалистов, которые грамотно подготовят документацию, организуют процесс закупки, проведут технический надзор за подрядчиком в процессе производства работ. Это сегодня крайне сложная зона деятельности, где нужно совершенствоваться.
– Кого из своих наставников вы можете поставить в пример нынешней молодёжи?
– У нас сильные инженерные традиции, мы гордимся ветеранами и руководителями дорожной отрасли. Рывок в дорожной сфере произошёл в 50-е годы, в эпоху активного строительства асфальтовых дорог. Связано это с несколькими фамилиями: Макар Михайлович Аксёнов руководил отраслью с конца 50-х до начала 70-х годов, Тимофей Николаевич Жигунов способствовал запуску асфальтобетонных заводов в области, появлению в райцентрах дорожных ремонтно-строительных управлений, Евгений Алексеевич Любимов сохранил отрасль в сложные 90-е годы.
В декабре 2001 года образована новая структура – государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области». С 200 4 года в течение 8 лет ГУДХОО возглавлял Евгений Денисович Сусоев.
Низкий поклон ветеранам, многое сделано, но будущее за следующими поколениями. Мы смотрим на молодых, им дерзать в сфере новых организационных и цифровых технологий. Им много и долго строить, чтобы по примеру старшего поколения оставить заметный дорожный след на оренбургской земле.