Как по понятиям судили в Средневековье, о чём мечтал философ Ильин и как не увеличить себестоимость, гарантируя при этом безопасность и вкус?
Немного страшных историй
Недавно в прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Грех», в котором эмоционально рассказана история гениального Микеланджело. В одном эпизоде великий художник для своей скульптуры выбирает многотонный цельный камень, который нужно спустить с горы. Но люди не могут этого сделать. Микеланджело изобретает спусковой механизм на металлических петлях и заказывает их кузнецу.
В день, когда камень должны были спускать с горы, собралась вся округа. Но вот рвётся кованая петля, кусок мрамора па дает вниз, гибнут люди. Художник переживает, собирается идти к кузнецу, чтобы объяснить ему, что он сделал страшную ошибку. Когда пришёл в кузницу, тот был уже мёртв – родственники погибших отомстили.
На самом деле эта история про ответственность местных производителей перед потребителями. Качество произведённой продукции – дело чести для любого предпринимателя, но до местных покупатели могут буквально дотянуться руками. Как хорошо, что мы живём не в Средневековье и у нас за это уже не убивают. И как плохо, что мы сейчас в той стадии промышленной эволюции, когда качество не является делом чести.
Если смотреть вглубь мировой истории сквозь призму обывательского любопытства, можно найти много совпадений. Например, в Древней Греции и Риме работу строителей мостов очень показательно проверяли на качество. После того как мост построят, человек, отвечающий за строительство, вместе с семьёй садился в лодку и плыл под мост. В это время полк солдат маршировал по новенькому сооружению, чеканя шаг. Как известно, для навесных сооружений резонансная нагрузка самая опасная. И рисковали при этом не только солдаты, но и строитель со всей своей семьёй. Древние мосты до сих пор радуют туристов.
Примерно так же радикально российский царь Пётр Алексеевич воспитывал производителей пищалей и пушек. В те времена помимо порки, ссылки и штрафов практиковались испытания на полигоне. Владелец оружейного производства становился рядом с пушкой, в которую забивался тройной пороховой заряд. Если дуло не разорвало, то качество отменное, ну а если…
Уже из новой истории нам известны методы «воспитания качества» в производителях от генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Боже упаси нас утверждать, что эти методы единственно верные. Более того, мы совершенно точно знаем, что они далеко не единственная мера, которую правители тех времён применяли для роста качества и становления промышленности. Подход был комплексным и с применением передовых научных разработок. Но факт остаётся фактом. Когда неотвратимость наказания была реальной, рост темпов производства в государстве был значительно выше.
Очень русская идея
Историческая цикличность показывает, что после суровых мер наступал период осознания и расцвета. В России появилась настоящая идеология качества. Сегодняшнее понятие «бренд» всего лишь аналог старого клейма мастера. Производственники клеймили свою продукцию и собственным именем отвечали перед людьми, как перед Богом. Философ, публицист Иван Ильин в 1928 году пишет статью «Спасение в качестве». По мнению мыслителя, беда нашего Отечества в том, что слишком много у нас количества и нет времени на освоение его.
«Культивировать наше качество, наши душевные и естественные дары мы начали, строго говоря, лишь в девятнадцатом веке. Сто лет… Мы только успели начать; мы едва приступили к осмыслению и собиранию наших, как бы второпях создавшихся сокровищ; мы только успели опомниться и заговорить. И ещё не научившись ценить качество, ещё не осмыслив ни своего призвания, ни своих духовных сил, мы создали великое – и в слове, и в музыке, и в жив описи, и в знании; мы начали создавать превосходное и в технике, и в промышленности, и в быту; и тут же, не умея ценить эти достижения, поспешили нигилистически отречься от них в толстовстве и в революции.
Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряжённый и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни». Ильин на заре века писал о необходимости ВОЛЕВОЙ ИДЕИ КАЧЕСТВА. То есть для его обеспечения нужна политическая воля.
Алчность – болезнь роста
Поскольку сейчас, слава богу, не Средневековье, за просроченную ряженку, производственные травмы, лопнувшие трубы с горячей водой и токсичные суши в баре никто не убивает. Сейчас мы ходим в суд, если нам не лень. А вот роль политической воли в системе нашей развивающейся экономики выполняют органы Росстандарта.
Именно эта структура занимается просветительской работой, обучает, внедряет на законодательном уровне полезные инициативы, развивает Национальную систему сертификации. В регионах проводниками национальных идей качества являются Центры стандартизации, метрологии и испытаний. Здесь же работают органы по сертификации.
На самом деле уроки необходимости качества нам преподносит не только мировая история, но и весь научный опыт, который можно спокойно брать в открытом доступе и применять у себя на производстве. Просто удивительно, с каким упорством некоторые представители бизнеса отказываются брать эти знания. Казалось бы, если хочешь заработать много денег и при этом не потратить впустую годы своего руководящего опыта, бери и применяй.
Но нет, большинству российских предпринимателей до сих пор удобнее спорить и говорить о несовершенстве российского законодательства, административных барьерах. Во время публичных выступлений до сих пор многие руководители и главные инженеры производств рассказывают о том, что внедрение качества по ГОСТу многократно увеличивает себестоимость продукции. Если делать колбасу из мяса, её мало кто сможет купить.
– В этом и заключается трагедия современных экономических реалий, – говорит директор ФБУ «Оренбургский ЦСМ» Сергей Бойко. – Почему вдруг у работающего человека нет возможности купить по-настоящему качественный продукт? Низкая покупательская способность на самом деле – это печальный результат нарушенной логики производителей. Если в массовом сознании производственников и бизнеса нет понимания необходимости качества, это неизбежно влечёт за собой по цепочке все те последствия, которые мы видим в экономике государства.
Обращаясь к опыту прошлого: промышленники Демидовы строили не только заводы и мануфактуры. Они строили больницы и детские сады для своих рабочих, потому что понимали: это в первую очередь отражается на эффективности труда. Оренбургский купец Хусаинов – ещё один пример. Он строил не только школы и больницы для Оренбурга, Казани, Москвы. Он сам являл собой пример чрезвычайной бытовой скромности. Сегодня, к сожалению, массовая тенденция в производстве – экономия на качестве, оптимизация расходов на социальное обеспечение работников.
Всё для снижения себестоимости и для получения прибыли. Прибыль, кстати, чрезвычайно редко идёт на меценатскую и общественную деятельность. Как следствие – отток населения, кадровый голод и низкая покупательская способность. Но даже это явление уже подробно описано в научных трудах. Такое поведение бизнеса – своеобразная болезнь роста, свойственная развивающейся экономике.
Если мы хотим стать действительно великой державой, нам пора осознать опыт прошлого и подробно изучить модели производства, при которых качество достигается без ущерба для рентабельности. Национальные и международные системы сертификации, системы менеджмента качества, бережливое производство – всё это доступно уже сегодня, – утверждает Сергей Бойко.
Лимонные корочки вместо рынка
Автор теории рынка «лимонов» Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию за открытие в области экономики. Он доказал, что если покупатели не владеют информацией о качестве товара в той же мере, что и продавцы, плохие товары вытесняют хорошие вплоть до полного исчезновения с рынка.
Лимонами американцы называют подержанные автомобили. Если покупателя обманывать насчёт качества продаваемой машины, постепенно квота доверия станет ничтожной. Если российские предприниматели и производственники не осознают необходимости в качестве, многим сегментам внутреннего национального рынка грозит исчезновение.
Как следствие, говорить об экономическом суверенитете не придётся. Внедрение на производстве национальных или международных систем качества вовсе не означает удорожания производственного процесса. Анна Антипова, руководитель органа по сертификации, говорит, что на самом деле в сё совсем наоборот.
Системы менеджмента качества – это результат работы лучших мировых интеллектов, которые собрали самую разумную и экономную практику, самые целесообразные идеи. Сегодня в Оренбургской области уже накоплен опыт работы производств, которые не только самым тщательным образом заботятся о качестве продукции, но и внедряют у себя системы менеджмента.
При этом экономически производства только растут. Оренбургский ЦСМ с уверенностью может рекомендовать потребителям покупать продукцию Сорочинского мясокомбината, ООО «Строганов», «БузулукМолоко, «Желен», гайской птицефабрики «Гайфа». Эти предприятия выпускают продукцию совершенно безопасную и качественную, проверенную на каждом этапе производства.
Орган по сертификации и Оренбургский ЦСМ проверили каждый квадратный метр производственных площадей. Эксперты выдали самые высокие оценки. А тем новым русским купцам и промышленникам, которые всё-таки осознали, что качество – дело жизни и чести, всегда рады помочь.
При Оренбургском центре стандартизации, метрологии и испытаний работает кафедра Академии стандартизации. Здесь же собраны все самые актуальные методики, законодательные нормы и полный архив ГОСТов.