За качество отвечаешь?

Как по понятиям судили в Средневековье, о чём мечтал философ Ильин и как не увеличить себестоимость, гарантируя при этом безопасность и вкус?

Немного страшных историй

Недавно в прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Грех», в котором эмоционально рассказана история гениального Микеланджело. В одном эпизоде великий художник для своей скульптуры выбирает многотон­ный цельный камень, который нужно спустить с горы. Но люди не могут этого сделать. Микеланджело изобретает спусковой механизм на металлических пет­лях и заказывает их кузнецу.

В день, когда камень должны были спускать с горы, собралась вся округа. Но вот рвётся кованая петля, кусок мрамора па дает вниз, гибнут люди. Художник переживает, собирается идти к кузнецу, чтобы объяснить ему, что он сделал страшную ошиб­ку. Когда пришёл в кузницу, тот был уже мёртв – родственники погибших отомстили.

На самом деле эта история про ответственность местных производителей перед потреби­телями. Качество произведён­ной продукции – дело чести для любого предпринимателя, но до местных покупатели могут буквально дотянуться руками. Как хорошо, что мы живём не в Средневековье и у нас за это уже не убивают. И как плохо, что мы сейчас в той стадии промышлен­ной эволюции, когда качество не является делом чести.

Если смотреть вглубь ми­ровой истории сквозь призму обывательского любопытства, можно найти много совпадений. Например, в Древней Греции и Риме работу строителей мостов очень показательно проверяли на качество. После того как мост построят, человек, отвеча­ющий за строительство, вместе с семьёй садился в лодку и плыл под мост. В это время полк сол­дат маршировал по новенькому сооружению, чеканя шаг. Как известно, для навесных соору­жений резонансная нагрузка самая опасная. И рисковали при этом не только солдаты, но и строитель со всей своей семьёй. Древние мосты до сих пор раду­ют туристов.

Примерно так же радикально российский царь Пётр Алексее­вич воспитывал производителей пищалей и пушек. В те времена помимо порки, ссылки и штра­фов практиковались испытания на полигоне. Владелец оружей­ного производства становил­ся рядом с пушкой, в которую забивался тройной пороховой заряд. Если дуло не разорвало, то качество отменное, ну а если…

Уже из новой истории нам известны методы «воспитания качества» в производителях от генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Боже упаси нас утверждать, что эти методы единственно верные. Бо­лее того, мы совершенно точно знаем, что они далеко не един­ственная мера, которую прави­тели тех времён применяли для роста качества и становления промышленности. Подход был комплексным и с применением передовых научных разработок. Но факт остаётся фактом. Ког­да неотвратимость наказания была реальной, рост темпов производства в государстве был значительно выше.

Очень русская идея

Историческая цикличность показывает, что после суровых мер наступал период осознания и расцвета. В России появилась настоящая идеология качества. Сегодняшнее понятие «бренд» всего лишь аналог старого клей­ма мастера. Производственники клеймили свою продукцию и собственным именем отвечали перед людьми, как перед Богом. Философ, публицист Иван Ильин в 1928 году пишет статью «Спасение в качестве». По мнению мыслителя, беда нашего Отечества в том, что слишком много у нас количества и нет времени на освоение его.

«Культивировать наше качество, наши душевные и естественные дары мы начали, строго говоря, лишь в девятнадцатом веке. Сто лет… Мы только успели начать; мы едва приступили к осмыс­лению и собиранию наших, как бы второпях создавшихся сокровищ; мы только успели опомниться и заговорить. И ещё не научившись ценить качество, ещё не осмыслив ни своего при­звания, ни своих духовных сил, мы создали великое – и в слове, и в музыке, и в жив описи, и в знании; мы начали создавать превосходное и в технике, и в промышленности, и в быту; и тут же, не умея ценить эти достижения, поспешили нигилистиче­ски отречься от них в толстовстве и в революции.

Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая органи­зация; напряжённый и добро­совестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни». Ильин на заре века писал о необходимости ВОЛЕВОЙ ИДЕИ КАЧЕСТВА. То есть для его обеспечения нужна политическая воля.

Алчность – болезнь роста

Поскольку сейчас, слава богу, не Средневековье, за просрочен­ную ряженку, производствен­ные травмы, лопнувшие трубы с горячей водой и токсичные суши в баре никто не убивает. Сейчас мы ходим в суд, если нам не лень. А вот роль политической воли в системе нашей развива­ющейся экономики выполняют органы Росстандарта.

Именно эта структура занимается про­светительской работой, обучает, внедряет на законодательном уровне полезные инициативы, развивает Национальную систе­му сертификации. В регионах проводниками национальных идей качества являются Центры стандартизации, метрологии и испытаний. Здесь же работают органы по сертификации.

На самом деле уроки необходимости качества нам пре­подносит не только мировая история, но и весь научный опыт, который можно спокойно брать в открытом доступе и при­менять у себя на производстве. Просто удивительно, с каким упорством некоторые предста­вители бизнеса отказываются брать эти знания. Казалось бы, если хочешь заработать много денег и при этом не потратить впустую годы своего руководя­щего опыта, бери и применяй.

Но нет, большинству российских предпринимателей до сих пор удобнее спорить и говорить о несовершенстве российско­го законодательства, админи­стративных барьерах. Во время публичных выступлений до сих пор многие руководители и главные инженеры произ­водств рассказывают о том, что внедрение качества по ГОСТу многократно увеличивает се­бестоимость продукции. Если делать колбасу из мяса, её мало кто сможет купить.

– В этом и заключается тра­гедия современных экономиче­ских реалий, – говорит дирек­тор ФБУ «Оренбургский ЦСМ» Сергей Бойко. – Почему вдруг у работающего человека нет возможности купить по-насто­ящему качественный продукт? Низкая покупательская способность на самом деле – это пе­чальный результат нарушенной логики производителей. Если в массовом сознании производственников и бизнеса нет пони­мания необходимости качества, это неизбежно влечёт за собой по цепочке все те последствия, которые мы видим в экономике государства.

Обращаясь к опы­ту прошлого: промышленники Демидовы строили не только заводы и мануфактуры. Они строили больницы и детские сады для своих рабочих, потому что понимали: это в первую оче­редь отражается на эффективно­сти труда. Оренбургский купец Хусаинов – ещё один пример. Он строил не только школы и больницы для Оренбурга, Ка­зани, Москвы. Он сам являл собой пример чрезвычайной бытовой скромности. Сегодня, к сожалению, массовая тенденция в производстве – экономия на качестве, оптимизация расхо­дов на социальное обеспечение работников.

Всё для снижения себестоимости и для получе­ния прибыли. Прибыль, кстати, чрезвычайно редко идёт на ме­ценатскую и общественную деятельность. Как следствие – отток населения, кадровый голод и низкая покупательская способ­ность. Но даже это явление уже подробно описано в научных трудах. Такое поведение бизнеса – своеобразная болезнь роста, свойственная развивающей­ся экономике.

Если мы хотим стать действительно великой державой, нам пора осознать опыт прошлого и подробно изу­чить модели производства, при которых качество достигается без ущерба для рентабельности. Национальные и международ­ные системы сертификации, системы менеджмента качества, бережливое производство – всё это доступно уже сегодня, – утверждает Сергей Бойко.

Лимонные корочки вместо рынка

Автор теории рынка «лимо­нов» Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию за откры­тие в области экономики. Он доказал, что если покупатели не владеют информацией о ка­честве товара в той же мере, что и продавцы, плохие товары вытесняют хорошие вплоть до полного исчезновения с рынка.

Лимонами американцы называ­ют подержанные автомобили. Если покупателя обманывать насчёт качества продаваемой машины, постепенно квота до­верия станет ничтожной. Если российские предприниматели и производственники не осознают необходимости в качестве, мно­гим сегментам внутреннего национального рынка грозит исчезновение.

Как следствие, говорить об экономическом суверенитете не придётся. Вне­дрение на производстве на­циональных или международ­ных систем качества вовсе не означает удорожания произ­водственного процесса. Анна Антипова, руководитель органа по сертификации, говорит, что на самом деле в сё совсем нао­борот.

Системы менеджмента качества – это результат рабо­ты лучших мировых интеллек­тов, которые собрали самую разумную и экономную практи­ку, самые целесообразные идеи. Сегодня в Оренбургской обла­сти уже накоплен опыт работы производств, которые не только самым тщательным образом заботятся о качестве продук­ции, но и внедряют у себя си­стемы менеджмента.

При этом экономически производства только растут. Оренбургский ЦСМ с уверенностью может рекомендовать потребителям покупать продукцию Сорочинского мясокомбината, ООО «Строганов», «БузулукМолоко, «Желен», гайской птицефабрики «Гайфа». Эти предприятия выпу­скают продукцию совершенно безопасную и качественную, проверенную на каждом этапе производства.

Орган по серти­фикации и Оренбургский ЦСМ проверили каждый квадратный метр производственных площа­дей. Эксперты выдали самые высокие оценки. А тем новым русским купцам и промышленникам, которые всё-таки осозна­ли, что качество – дело жизни и чести, всегда рады помочь.

При Оренбургском центре стандар­тизации, метрологии и испытаний работает кафедра Академии стандартизации. Здесь же собраны все самые актуальные методики, законодательные нормы и полный архив ГОСТов.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top