Ветер странствий, или Театр-кибитка

Ныне постановки оренбургского драматического театра имени Мирхайдара Файзи смотрят с большим удовольствием не только татары. Что же в них особенного?

 

Первая особенность

Язык. Все постановки в театре идут на татарском. И «Гамлет»? Да, известный шекспировский герой задумчиво скажет: «Калырмы – менә нәрсәдә мәсьәлә!» («Быть или не быть – вот в чем вопрос»). А Ромео прошепчет Джульетте: «Мин сине яратам» («Я тебя люблю»). Но пришедший на спектакль иноязычный зритель может этого попросту… не услышать. Так как будет сидеть в наушниках, в которых транслируется спектакль в переводе. Можно, конечно, отставить наушники и послушать татарскую речь вживую, лично мне нравятся песни.

Для самих татар и театра – сохранение языка в его живом, литературном виде – основополагающая вещь! Директор театра Растам Абдуллаев (он был одно время даже преподавателем сценической речи на татарском языке в оренбургском институте искусств имени М. и Л. Ростроповичей) рассуждает так:

– Важна мелодика, построение фраз, предложений. Театр – хранитель слова, пропагандист литературы, устоев и традиций именно среди нашего народа. Если пропадает язык, то и нация пропадает.

Вопрос как раз шекспировский: «Быть или не быть»! Почитание старших в семье, многодетность и правильное воспитание детей, целомудрие женщины, её главная функция – сохранение семьи и семейного очага. Театр поддерживает традиции, но и понимает: время берёт своё. И современная татарская женщина в обществе ныне, как бы ни хотелось её удержать в семье, далеко не только хранительница очага. Для иллюстрации приведу цитату из спектакля «Нежданное счастье» (учтём, что это всё же комедия): «МИННЯТ /оставшись один/. Нет, нельзя татарской женщине давать свободу! Татарскую женщину нужно крепко в руках держать! Не давать ей волю! Пусть сидит женщина дома, смотрит за детьми, ухаживает за мужем! Паранджа нужна татарской женщине! В этом случае татарская женщина – это ангел! Особенно опасная штука для татарской женщины – это бизнес, предпринимательство! Если она раз начнёт, то её уже не остановишь! Она как паровоз, как танк! Берегись, Америка! Скоро наши женщины покорят Америку! Сами же видите, последнюю одежду готова с мужика снять, лишь бы стать депутатом!..»

В 1989 году для создания нового татарского драматического театра по ходатайству Оренбургского татарского общественного центра был приглашён из Казани известный режиссёр, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Растам Абдуллаев. За заслуги в области театрального искусства в 2005 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ», он дважды отмечен областными премиями «Оренбургская лира» (2004-й и 2014 гг.), «Лицедей» (2007 г.), «Альфа» (2008 г.), награждён дипломом победителя ежегодного конкурса муниципального образования город Оренбург «Человек года» в номинации «Работник культуры и искусства года» (2010 г.).

 

История с запретом

110 лет назад появилась первая татарская актёрская труппа. Ильясбек Кудашев – студент, учившийся в Казани, загорелся идеей создать театр в своём родном Оренбурге. Энтузиастам закон не писан – Кудашев доехал до Санкт-Петербурга, где получил разрешение на театральные постановки. И вот красочные афиши, народ собран. В программе – сцены из комедий Грибоедова «Горе от ума», Гоголя «Ревизор», Островского «Свет и тьма», синематограф. В антракте для публики должен был играть струнный оркестр Оренбургского казачьего войска под управлением Эстеррейха, казаки собирались исполнить национальные восточные мелодии. И вдруг… провал! Местное духовенство запрещает спектакль. Причина? Присутствие на сцене женщин-мусульманок – оскорбление религиозных чувств. Имамы добились запрещения театра даже со стороны губернатора. Но зрела буря или, скажем так, театрально-религиозная революция. Спектакли играли в частных домах. В Оренбурге, по воспоминаниям артиста Заки Баязитского, самыми крутыми «подпольщиками» тайных спектаклей были в те годы шакирды (студенты медресе «Хусаиния»). Но татарский театр всё равно состоялся и стал передвижным. Первое его название – «Сайар» («Путешественник»). Театр-кибитка объездил всё Поволжье. Во время гастролей помогал местным энтузиастам организовывать любительские труппы, ставшие впоследствии ядром стационарных театров. А женщины артистки стали знаменитостями – к примеру, красавица Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

Нынче с духовенством столкновений нет. Оно просит только не богохульствовать со сцены и вести себя прилично.

В татарском национальном театре вы не увидите беганье по ходу спектакля в исподнем иль даже без оного. – На премьерах у нас бывает даже муфтий, – отмечает Растам Абдуллаев. – Мы определили некую грань, за которую переступать нельзя. Если в пьесе попадаются скользкие моменты, у нашего зрителя всегда отторжение.

 

Вторая особенность

При всей нелёгкой истории татарского театра, пронизанной ветрами путешествий и гастрольными хлопотами, нынешняя его «кибитка» просто роскошна. Камень, золото, хрусталь, мозаика, зелёный велюр, зеркала. Мягкие диваны, изящные пуфики располагают гостей к приятному отдыху и общению в перерывах между театральными действиями. Самое удивительное для новичка – отсутствие буфета. Татары алкоголь не приветствуют. А где вы видели театральный буфет без коньяка? Решение, как выйти из ситуации, созрело внезапно.

– Был пост Рамазан, – рассказывает Растам Абдуллаев, – а, как известно, в пост у татар полное воздержание от пищи в светлое время дня. Спектакль длится иногда два часа, людям тяжело. И вот я придумал, как поддержать наших зрителей. В антракте всех без исключения стали угощать сладким чаем и чак-чаком.

С тех пор и повелось, что зритель торопится в фойе отведать ароматного чая и восточных сладостей. Всё по-домашнему: просто, уютно, радостно. Можно гулять со стаканчиком и рассматривать на стендах старинные чёрно-белые фото труппы татарского театра-кибитки и нынешних актёров.

 

Третья особенность

Тесный контакт со зрителем. Во время игры вас вовлекут в действие, и вы сами станете одним из его участников! Спектакль «Нежданное счастье». Незамысловатый сюжет, но весьма жизненный, актёры играют замечательно. И вдруг один из них выходит вперёд и, обращаясь как-будто ко мне, протягивает руки. Оглядываюсь – рядом никого нет, я вжимаюсь в кресло от смущения. Актёр, улыбаясь мне, поёт что-то мелодичное на татарском языке, и это очень нравится. Конечно, потом я поняла, что это специальный приём. И всё же было ощущение, будто я единственный зритель в зале.

– Сейчас театральная тенденция такова, – сетует Растам Абдуллаев,- что на первый план выходят действие, танцы, движение, пение. У нас тоже актёры много поют, танцуют. Но слово, обращённое к зрителю, остаётся главным. Может быть, мы старомодны?

А вот как рассказывает о своей работе над ролью заслуженный артист Республики Татарстан Айрат Хабибуллин: «Обычно я стараюсь «приблизить» героя, которого буду играть на сцене, мне необходимо представить, а иногда даже нафантазировать его прошлое и настоящее, чтобы лучше понять характер».

О чём говорит со зрителем татарский театр? В пьесе «Любовница» бизнесмен, директор фирмы, будучи женатым, неожиданно встретил настоящую любовь. Он вынужден выбирать между чувством долга и чувством любви, внутренние метания помогают ему испытывать неподдельные эмоции. Бухгалтер Хурматулла в спектакле «Жених для шести невест» чутко относится к своим коллегам-женщинам, каждая из которых ищет в общении с ним отдушины, человеческого тепла, но никто из них не знает, что Хурматулла сам прячет в своей душе груз огромного горя. Его жена парализована, но он продолжает её любить, ухаживает за ней. А в спектакле «Прости меня, мама» «блудный отец» Кирам вспоминает о своём сыне лишь после известия о его крупном выигрыше в лотерее.

Как выразилась гостившая в Оренбурге полячка, посмотревшая спектакли нашего татарского театра: «Это удивительное проникновение общечеловеческих ценностей, пропущенных через татарскую культуру и её традиции. Причём всё ассимилировано в русскую ментальность».

Национальный театр может быть весьма противоречивым, острым, даже драматичным, и это на самом деле хорошо. Потому что конфликтность – признак живого.

Вера Арнгольд

 

За прошедшие 25 лет труппа Оренбургского татарского драматического театра сыграла более 100 постановок русских, татарских и европейских драматургов. Театр принимает участие в Международных фестивалях тюркских народов «Науруз», является постоянным участником международного театрального фестиваля «Гостиный двор» и областного – «Театральное Оренбуржье».

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top