Радуга перед парадом планет

Этот апрель станет историческим для Оренбургского областного театра кукол.

15 апреля здесь прошла премьера инклюзивного спектакля «Радуга для друга», впервые за всю историю театра сопровождавшегося тифлокомментированием. Так все незрячие и слабовидящие жители региона получили неожиданный, но долгожданный подарок.

Устами ребёнка

Почему-то среди «взрослых» матёрых драматургов не нашлось того, кто встал бы на защиту незрячих и увлекательно, мягко и достаточно просто рассказал читателям, как непросто живётся в обществе тем, чьи глаза утратили способность видеть. «Радугу для друга» написал 14-летний подросток, почти ребёнок. Да так, что «Радуга» Михаила Самарского более чем через десять лет после её создания ставится на оренбургских подмостках. Проблемы, которые поднял автор, злободневны и теперь. Режиссёру спектакля Марии Кузнецовой удалось найти яркие сценические решения, позволившие высветить острые углы.

Спектакль адресован детям от 6 лет. Начинается всё с игры света и темноты. С белых перчаток невидимых людей, держащих перед собой зонтики. Из мрака же появится и белая собака. Это лабрадор, поводырь Трисон (актриса Елена Смирнова). Он расскажет историю о своей любви к мальчику и своей работе. Юный зритель, а может, и не только он, узнает, что не пускать пса-поводыря в магазин или автобус – преступление. Ведь поводырь – глаза незрячего. Он спасает его от опасностей, помогает обходить незакрытые канализационные люки и другие препятствия.

Очень сильны сцены, в которых собаку отказываются впустить в аптеку и магазин. Если Трисон и его хозяин Сашка (Владислав Михеенко) – куклы, то охранника супермаркета, аптекаря и хулиганов в парке играют артисты. В полной мере этот приём помогает показать, как подчас беззащитны и уязвимы люди с ограниченными возможностями здоровья. Они теряются на фоне «великанов», размахивающих невидимыми инструкциями. Вот аптекарь, не отрываясь от подпиливания ногтей, гонит героев за дверь, потому как по правилам с собакой в помещение заходить нельзя. Актриса Анастасия Зорина в этой роли в очередной раз доказала высокое мастерство артистов театра кукол. Меньше чем за минуту она создала яркий, узнаваемый образ, под смех и улыбки зрителей громко обозначив ряд серьёзных проблем – от локальных общественных до вечных.

Зритель видит уязвимость отдельного маленького человека. У системы нет и не может быть сердца, и когда люди утрачивают в себе человеческое, они становятся бездушными великанами, прикрывая своё равнодушие казёнными предписаниями. Пётр Шуткин, играя охранника, создал образ маленького божка – грубого, чёрствого, упивающегося осознанием своей, пусть и маленькой, власти.

Смещённые акценты

«Радуга для друга», если на минуту отвлечься от важной социальной темы, ещё и просто тёплая история о дружбе, долге и надежде.

Режиссёр Мария Кузнецова, изменив ход сюжета, сделала так, что к мальчику зрение вернулось случайно, благодаря поездке на дачу, где состоялось судьбоносное знакомство. По авторской же задумке, это произошло во многом благодаря Трисону. Пёс спас тонущую девочку, дочь известного офтальмолога, который после этого смог вернуть зрение Саше. Согласно автору, ключевая фигура спасителя за Трисоном. Лабрадор здесь и друг, и учитель. Он с достоинством возвращается в школу для собак-поводырей, готовый помогать другому незрячему.

Так театральная история начинает идти по другому маршруту. Зритель, вместо того чтобы восхищаться Трисоном и отдавать должное его профессии, не понимает, почему нельзя пса оставить в семье. Заканчивается всё не торжеством профессии собаки-поводыря, а тоской мальчика и пса друг о друге. Это добавляет драматичности, но сама тема звучит уже тише, и за трагедией разделённых друзей её в финале становится почти не слышно.

В целом же спектакль задышал, зажил и теперь с каждым показом будет только расти и крепнуть.

Художественный руководитель театра Вадим Смирнов отметил, что «Радуга для друга» получилась интересной и любопытной.

– Мысль о толерантности в обществе, о том, что все люди заслуживают уважения, крайне важна сейчас. Посмотрим, как будет реагировать на спектакль зритель.

К слову, одним из первых «Радугу для друга» оценили член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Леонид Шорохов и его пёс-поводырь Джексон.

– Этот спектакль – знаковое событие для культурного сообщества региона. В постановке дан хороший посыл, чтобы люди не боялись наших четвероногих помощников и везде пропускали их с нами. Здорово, если маленькие зрители после просмотра начнут понимать: собака-поводырь очень умная, обученная и вовсе не страшная, – поделился впечатлениями Леонид Александрович.

Расширяя профессию

Отдельных слов заслуживает тифлокомментирование спектакля, которое в стенах театра происходило впервые за всю его историю. За этим понятием кроется описание происходящего. Зрители, имеющие проблемы со зрением, обеспечиваются на время нахождения в театре специальными устройствами. Для этой цели областной театр кукол закупил 40 комплектов, оснащённых наушниками и микрофоном для комментатора, в роли которого выступил заслуженный артист РФ Андрей Гордеев.

– Это оказалось очень трудно. Нужно было всё рассчитать до секунды. Использовать все паузы для того, чтобы описать необходимое, – рассказывает он. Ведь тому, кто не видит, могут быть непонятны очевидные для зрячего вещи. Например, что играет на сцене кукла, а не человек. Как она выглядит, как изменилось действие.

– В Оренбурге давно должна была появиться такая постановка, потому что многие горожане совершенно не обращают внимания на слабовидящих, слабослышащих, на всех, чьё здоровье имеет ограничения, – утверждает Гордеев. – Меня это задело! Считаю, что таких спектаклей должно быть больше. В дни показа я встречал всех особенных гостей на входе. И уже от дверей начинал описывать им театр, как всё выглядит и где всё находится. Потом бежал наверх, в студию звукорежиссёра, чтобы успеть перед началом спектакля рассказать, как выглядят декорации.

Андрей добавляет, что если будет возможность, обязательно станет учиться тифлокомментированию. Талантливый человек, как водится, талантлив во многом. Дебютная его работа уже вызвала немало добрых отзывов. За столь короткий срок он стал для оренбуржцев, имеющих проблемы со зрением, воплощением всего театра, его голосом и глазами.

Сама режиссёр Мария Кузнецова заявила, что «Радуга для друга» получилась на 99 процентов. Впереди у спектакля добрая и долгая жизнь.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top