Очарование прошлым

В выставочном зале Бугуруслана представлены работы двух местных мастеров кисти прошлого века – Виктора Мосина и Анатолия Ледяева.

– Работы собирали всем миром, – говорит Александр Соловьёв, заведующий выставочным залом. – Из фондов музея, школы искусств, библиотек, частных коллекций. Получились полноценные экспозиции в память о наших старших товарищах.

Пушкиниана Мосина

Появившись на свет в последний год ХIХ века в Симбирской губернии, Виктор Мосин в детские и юношеские годы оказался на перекрёстке эпох и революционных событий. Способный мальчик пел в церковном хоре. Учился в Порецкой учительской семинарии, организованной в своё время по инициативе Ильи Ульянова. В 1919 году был мобилизован в Красную армию. А в 1925 году его направили в Бугуруслан преподавателем пения и музыки в педагогический техникум.

Здесь, а позже в музыкальной школе раскрылись его незаурядные способности. Он ставил музыкальные спектакли по операм и опереттам. Сам сочинял музыку. Из подручных средств изготавливал великолепные макеты, декорации к спектаклям. Добрый след оставил о себе и как директор музыкальной школы. При нём здесь проводились замечательные вечера, посвящённые мастерам культуры. Они пользовались огромной популярностью у горожан. А ещё Виктор Александрович был вдохновителем вечеров в доме Соколовых, где в неформальной обстановке общалась творческая интеллигенция города.

Живописью он заболел в зрелые годы. Писал пейзажи, исторические полотна. К сожалению, часть из них уничтожил пожар в музее, где они хранились.

То, что «Пушкин – наше всё», было для него аксиомой. В 1939 году Мосин побывал в Михайловском. Потом были поездки в Болдино, в музеи поэта в Москве и Ленинграде. Виктор Александрович сделал сотни этюдов, вдумчиво работал над картинами. Кстати, одна из них находится в музее-заповеднике «Болдино».

Виктор Мосин перед законченным портретом Пушкина.

Вот и на нынешней выставке доминируют работы Пушкинской тематики.

– Спустя полвека после написания они по-прежнему притягивают взгляд, от них веет загадочным очарованием, – сказала ветеран образования Людмила Гринько.

Трогательно смотрелась сохранившаяся палитра с воткнутыми кистями, будто художник отошёл на минуту и сейчас продолжит работу… Между тем яркого, талантливого человека уже 40 лет нет с нами.

Свет и тени

Ледяев – уроженец села Савельевка Северного района. Там в военные и послевоенные годы прошло его детство, там он впитал в себя красоту природы и ощутил потребность перенести её на холст. Крепнувшая мечта стать художником казалась несбыточной. В сельской глубинке такая профессия считалась баловством.

Анатолий поступил вначале в Пензенский сельскохозяйственный институт. В свободное от учёбы время выбирался на этюды. Его заприметили преподаватели художественного училища имени Савицкого, пригласили к себе. И он решился круто поменять жизнь – стал студентом училища. В 1966 году выпустился с дипломом художника-живописца.

Жизнь привела его в Бугуруслан. Стал работать в творческой мастерской художником-оформителем. В городе сложилась своеобразная «могучая кучка» местных художников. Они много писали, выезжали на пленэр, вели творческие дискуссии.

Анатолий часто бывал в родной Савельевке, обошёл с этюдником все окрестности. Писал с натуры – что может быть лучше!

– Анатолий Иванович был строг к себе, своему творчеству, – вспоминает его ученик Раиф Нуретдинов. – Мог безжалостно уничтожить готовую работу, если считал, что она не удалась. Требовательность к себе была удивительная. В то же время мог за считанные минуты создать отличный портрет и подарить человеку, с которого писал.

Завораживающее впечатление производят игра света и тени на картинах Ледяева – это был конёк художника, экспрессия размашистого мазка. Знавшие его люди говорят: писал легко, как дышал.

Трудно отвести взгляд от пейзажей художника. С какой любовью запечатлены виды, близкие сердцу каждого выросшего на северо-западе Оренбуржья: холмы – Кинельские яры, обрамляющие реки, украшенные первоцветами луга, манящая наклониться за спелой ягодкой земляники опушка леса.

Этот вернисаж в хмурые, серые дни мартовского межсезонья подарил бугурусланцам хорошее настроение. И подтвердил истину: творческое наследие не подвластно времени.

А уже в начале апреля выставочный зал примет гостей – свои работы привезут художники из Абдулина.

Вера Кабанова

Бугуруслан

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: