Или когда предназначение – лечить…
Дневной свет проникает в окно гримёрки и смешивается со светом лампы, которая висит над зеркалом, и получается, что Наталья Юрьевна вся пропитана им. Лёгкая, но вместе с тем и осторожная. Приветливая, но со стальным стержнем внутри. Словом, Снежная Королева. Её, кстати, Чепенкова тоже играла. А ещё Екатерину II, причём в двух разных спектаклях.
Репертуар у Натальи Юрьевны более чем разнообразный, но очень уж ей к лицу роль царицы.
О любви, профессии и самоотдаче
– Ваш творческий вечер называется «Вечная любовь». Почему именно так?
– Всё в жизни основано на любви. Так называя, думала о том, как люди нашей профессии любят своё дело. Выходя на сцену, мы, артисты, забываем обо всём. Любые недомогания и проблемы на время перестают существовать.
Было у меня однажды перед спектаклем очень высокое давление. Сделал тогда врач укол, сказал лежать, а я ему: «Как лежать? У меня спектакль!» Он: «Вы что, с ума сошли?» «Нет, не сошла». Вышла на сцену и об этом почти забыла. Да, после представления всё возвращается, а пока идёт спектакль, ты здоров, как будто «плацебо проглотил». Ты отдаёшь всё в зал, но и получаешь что-то взамен. Ставился у нас спектакль «Всё начинается с любви». Я играла маму главного героя и в какой-то момент должна была выходить в зал с песней. Когда спустилась и увидела зрителей, то подумала, что петь не смогу сейчас. Сама песня душераздирающая, а тут ещё зрители ревут. Потом я научилась не видеть этого. Но когда понимаешь, что это ты заставил людей испытать такие чувства и тебе за это благодарны, тогда по-новой влюбляешься в свою профессию. Это очищение слезами, оно дорогого стоит.
– Вы сказали, что всё начинается с любви, а что такое для вас любовь?
– Это понятие постоянно трансформируется, и нельзя дать однозначный ответ. Последнее время стала замечать за собой, что если вдруг услышу на улице, в магазине, как кто-то кашлянул, то тут же про себя подумаю: «Будь здоров!» Это я к тому, что раньше такого не было. Появилось желание блага и добра любому человеку. Не знаю, нормально ли это. (Смеётся.)
– Кого бы вам сегодня хотелось сыграть?
– До миссис Рид в мюзикле «Джейн Эйр» я бы сказала, что хочу как раз такую роль. Она многоплановая, интересно выстроен характер героини. Вроде бы миссис Рид благородных кровей, но в то же время особа приземлённая и хваткая. Своего такая дама не упустит. При этом в ней есть какой-то шарм, иначе бы она не сумела так удачно выйти замуж. Ещё она мать и, чтобы пристроить дочерей, готова на всё. В этой роли много всего, героиня яркая и живая (За эту роль в 2019 году Чепенкова получила губернаторскую премию в номинации «Лучшая актёрская работа». – Авт.).
– В двух спектаклях вы играете Екатерину II – в «Голубой камее» и в «Ночи перед Рождеством». Так или иначе, императрица заняла в вашей жизни особое положение. Как вы к ней относитесь, и разные ли это женщины в зависимости от постановки?
– Скажем так, я показываю одну и ту же женщину в разных обстоятельствах. И в «Голубой камее» она, конечно, намного жёстче. Но ведь она и находится в непростых условиях, когда с одной стороны ей грозит Пугачёв, а с другой княжна Тараканова.
Естественно, Екатерина II озабочена всем этим, что и задаёт характер роли. При этом она с чувством юмора, но знающая, как держать народ.
Каково моё отношение? Это была очень умная женщина. Она заботилась о стране, и то, что Россия стала для неё домом, по-моему, бесспорно.
До рая далеко, но и не хочется
– Наталья Юрьевна, вы приехали из Саратова в Оренбург в 1998 году по приглашению художественного руководителя театра Виталия Брука. Помните, с какими мыслями ехали, первое впечатление от города?
– Стояла зима, и первая мысль была: «Как же здесь холодно!»
Намного холоднее, чем в Саратове. А ещё тогда в Оренбурге оставалось много частного сектора, и я ехала и думала: «Господи, куда я попала?»
Сам театр сразу понравился, но я ведь совершенно не была готова служить в нём. Меня в Саратовской консерватории научили петь и больше ничего. Я готовилась к работе в оперном театре, а попала сюда. Потому дума ла, что побуду тут года два и уеду. Мне и мой педагог тог да сказала: «Два года в оперетте поработаешь, и оперный театр покажется раем». А я вот приехала, да и осталась.
– Так полюбилось, что не смогли уехать?
– Мне действительно понравилось. И ведь жанр оперетты гораздо труднее жанра оперы. Это он только для восприятия считается лёгким. Чтобы работать в нём, пришлось многому научиться: танцевать, говорить, петь.
Немало мне дал режиссёр Владимир Васильевич Кучин, служивший в театре в начале 2000-х. Благодаря ему сейчас легко работается с другими режиссёрами. Я понимаю, чего они хотят, и делаю это, потому что должна на сцене воплотить мысль не свою, а режиссёра. Бывает ли, что больше хочется свою? Да, и тут тоже всё зависит от постановщика спектакля. Кто-то скажет: «Вы попробуйте, а я посмотрю», – и если это будет укладываться в его видение, тогда это останется. Ну, а если нет, то нет. И здесь не до обид, это ведь не мой спектакль – общий.
Чем позже, тем лучше?
– Наталья Юрьевна, во сколько лучше начинать учить ребёнка музыке?
– Я никогда не занималась с детьми. Но мой педагог Маргарита Владимировна Степанчук говорила, что начинать заниматься вокалом надо только после того, как закончится мутационный период развития голоса.
Сейчас мода такая – заниматься с детьми, но должен это делать тот, кто умеет, ведь вся опасность в том, что переучить гораздо сложнее, чем научить. И если у человека уже закреплён определённый рефлекс, то снять его будет трудно. Потом, должна быть психологическая совместимость с педагогом. Надо понимать друг друга, важно доверять учителю. И это процесс очень сложный.
Знаете, если бы всё было так легко, то каждый, кто учился, становился бы великим вокалистом.
Я не помню, во сколько начала петь. Всегда открывала рот и пела. Помню, как маленькой иду по улице и пою «Червону руту» Ротару. Кажется, что я пела всегда. Может, ещё потому, что сама из поющей семьи.
Доктор Чепенкова
Голос Натальи Юрьевны даже в простой беседе очаровывает. Она и говорит, будто играет. Каждое слово сопровождается богатой мимикой, жестами. Вот и разговор своего рода игра – стремительная, глубокая и красивая. И наряду с певицей и актрисой Чепенкову хочется назвать ещё и доктором. Её искусство и правда лечит. И на фоне этого совпадение, что она четыре года до поступления в музыкальное училище трудилась в аптеке, составляя для больных лекарства, кажется удивительным. Видимо, когда предназначение – лечить, от этого не уйдёшь.
2 февраля в областном театре музыкальной комедии состоится творческий вечер блистательной Натальи Чепенковой. Прошлой весной по указу президента актрису наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Зрители же награждают её слезами и аплодисментами каждый спектакль.