Чехов, Толстой и Шолохов на оренбургской сцене

30-летний театральный форум уже вошёл в историю Оренбуржья.

Вчера в Оренбурге завершил работу XII Международный театральный фестиваль «Гостиный двор». Оренбуржцы увидели спектакли из Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова, Самары, Челябинска. Также порадовали зрителей своим искусством областные и муниципальные театры региона.

Как Янус многолик

Учреждённый в честь 250-летия Оренбургской губернии «Гостиный двор» прошёл в 12-й раз. Исторически задумывался он как театральный форум для театров из городов, ранее входивших в состав Оренбургской губернии. Сначала проводился раз в три года, затем стал ежегодным. Из-за пандемии возникла пауза длиной в пять лет. И вот впервые после 2019 года оренбуржцы увидели более десяти спектаклей из разных городов страны.

Причём два из них очень масштабные, чьё рождение в своё время стало культурным событием в театральной жизни России. Это «Дядя Ваня» Московского академического театра имени Вахтангова и «Тихий Дон» Ростовского академического театра драмы.

«Дядей Ваней» открылся нынешний «Гостиный двор», оренбуржцы рукоплескали игре Сергея Маковецкого, Людмилы Максаковой, Владимира Вдовиченкова и других известных актёров. Этот спектакль режиссёра Римаса Туминаса в репертуаре уже 15 лет.

И в каком-то смысле сам стал за такой продолжительный срок своеобразной театральной если не иконой, то книгой.

Затем театралы смогли увидеть «Анну Каренину» в постановке Свердловского государственного академического театра драмы и ряд других спектаклей, среди которых не было ординарных.

Член коллегии критиков московский театровед Нина Карпова заявила, что «Гостиный двор» давно уже имеет своё лицо и отличается от иных форумов как раз разножанровостью. Тем, что на нём всегда можно увидеть спектакли для разных сцен.

– Особенностью нынешнего «Гостиного двора», а я не первый раз приезжаю на него как критик, стало то, что появились новые имена. Саратовский, Самарский театры, конечно, традиционные участники фестиваля, но, например, впервые приехал как худрук Самарского драмтеатра Сергей Морозов. Его спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений», который мы увидели на фестивале, показывает, как меняется эстетика театра, само направление. Не менее важным мне кажется вопрос преемственности. Художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра Рифкат Вакилович Исрафилов вставил в программу «Гостиного двора» не свой спектакль, а «Таню» молодого режиссёра Александра Фёдорова. И то, что он показывает ученика, которого выпестовал, дорогого стоит. Вообще, фестиваль продемонстрировал, как в настоящее время в театре происходит смена поколений. Процесс достаточно болезненный как для Москвы и Санкт-Петербурга, так и для регионов. Появилось много молодых режиссёров, и «Гостиный двор» тому подтверждение, – отметила Нина Никитична.

Столичный критик также сделала акцент на том, что в этот раз сквозной темой многих спектаклей форума стало обретение некой надежды на единение.

– Если несколько лет назад говорили про распад семьи, то сейчас словно настало время собирать камни. Герои как «Женитьбы» Челябинского государственного академического театра драмы, так и «О мышах и людях» Бугурусланского государственного драмтеатра надеются на лучшее. Верят в него.

Всё решает талант

Завершился фестиваль масштабной постановкой «Тихого Дона» Ростовского академического театра драмы. Чуть менее двух часов потребовалось режиссёру, чтобы перенести на подмостки роман Шолохова.

Критики отмечают, что Геннадию Шапошникову удалось всё: и филигранно передать авторский текст, и сохранить причинно-следственные связи. Оренбуржцы рукоплескали труппе стоя.

«Гостиный двор» завершился на высокой ноте. Каждому зрителю фестиваль запомнился чем-то своим. Кто-то долго будет переосмысливать саркастичный, самобытный спектакль Саратовского академического театра драмы «Рвущаяся нить», заявленный как «иронический триллер с элементами детектива», а кого-то долго не оставит в покое «Дом Бернарды Альбы» Орского драмтеатра.

Как заявил председатель коллегии критиков, народный артист РФ Александр Домогаров: «Высокопрофессиональный, крепко сделанный спектакль заслуживает высокой оценки вне зависимости оттого, нравится он тебе лично или нет. Главные критерии – мастерство и талант!»

Прямая речь

Евгения Шевченко, министр культуры области:

– «Гостиный двор» был учреждён в год 250-летия Оренбургской губернии. Сегодня мы отмечаем 280-летие губернии и 90-летие области, поэтому не могли не возвратиться к привычному формату этого проекта. Театральный праздник был задуман как диалог на стыке культур, на стыке мировых цивилизаций и человеческих мировоззрений, в сердце Евразии. И это было тем смысловым залогом, который и определил направление «Гостиного двора».

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top