Четвёртая техническая революция вовсю шагает по планете. То, что каких-то 20 лет назад называлось научной фантастикой, сегодня становится естественным и повседневным. Кто-то называет этот процесс «Индустрия 4.0», кто-то – «оптимизация промышленных процессов» или «цифровизация экономики».
О том, насколько глобальны эти процессы в обществе, знают немногие – те, кто принимает стратегические решения и разрабатывает план практического применения на государственном уровне. По мере надобности осведомлён и бизнес, поскольку вынужден переводить документооборот и отчётность в «цифру». Меньше остальных знаем мы, обыватели. Нам просто удобно пищать карточкой у терминала и, не выходя из дома, платить по счетам, записываться на приём к врачу, заказывать билеты на самолёт…
Но всё-таки и нам хотелось бы понимать, что такое цифровая экономика. Что есть в Оренбургской области из доступных бизнесу и обществу сервисов? Почему айтишник – главный человек будущего и есть ли ГОСТ на продукты виртуального сетевого мира? Сколько денег потратит государство на перевод экономики в цифровую реальность и кто получит эти деньги?
Люди, которые знают
Ориентируясь на актуальную потребность предпринимательского сообщества и часто задаваемые вопросы, мы провели в редакции круглый стол «Цифровые инструменты для бизнеса». Но тема оказалась шире. Прежде всего, «Цифровая экономика» в России – это один из главных национальных проектов.
Это стратегически важное направление развития государства, обозначенное президентом. Уже прописаны не только мероприятия, но и показатели и сроки реализации. Что это даст обществу, власти и бизнесу, какие с этим связаны риски и преимущества?
На круглый стол пришли Дмитрий Вечеренко – заместитель руководителя департамента информационных технологий Оренбургской области, Наталья Струнцова – первый замминистра экономического развития, промышленной политики и торговли региона, Сергей Бойко – директор Оренбургского центра стандартизации, метрологии и испытаний (представитель Росстандарта).
Поскольку в любой новой отрасли всегда есть дефицит кадров, пригласили представителей Оренбургского государственного университета: Ирину Влацкую – завкафедрой компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем и Александра Шухмана – завкафедрой геометрии и компьютерных наук.
Между сервисом и налогами
Дмитрий Вечеренко:
– Прежде всего, давайте договоримся о понятиях. Даже общаясь с коллегами по цеху, которые занимаются непосредственно информатизацией, часто сталкиваюсь с различным пониманием того, что такое цифровая экономика. Это изменение взаимоотношений между государством, бизнесом и гражданами. С помощью цифровых технологий. Поэтому появился устойчивый термин «цифровая трансформация органов власти, бизнеса». Пример развития и цифровизации этих отношений – предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
На самом деле тема не такая уж и новая. Она на повестке государства с 2012 года. Просто теперь всё это обрело всеобъемлющую форму. Оренбургская область входит в десятку регионов-лидеров по количеству и качеству услуг, предоставляемых онлайн. Больше половины жителей региона активно запрашивают эти услуги и пользуются сервисами. В этом году стоит задача – достигнуть показателя в 70 процентов пользователей. Думаю, справимся. По количеству жителей, зарегистрированных на портале «Госуслуги», мы на 7-м месте в России. Это официальные данные Росстата.
Надо отметить, что портал «Госуслуги» – это не просто площадка, где можно заказать нужный документ. Там ещё можно получить массу консультаций. Например, как зарегистрировать ИП, можно ли организовать без лицензии службу такси. Если мы говорим о бизнесе, то большая часть услуг уже переведена в электронный вид: выдача градостроительного плана участка, разрешение на пассажирские перевозки, выдача лицензии на торговлю алкоголем, справки об особо охраняемых природных зонах и так далее. Другое дело, что часть услуг подаётся в электронном виде, но результат нужно получать на бумаге. То есть как минимум раз человеку нужно появиться в органах. Задача «Цифровой экономики» – к 2024 году перевести полностью весь документооборот в онлайн.
– Госуслуги – это сервис. Но есть информационные площадки, созданные для работы с бизнесом, правда, удобные и полезные больше государству, чем предпринимателям. Например, федеральная информационная система «Меркурий», созданная для учёта электронных ветеринарных сертификатов. В ней обязаны работать все, кого контролирует ветнадзор. Или онлайн-кассы, которые тоже обязательны. Отзывы об этих новшествах самые противоречивые.
Дмитрий Вечеренко:
– В нацпроекте «Цифровая экономика» семь направлений. Противоречия, которые, к сожалению, неизбежно возникают, будут урегулированы в рамках нормотворческой деятельности проекта. Да, онлайн-кассы очень удобны государству. Все представители госорганов положительно отзываются об этом проекте. Он выводит из тени огромный сегмент торговли, выросла собираемость налогов. Онлайн-расчёты удобны и для больших торговых сетей. На основе полученных данных они могут строить объективный прогноз и регулировать потоки товаров по регионам. Чем это мешает малым предприятиям? Нужно обсуждать.
– Есть ли возможность внести изменения, высказать общественное мнение по проектам? И если да, то каким образом?
Наталья Струнцова:
– У всех нацпроектов есть система управления. Она транспонируется и на уровне регионов. При разработке регионального компонента проекта создаётся общественный экспертный совет. Это необходимо, чтобы не только чиновники «варились» в теме, но и общественность, заинтересованные участники рынка подключались к решению задач.
Понятно, что в процессе управления шестилетним периодом изменения неизбежны. Это вполне эволюционный путь. Другое дело, что мнения и предложения должны быть разумными и компетентными. Просто высказаться можно и стоя на улице. А реальные поправки можно внести, только обосновав их, предложить работающую схему.
Кроме общественного совета есть ещё Торгово-промышленная палата, у которой есть право законодательной инициативы. Есть, в конце концов, парламент. Но однозначно все предложения будут выслушаны.
Дмитрий Вечеренко:
– Региональные программы мы будем размещать в открытом доступе на портале департамента информационных технологий. Все желающие могут ознакомиться и высказать своё мнение.
Деньги – не всем
Обычно финансирование развития нацпроектов идёт в регионы на условиях софинансирования или в виде субсидий. Но в 2019 году схема изменилась для национального проекта «Цифровая экономика». Вместо субсидий будут гранты.
Претендовать на гранты смогут те, кто профессионально занимается развитием цифровых технологий. Например, университеты могут заявиться на участие в конкурсе, если им есть что предложить. ИТ-компании, некоммерческие организации, профессиональные сообщества…
Правила конкурса пока не определены, но есть параметры. Общий грантовый фонд – 5 миллиардов рублей. Если грантовая модель окажется неэффективной, правительство вернётся к прежней схеме субсидирования. Ещё одна модель финансирования – федеральный госконтракт. Часть проектов будет финансироваться по этой схеме.
Например, в населённых пунктах, в которых проживает от 100 до 500 жителей, будет подключён высокоскоростной Интернет. К инфраструктуре подключатся все социально значимые объекты и администрации сельских поселений.
Без связи невозможно развитие территории.
Бизнес-навигатор
Переход в цифровое пространство и в инновационные технологии предполагает совершенно иное организационное мышление владельцев и менеджеров. Тут всё должно быть настроено на максимальную эффективность как в производственных, так и в человеческих ресурсах. И, конечно, нужны новые технологии. Есть ли они в регионе?
Наталья Струнцова:
– Как такового нацпроекта по инновациям нет. Как нет и отдельного министерства, на которое была бы возложена миссия развития этого сегмента. Но развитие цифровой инфраструктуры, стимулирование развития этих технологий красной нитью проходит через все нацпроекты. Не только «Цифровая экономика», но и «Поддержка малого и среднего бизнеса, предпринимательской инициативы» – во всех проектах есть методы стимулирования развития высокотехнологичных производств. Есть ещё нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В 2019 году мы открываем единый центр компетенций. Он нужен для того, чтобы учить предпринимателей бережливому производству, энергоэффективности на предприятиях, внедрению цифровых технологий. На это из федерального бюджета регион получит 210 миллионов рублей.
По многим программам развития бизнеса и предпринимательской инициативы предусмотрено федеральное финансирование. Но оно будет направлено прежде всего на развитие и поддержку производственных предприятий. Как больших, так и малых. Те, кто планирует открывать или развивать малые и средние предприятия с использованием высокотехнологичных производств, должны внимательнее присмотреться к предложениям и программам Фонда содействия инновациям. Многие могли слышать о нём как о Фонде Бортника. Их оператором на территории Оренбургской области является бизнес-инкубатор. У них есть гранты для учёных. Причём они активно работают с вузами. Оренбургский госуниверситет в этом году подал больше всех заявок. До 500 тысяч рублей получают молодые учёные с интересными разработками. В их проектах, конечно, должен быть план капитализации, но весьма приблизительный. Те, кто претендует на более серьёзные суммы, должны план капитализации прописать более подробно и обоснованно. И там гранты достигают 15 – 20 миллионов рублей. Это деньги для тех стартапов, которые могут зарабатывать.
– Есть ли какой-то информационный ресурс в Сети, где собрана вся информация для бизнеса? Одна из проблем заключается в том, что информации слишком много и она разрозненна. Начинающие бизнесмены просто не знают, где её можно взять в удобном виде.
Наталья Струнцова:
– Одного сайта для всех нет. И, наверное, быть не может. Если речь идёт о начинающих, то максимально удобен портал «Бизнес-навигатор Корпорации МСП». На федеральном портале есть и страница нашего региона. Мы в 2019 году создадим свой информационный портал МСП, где предприниматель сможет получить полный доступ к информации о том, что нужно для начала и развития бизнеса, какие нормативные документы необходимы, пошаговая инструкция для организации своего дела, для ведения текущей деятельности. Мы закладываем средства на следующий год и на развитие акселерационных программ, куда входит обучение как начинающих предпринимателей, так и опытных. Есть программы для экспортёров, инноваторов, для женщин-предпринимателей, для сельхозтоваропроизводителей.
ГОСТ на знания
В Советском Союзе было 20 тысяч государственных стандартов. Производилось всё только так, как записано в рецепте, выданном специальной службой. Шаг в сторону – уголовное дело. С приходом демократии от обязательной стандартизации и обязательной сертификации отказались, но практика показала, что это был весьма опрометчивый шаг. Сегодня государство ищет новые подходы в решении проблемы контрафакта.
Но стремительная техническая революция диктует свои условия. На рынке появилось много всего, что вряд ли можно стандартизировать. Как, например, стандартизировать информационную безопасность или цифровую интеллектуальную собственность? Или всё-таки можно? И если да, то насколько это необходимо?
Сергей Бойко:
– ГОСТ есть даже на «знание», не говоря уж обо всём остальном. Новых национальных стандартов очень много. Это вообще самый востребованный и динамично развивающийся блок работы технических комитетов Росстандарта. Программирование, информатизация, информационная безопасность. И стандарты в цифровом пространстве так же необходимы, как и в любой другой сфере человеческой деятельности. Стандарт на «цифру» – это язык программирования, алгоритм, на котором должны быть написаны определённые платформы, чтобы быть совместимыми и понятными. Пока с совместимостью у нас не всегда хорошо. Например, у Роснефти, Газпрома или других больших компаний свои цифровые платформы и программное обеспечение, а в системе госорганов они могут быть совершенно другими.
Есть и другие проблемы перехода на новый принцип взаимоотношений государства и бизнеса. Пока приходится переводить все бумажные документы в цифровое пространство «вручную». То есть, например, в нашем центре есть люди, которые только этим и занимаются. Это колоссальный объём работы. Вы упомянули информационную платформу «Меркурий» для сельхозтоваропроизводителей. Так вот, она не единственная. Таких платформ 220. И мы вынуждены систематизировать наши данные для каждой из них. Надеюсь, что это всего лишь трудности «переходного возраста». После того как все данные будут оцифрованы, у каждого человека, процесса или предприятия будет свой цифровой след в системе, что позволит максимально ускорить работу экономики. Аналитики прогнозируют, что цифровизация и автоматизация процессов даст стране к 2025 году прирост ВВП до 19 процентов.
Дмитрий Вечеренко:
– Одна из самых актуальных проблем цифровизации – проблема данных. Их количество растёт настолько стремительно, что мы просто не успеваем. Рост идёт по экспоненте. В сфере оказания услуг всё относительно стабильно: есть система электронного взаимодействия, министерства и ведомства могут обратиться, скажем, в налоговую инспекцию за информацией при выдаче каких-то разрешений, и всё происходит без хлопот для заявителя. Но когда мы говорим об экономике данных, то всё сложнее. Их количество колоссально. Возникает проблема их хранения и защиты. А есть задача не только хранить данные, но и при необходимости мгновенно передавать их по запросу.
Самая востребованная профессия будущего
Все, кто занимается внедрением цифровой экономики в стране, отмечают, что главной проблемой процесса является острейший дефицит кадров.
У нас просто нет необходимого количества специалистов для реализации тех задач, которые прописаны в нацпроекте. В среднем на каждого специалиста есть семь вакансий. И спрос растёт так же стремительно, как и количество данных в Сети, – по экспоненте. Однако вузы просто не успевают готовить столько выпускников. Есть проблема и соотношения количества с качеством. Но даже «двоечники» находят работу.
Александр Шухман:
– Дефицит кадров на сегодня далеко не единственная проблема. Оренбургский государственный университет, конечно, готов выпускать высококлассных специалистов. И мы это делаем. Наши студенты успешно работают в «Яндексе», в «Гугле», в лаборатории Касперского и других ведущих компаниях. Практически все наши выпускники успешно выходят на рынок труда.
Ирина Влацкая:
– Чем сложнее система данных, тем труднее её защищать. Нацпроект предлагает создать цифровой профиль для каждого гражданина. Вы представляете себе объём таких данных? Это колоссальные риски. И мы со студентами уже на первом курсе учимся создавать программы-вирусы, программы-шпионы, чтобы знать, от чего защищать систему. Но проблема безопасности глобальна. Уровень подготовки наших студентов действительно высок. И это подтверждают их работодатели. Кстати, большие данные хранятся в облаке Центра обработки данных (ЦОД). Их сдают в аренду крупнейшие провайдеры. И могу сказать, что российские ЦОДы защищены намного лучше аналогичных систем некоторых западных стран.
Александр Шухман:
– Наши студенты действительно молодцы. Но есть проблема. Их очень трудно мотивировать оставаться в регионе. Сидя дома и работая удалённо, наши студенты могут заработать в два раза больше, чем готовы предложить местные работодатели. И в три раза больше, если они поехали в Москву или Санкт-Петербург. Нередко они уезжают работать в Соединённые Штаты, в Швейцарию, Великобританию. И это от вуза не зависит. Ещё одна проблема – подготовка абитуриентов. Мы можем увеличить набор и количество мест, но далеко не все могут быть программистами. Не все дойдут до финиша. И ещё есть вероятность того, что количество мест просто не будет заполнено. Я каждый год общаюсь с родителями, которые приходят в приёмную комиссию. Абитуриенты подают документы на юридический факультет, на финансы и кредит, но до сих пор мало кто понимает, что самая востребованная профессия на рынке труда – это ИТ-специалист. На медиаподдержку банки тратят большие деньги, тратят их и компании углеводородной отрасли. В массовом сознании, увы, пока нет понимания, что эти профессии уходят с рынка. Тот же банк в течение ближайших нескольких лет внедрит интеллектуальные технологии и уволит большую часть своих менеджеров среднего звена. И выпускники, мечтавшие работать в банке, смогут в лучшем случае рассчитывать на место в кассе этого банка. Реальное внедрение конструктивных интеллектуальных технологий способно практически полностью исключить человека из решения задач, которые не требуют высокоинтеллектуальных усилий.
Дмитрий Вечеренко:
– Согласен, кадровый голод в отрасли просто колоссальный. В Оренбургской области ежегодно на рынок труда выходит тысяча выпускников, но их всё равно не хватает. Большая часть из них уезжает, увы. Учебные заведения увеличивают количество мест, но всё равно нужно больше. Не согласен с тем, что уровень зарплат в регионе низкий. За последний год он значительно вырос. Может быть, не все в курсе, но заработная плата ИТ-специалиста сегодня в среднем 46 тысяч рублей в месяц. На некоторых предприятиях до 100 тысяч рублей. Государству в ближайшем будущем понадобится как минимум 2 миллиона специалистов отрасли. И это задача не только вузов. Нужны курсы повышения квалификации и актуализация школьных дополнительных программ. Региональное правительство и наш департамент сейчас заканчивает переговоры с компанией «Яндекс». Будем открывать «Яндекс»-школы в регионе.
Первый, но не последний
Развитие цифровой экономики ставит огромное количество вопросов как перед властью, так и перед обществом. Кадровый голод – одна из самых острых проблем и тема, достойная продолжения. Но есть и другие вопросы. Например, все без исключения аналитики говорят о том, что переход в новую цифровую реальность, автоматизация промышленных систем, эра ГЛОНАССа принципиально изменят рынок труда. Часть профессий уйдёт в небытие, другая часть просто не будет нуждаться в большом количестве рабочих рук. Не дойдёт ли до безработицы? Как получить новую профессию в новом цифровом мире? Об этом поговорим в начале 2019 года.
Прямая речь
Марина Попова, руководитель группы прикладных проектов корпоративных и государственных сегментов Оренбургского филиала ПАО «Ростелеком»:
– Компания «Ростелеком» является одним из локомотивов реализации программы «Цифровая экономика», которая базируется на транспортировке, хранении и обработке колоссальных объёмов данных. Поэтому много внимания мы уделяем развитию базовой оптической инфраструктуры.
Компания уже приступила к подключению учреждений здравоохранения к высокоскоростному Интернету, продолжаем проект устранения цифрового неравенства. Каждый день мы подключаем новые объекты к системе хранения данных и резервного копирования, предоставленных на базе Национальной облачной платформы «Ростелекома».
Облачные серверы позволяют значительно оптимизировать бизнес-процессы заказчика, а также снизить его издержки и обеспечить высокую информационную защиту. «Виртуальный ЦОД» является одним из ключевых продуктов компании и позволяет коммерческим организациям и госструктурам размещать информационные системы не на собственных серверах, а на виртуальных машинах облачной платформы.
Все сервисы на базе облачных технологий подключаются и настраиваются через Интернет, пользователю не нужно приобретать специальное программное обеспечение или дополнительное оборудование.
За услуги вносится только ежемесячная абонентская плата, размер которой напрямую зависит от объёма потребляемых ресурсов. «Виртуальный ЦОД» – услуга уже не новая, но набирающая популярность благодаря ряду преимуществ: высокому уровню безопасности данных клиента, быстрому масштабированию мощностей при необходимости, контролю данных.
Записала Елена Черных