Закупки в жёстких условиях

Если для участников рынка государственных и муниципальных закупок правила торгов как тёмный лес, то там найдутся и «санитары леса» с хищным интересом.

По традиции именно в весен­не-летний сезон, когда повсемест­но идут ремонтно-строительные работы на дорогах, в школах, дет­садах и больницах, аппетит так называемых профессиональных жалобщиков обостряется, ведь растёт и количество нарушений в сфере муниципальных и госу­дарственных закупок.

Профессиональные жалоб­щики, которые разбираются в законодательстве порой лучше, чем заказчики, всегда готовы сорвать аукцион даже из-за малейшей опечатки и отсро­чить исполнение контракта. Такие сторонние «контролёры» не являются исполнителями или поставщиками, им нужно только вознаграждение за то, что перестанут придираться и жаловаться в антимонопольную службу.

Так, один «активист» в прошлом году подал более 200 жалоб, но при этом сам не при­нимал участия в аукционе.

Заместитель руководителя Управления ФАС по Оренбург­ской области Игорь Быховец пояснил, что право сообщать об ошибках заказчиков антимоно­польной службе есть у любого гражданина. Но одно дело, когда работа над ошибками повыша­ет грамотность чиновников и качество закупочных процедур, а другое, уже уголовное дело, когда претенденты на получение заказа вынуждены платить за отзыв жалобы.

Чтобы доказать факт коммерческого подкупа, областное УФАС вместе с пра­воохранительными структу­рами отслеживает поведение жалобщиков. Было возбуждено уже несколько уголовных дел по фактам препятствования про­ведению аукционов, и в одном из случаев представитель ком­пании-жалобщика привлечён к уголовной ответственности.

Слабых мест в правовом поле госзакупок много. Пово­ды усомниться возникают из-за неточностей в аукционной документации, избыточности требований к товарам и услу­гам, из-за признаков ограни­чения круга участников, что приводит к недобросовестной конкуренции.

По словам началь­ника отдела контроля закупок УФАС Надежды Решетовой, ближе к лету заметно вырастает число жалоб на аукционы по капремонту спортивных залов в школах.

У заказчиков и так мало времени, чтобы провести аукцион и собственно ремонт за три летних месяца, а нарушения в документации по своей вине ещё затягивают сроки.

Сами заказчики тоже жа­луются в УФАС на недобросо­вестных подрядчиков и постав­щиков. В прошлом году было рассмотрено 145 обращений с просьбой включить бракоделов в Реестр недобросовестных по­ставщиков, и 57 фигурантов по­пали в него, лишившись на два года права участвовать в торгах.

В прошлом году одна бюджетная организация сама себе задер­жала начало ремонта, запросив в заказе водопроводные трубы длиной 2 миллиметра. Всем было понятно, что речь шла о ме­трах, но торги вовремя не прошли, потому что потенциальному поставщику пришлось написать жалобу в УФАС. Ведь требу­емые двухметровые трубы не соответствовали параметрам в документации.

1998 жалоб поступило в УФАС Оренбургской области за прошлый год от участников госзакупок на действия заказчиков, преимущественно муниципальных (в 2015 году – 2190).

60% жалоб признаны обоснованными. 2,7 млн рублей – сумма штрафов за нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Алла Черкесатова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top