fbpx

Только «ма» и «па»

Всё, во что играет с ребёнком клинический психолог Алина Костюк, проговаривается вслух.

Что делать с задержкой речи? Как по-новому начать общаться с ребёнком и к каким специалистам идти? Одна бабушка любила повторять историю про племянника: «Вадик до пяти лет не разговаривал. Все думали, что так и останется немым. А он вон кандидатом наук стал. И женился, и двое детей у них. Не волнуйтесь, и ваши заговорят, когда срок придёт».

До пяти лет ждать не стоит

Утверждение той бабушки теперь довольно спорно. Поменялась вокруг жизнь. Стали другими и родители и дети.  И такое редкое явление, как задержка речи, теперь стоит на одном из первых мест в патологии развития детей. Об этом мы, с немалым удивлением, узнали от клинического психолога Оренбургской городской детской клинической больницы Алины Костюк:

 – Действительно, с задержкой речи в реабилитационное отделение нашей больницы обращаются чаще всего.  Кто-то замечает неладное, когда ребёнок достигает двухлетнего возраста. А кто-то приходит позже, с педагогической запущенностью. Каждому ребёнку мы подбираем свою программу для запуска речевой функции. Как правило, через три месяца, а у кого-то через шесть происходят заметные сдвиги.

Дети начинают говорить и, как следствие, лучше развиваются психически и социально. Более успешно проходят подготовку к школе и, став первоклассниками, лучше адаптируются в коллективе. А это – база, на которой строится позитивное отношение к школе и усвоение учебной программы.

Гулим и комментируем

При составлении индивидуальной программы реабилитации учитываются причины задержки речи. Если на три первых фактора повлиять очень сложно, то последний полностью поддаётся управлению. Оказывается, всё дело в дефиците общения матери и малыша. Вот что советует психолог Алина Костюк для тех, у кого грудничок:

– Повторяйте гуление крохи. Так ребёнок будет чувствовать, что его слышат и понимают. Это первые навыки речевого общения. Проговаривайте в присутствии малыша всё, что делаете: «Давай кубики разложим», «Посадим рядом кукол», «Папа стучит, идём, откроем дверь».

Когда малыш начинает произносить неразборчивые звуки, пытаясь выговорить слова, поддержите его в этом стремлении. Попытайтесь понять, угадать и сопроводить это действием: «Ты хочешь гулять? Хорошо, сейчас оденемся и выйдем во двор».

Совет для тех, у кого ребёнок уже в состоянии смотреть мультики: не включайте телевизор, если вы решили поиграть с ребёнком. В этом случае его внимание рассеивается. Он не усваивает ни то, что говорят с экрана, ни слова матери.

Если вы целенаправленно включили для ребёнка мультик, посмотрите его вместе. Прокомментируйте действия героев. Объясните, кто поступил правильно и почему. Если ребёнок заплакал в общественном транспорте, то не старайтесь сразу дать ему в руки гаджет – лишь бы только замолчал. Лучше придумайте на ходу игру: в ладушки, посчитать машины, которые видно из окна, или достаньте заранее приготовленную книжку и посмотрите картинки, рассказывая, кто что делает, во что одет. Так ребёнок будет понимать, что с ним идут на контакт, что проблема решается путём разговора.

Два года – пограничный срок

Речевое развитие к 2-м годам.

Конечно, понятие медицинской нормы несколько условно. Но в среднем речевой запас к двум годам должен составлять примерно 200 слов. Если этого нет, то лучше не надеяться, как та бабушка, на то, что всему свой срок, а прийти хотя бы на консультацию в детскую поликлинику.

Как правило, детей, которые после двух лет не говорят или имеют очень маленький словарный запас, направляют в реабилитационное отделение детской больницы. После диагностики с малышами занимаются психолог, инструктор лечебной физкультуры и массажист, если необходимо, невролог, рефлексотерапевт, массажист.

Например, у доктора Алины Костюк детишки играют с фигурками в песке, рисуют. При этом доктор старается проговаривать вслух всё, что они делают. И понемногу тот участок мозга, который отвечает за речь, активируется. Дети начинают выговаривать слова.

– Иногда хороший толчок началу речи даёт обычный детский сад, – говорит Алина Рифовна. – В детском коллективе, где все вокруг говорят, действительно легче включается речевой механизм. Хорошо, когда родители – общительные люди. В дом часто приходят гости с маленькими детьми: родственники, соседи. Шансов остаться молчуном гораздо меньше.

С трёхлетнего возраста при необходимости может добавиться логопед. После одного, двух или трёх курсов занятий становится ясно, успевает ли ребёнок за сверстниками и как будет развиваться дальше. Если выявляется дефект речи, то эта проблема также решаема. Например, в Оренбурге имеются логопедические детские сады. Главное, не ждать, что всё произойдёт само собой. И тогда ребёнок через несколько лет скажет вам за это спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top