Придут ли к согласию городская власть, бизнес и родительская общественность.
Тема школьного питания в Оренбурге неожиданно стала резонансной. Притом, что больших нареканий к качеству школьных завтраков и обедов как не было, так и нет. Однако стороны, заинтересованные в вопросе, нашли почву для разногласий.
Просят о продлении
У 70 из 84 муниципальных образовательных организаций в Оренбурге в декабре истекает срок договоров с комбинатами школьного питания (КШП), а значит, должны быть проведены конкурсные процедуры по выбору новых поставщиков услуги.
Однако оренбургские комбинаты школьного питания, ссылаясь на убытки, понесённые из-за эпидемической ситуации, обратились с открытым письмом к главе Оренбурга Владимиру Ильиных. Подписи поставили более 800 человек.
«За десятилетия нами созданы современные фабрики-кухни. Вложены не только огромные средства, но и труд тысяч людей, ответственно и с душой подходящих к делу. Это 2000 рабочих мест на территории города, налоги в бюджет Оренбурга», – говорится в обращении.
Оренбургские КШП напоминают, что ради сохранения трудовых коллективов в период пандемии ими были взяты кредитные средства. «Когда с марта 2020 года школы ушли на дистанционную работу, а детские дошкольные учреждения закрылись, все договоры с учебными и дошкольными учреждениями были приостановлены, все плановые показатели по финансированию деятельности и вложений за счёт выручки от реализации услуг питания оказались обнулены».
Ещё одна важная мысль в обращении – для всех КШП Оренбурга услуга обеспечения питанием школьников и воспитанников детсадов является не только основным, но и единственным видом деятельности.
– Мы просим продлить действующие договоры на срок фактического приостановления деятельности наших предприятий из-за коронавирусной инфекции, то есть на пять месяцев, – озвучила общую позицию директор ООО «КШП «Валентина» Вера Пискунова.
Идею позволить комбинатам школьного питания «Подросток», «Огонёк» и «Валентина» продолжать кормить оренбургских школьников до конца учебного года поддержала и Общественная палата Оренбурга.
– После проведения конкурсных процедур система школьного питания может измениться, – сказала Людмила Марченко, председатель Общественной палаты Оренбурга. – На школы ляжет дополнительная нагрузка, а они сейчас и так перегружены. Значит, нужно хорошо подготовиться, это потребует времени. Налаживать систему лучше в период летних каникул, когда в школе нет детей. Наши юристы подробно изучили вопрос и пришли к выводу, что законная возможность пролонгации договоров с действующими КШП до конца учебного года существует. Подобные примеры есть в Московской области, Воронеже, Санкт-Петербурге.
Голос совещательный
Между тем городская администрация настаивает, что конкурсные процедуры должны быть проведены в положенный срок, без пролонгаций. По словам заместителя главы Оренбурга по экономике и финансам Светланы Золотарёвой, предпринимателям и так был сделан шаг навстречу с учётом пандемии.
Нужно было проводить конкурсные процедуры ещё раньше, до начала учебного года, так как с 1 сентября по инициативе президента страны введён новый порядок – горячее питание для начальных классов теперь бесплатное. А раз родители за питание теперь не платят, то больше не могут быть полноправной стороной в договоре (договоры были трёхсторонними), следовательно, документацию нужно менять.
Но так как у большинства КШП сроки договоров ограничены концом декабря, было решено составить с ними допсоглашения, позволяющие продолжать кормить оренбургских школьников до Нового года.
– Мы работаем над этим вопросом пятый месяц и слышим голос каждого, кто занят в организации школьного питания, ничьё мнение не оставлено без внимания, – поддержала коллегу заместитель главы по правовым вопросам Татьяна Великородова. – Но сохранить прежний механизм невозможно. Родитель больше не выступает плательщиком и не может оставаться в договоре третьей стороной.
Аргумент, что плательщиками перестали быть только родители школьников с 1 по 4-й класс, а за учеников с 5 по 11-й класс оплата обедов продолжается, администрацию в тупик не ставит.
– Мы пропишем в аукционной документации, что поставщик услуги, который будет кормить начальные классы, обязуется кормить и все остальные классы, – поясняет Татьяна Борисовна. – Если бы площади школы позволяли разместить двух поставщиков, то можно было бы оставить трёхсторонние договоры для 5 – 11-х классов, но, так как технически это невозможно, зайти может только один поставщик, он автоматически и должен кормить все классы. Что касается родителей, то они, хоть и будут исключены как сторона договора, смогут контролировать качество питания другими законными способами – создавать советы, входить в бракеражную комиссию.
Устроит ли родителей такое положение вещей? Раньше они, как полноправная сторона договора, могли самостоятельно инициировать расторжение договора с поставщиком, если его услуги перестали устраивать, а теперь их голос может быть совещательным, ведь юридической стороной, заказчиком, выступает только школа.
В Оренбурге есть опыт тесного взаимодействия родительских комитетов напрямую с КШП.
– Наших детей кормит «Подросток», и у нас создана такая модель взаимодействия с комбинатом школьного питания, которую стоило бы перенять и другим, – считает Оксана Скрипникова, представитель родительского комитета оренбургской гимназии № 4. – Мы постоянно отслеживаем, что не съедается, и потом совместно с КШП вносим коррективы в меню с учётом вкусовых предпочтений детей. Родители заинтересованы, чтобы ребятишки не оставляли еду на тарелках, а съедали с удовольствием и были сытыми. И мы рады, что нас всегда слышат.
Цена не главное
Есть ещё один любопытный момент во всей этой истории. Управление образования разработало новое типовое соглашение о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципальных и автономных учреждений. В него включена возможность проведения заказчиками совместных закупок, если речь идёт об одной и той же услуге, необходимой нескольким заказчикам.
Оренбургские школы сегодня автономные учреждения, а значит, имеют право проводить торги самостоятельно. Этого права типовое соглашение у них не отнимает. Однако не каждый директор школы настолько уверен в себе и хорошо знаком с процедурой организации торгов, что пойдёт на это в одиночку, взяв на себя всю полноту ответственности. Наверняка найдутся те, кто предпочтёт объединиться и выступить вместе, а укрупнение лотов, в свою очередь, может выдавить из конкурсной процедуры малые предприятия.
На это обратил внимание прокурор Оренбурга Андрей Жугин. Он поинтересовался, зачем вообще понадобилось это типовое соглашение, и сообщил, что возможность продления договоров с действующими КШП существует. Кроме того, подчеркнул, что вопрос требует доработки: у родителей школьников с 5 по 11-й класс должна остаться возможность быть полноправной стороной в договоре, так как платят они.
Уполномоченный по правам ребёнка в Оренбургской области Анжелика Линькова, высказываясь по вопросу школьного питания, сделала акцент на том, что в конкурсе обычно побеждает тот, кто предлагает самую низкую цену, но в случае со школьным питанием это не должно быть определяющим критерием.
– Вопрос цены не главный, – отозвалась заместитель главы города по социальным вопросам Елена Иванова, – в первую очередь важно качество.
Увы, качество – штука не столь легко измеряемая и очевидная, в отличие от количественных показателей, той же цены услуги. Как прописать его в документации?
– Качество складывается из критериев, – поясняет Елена Викторовна. – Например, опыт работы, производственная база, квалификация сотрудников.
Информацию о том, что на оренбургскую поляну школьного питания заглядывается крупный иногородний игрок, в мэрии называют слухами. И уверяют: решения о совместных закупках директора примут независимо, конкурсная процедура будет до конца прозрачной и честной, а организация школьного питания в любом случае останется на высоком уровне. Кроме того, в новом типовом соглашении установлена обязанность по осуществлению закупки у единственного поставщика на сумму не более 600 тысяч рублей, это ограничение связано с рациональным и эффективным использованием бюджетных средств.
На сегодня в областном центре функционируют 84 общеобразовательные организации, деятельность комбинатов школьного питания осуществляется на 89 пищеблоках. Из них 15 школ с полным циклом производства, 47 школ с доготовочной столовой, 22 школы со столовыми, организованными по типу буфет-раздаточных.