Биссектриса – это крыса, медиана – обезьяна

Фото Валерия Гунькова

20-летняя Катя Килязова уверена: учёба в школе не должна быть скучной. И даже такие сложные предметы, как математика и физика, можно преподносить в игровой, занимательной форме. Как именно, она показывает на практике.

Не забыть, не отмахнуться

Так вышло, что ей эти пред­меты всегда давались легко. Чуть не с начальной школы она участвовала в олимпиа­дах, научных конференциях. И в старших классах выбрала физико-математический про­филь, причём самостоятельно, без привлечения родителей, перевелась из обычной сельской школы в губернаторский лицей для одарённых детей.

– Мне с детства хотелось быть педагогом, – вспоминает она. – В нашей семье несколько поколений связаны с системой образования: прабабушка была директором физико-математи­ческого лицея, бабушка – учите­лем музыки, мама – юрист, но по первому образованию – учитель географии. И я поначалу тоже собиралась поступать в педаго­гический университет. Правда, оказалось, чтобы стать учителем физики, кроме математики и русского языка при поступле­нии нужно сдавать не физику, а почему-то обществознание. Я же сдавала ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку. В итоге поступила в ОГУ. Подумала – быть инженером тоже здорово.

Приступив к учёбе, девушка поняла, что интерес к педагогике никуда не исчез, закрыть глаза на сильнейшую душевную склонность не получится, и те­перь параллельно она учится в педагогическом университете по программе послевузовской профессиональной перепод­готовки.

– В магистратуру я точно пойду по педагогике, – говорит она. – Уже присмотрела направ­ление «Инновационные техно­логии в педагогике».

Соль закона

Инновационные технологии Катя изучает давно, а что-то и сама изобретает. Например, придумывает, как о сложных вещах говорить простыми сло­вами:

– Допустим, рассказываю детям, что при параллельном соединении трёх проводников сопротивление уменьшается. Им непонятно почему, ведь проводников целых три! И тогда привожу пример: вы приходите в супермаркет. Очередь будет быстрее двигаться там, где ра­ботают три кассы или одна? Простой образ из повседневной жизни помогает им понять.

А ещё она придумала, как улучшить запоминание матема­тических правил детьми.

– Со школьных лет все мы помним стишки про биссектри­су и про Пифагоровы штаны, потому что это было неформаль­но и весело. Именно эмоции и ассоциации помогают запо­минать, притом без усилий и навсегда, – рассуждает она. – Так почему бы и остальные правила не преподносить в такой же за­нимательной форме? Тем более что многие педагоги постоянно придумывают подобные стиша­та, стараясь в игровой форме донести материал урока. Моя идея – собрать эти мнемониче­ские заготовки разных авторов воедино. Участвовать могут и дети. Пока ребёнок будет ду­мать, как зарифмовать то или иное математическое правило, он его уже запомнит. Кроме того, творческий процесс может пробудить и дальнейший инте­рес к учёбе.

Лучшие рифмовки будут ото­браны для сборника. В идеале планируется создать пособие в соответствии со школьной программой с раз делами для каждого класса.

Катя готова и сама рифмо­вать правила. У неё уже есть целая тетрадка наработок, на­пример: «Есть закон, и его соль, что нельзя делить на ноль, а если на него умножить, число можно уничтожить» или «Когда знаешь правила, просто получается, от перемены мест слагаемых сумма не меняется», «Можно верить и не верить в чудеса, но окружность – это обод, а радиус – спица велоколеса».

Было бы желание

Придумывает она и целые сказки про страну Вычислян­дию. Например, однажды Плюс и Минус обиделись на высоко­мерных Умножение и Деление за то, что они всегда выполня­ются первыми. Справедливость восстановили братья-близнецы Скобки, взяв в свои объятия Плюс и Минус, чтобы их действия выполнялись первыми.

Катя уже опробовала свои сказки и стихи-запоминалки на уроках в трёх образовательных организациях – в начальной школе № 33 Оренбурга, губер­наторском лицее и нежинской школе и получила позитивную обратную связь.

А весной девушка собирается провести областной конкурс «Ма­тематика в стихах», участниками которого будут 200 школьников. В этом году её проект «Фестиваль креативной математики» вы­играл грант в 300 тысяч рублей на молодёжном образовательном форуме «iВолга».

Это не первый её грант. Пер­вый тоже был посвящён связи математики с литературой, вто­рой – виртуальной физкультуре для студентов с особенностями здоровья. Этим летом Катя полу­чила ещё один грант в 250 тысяч на проект видеокурсов по подго­товке к ЕГЭ по математике. Под­черкнём, эти деньги не премия автору, а подотчётные средства на реализацию проектов.

– Только в этом году я при­няла участие в пяти крупных форумах: «Инженеры будущего» и «Евразия Global» в Оренбурге, «iВолга» в Самаре, «Ладога» в Санкт-Петербурге, «Преактум» по молодёжному предприни­мательству, – перечисляет она. – Сейчас у молодёжи масса воз­можностей проявить себя и на­учиться чему-то новому, о чём не расскажут ни в школе, ни в вузе. И денег особых не на до: регистрируешься в Автомати­зированной информационной системе (АИС), подаёшь заявку, проходишь отбор и едешь. Не прошёл как участник, поезжай как волонтёр. Было бы желание!

Ценность участия в форумах Екатерина видит в смене окру­жения и впечатлениях.

– Новая обстановка, люди, с которыми при иных обстоятельствах ты мог бы никогда не встретиться, в том числе ВИП- спикеры… Всё это способствует рождению свежих идей, так и появляется нечто нестандартное, – размышляет она. – Как раз на форумах я увидела, как можно учиться интересно. Сейчас наби­рает популярность направление edutainment – смесь образования и развлечения. Развлечения, игры связаны с эмоциями, и на­учно доказано, что включение эмоций делает обучение макси­мально эффективным.

На языке молодёжи

Нестандартности и гибко­сти – именно этого всем нам не хватает сегодня, и в первую очередь современной системе образования. Как и всё громозд­кое, массовое и усреднённое, она не успевает за веяниями времени. Потому ребятня порой и зевает на уроках, считая учёбу скучной и навязчивой. А неза­мотивированное окружение и заинтересованных в учёбе ребят способно утянуть за собой.

Екатерина считает, что про­блема мотивации в учёбе одна из самых актуальных. И перебор с родительским контролем здесь может оказать медвежью услугу. Катя со второго класса самосто­ятельно учила уроки, без про ­верки, и её успехами родители могли гордиться и гордятся до сих пор. В прошлом учебном году она была признана лучшим студентом года в Оренбургской области!

– Я с 15 лет, как перевелась в губернаторский лицей-интер­нат, живу своим умом. Форма интерната – это полное погруже­ние в учебный процесс, ощуще­ние своей ответственности. Мне вообще кажется, школьникам нужно давать больше самостоя­тельности. И на уроках – больше заданий на самостоятельный поиск решений, требующих творческого подхода.

Будущее образования за дис­танционными технологиями, онлайн-обучением, считает Катя. Правда, в Оренбурге пока нет цен­тров, где учили бы проводить ве­бинары, но едва ли эта ниша долго будет пустовать. На средства уже упомянутого гранта Катя сейчас разрабатывает серию коротких видеороликов для «Ютуб»-канала в помощь выпускникам, гото­вящимся к ЕГЭ по профильной математике. Видеоролики – более привычный язык для поколения, в принципе не любящего загляды­вать в учебники.

В свободное от учёбы в двух вузах время и разработки соб­ственных проектов Катя сотруд­ничает с несколькими частными образовательными центрами как консультант. Подтягивает ребят по своим любимым пред­метам – физике и математике, готовит к ЕГЭ.

– Если ученику непонятна за­дача, он может со мной связать­ся в мессенджерах или соцсетях в любое время, я с детьми дружу, хороший контакт с педагогом – это тоже залог повышения их интереса к учёбе.

Так кем же видит себя эта удивительная девушка с явными лидерскими задатками? Может, министром просвещения?

– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, – улыбается она. – Сначала я хотела бы поработать учителем в школе, затем – в управлении об­разования. Хочу узнать систему образования с разных сторон. Может, однажды возьмусь за раз­работку стратегии эффективной подготовки к экзаменам с учётом особенностей ученика, возмож­но, буду писать учебники, мето­дические пособия. Не оставлю и проектную деятельность.

Сейчас в её голове зреет идея создания учебного центра, эда­кой идеальной школы будущего с индивидуальным подходом и игровыми технологиями.

А вы, уважаемые читате­ли, какой представляете себе идеальную школу? Поделиться соображениями можно по теле­фону 8 (3532) 74-43-31.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top