20-летняя Катя Килязова уверена: учёба в школе не должна быть скучной. И даже такие сложные предметы, как математика и физика, можно преподносить в игровой, занимательной форме. Как именно, она показывает на практике.
Не забыть, не отмахнуться
Так вышло, что ей эти предметы всегда давались легко. Чуть не с начальной школы она участвовала в олимпиадах, научных конференциях. И в старших классах выбрала физико-математический профиль, причём самостоятельно, без привлечения родителей, перевелась из обычной сельской школы в губернаторский лицей для одарённых детей.
– Мне с детства хотелось быть педагогом, – вспоминает она. – В нашей семье несколько поколений связаны с системой образования: прабабушка была директором физико-математического лицея, бабушка – учителем музыки, мама – юрист, но по первому образованию – учитель географии. И я поначалу тоже собиралась поступать в педагогический университет. Правда, оказалось, чтобы стать учителем физики, кроме математики и русского языка при поступлении нужно сдавать не физику, а почему-то обществознание. Я же сдавала ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку. В итоге поступила в ОГУ. Подумала – быть инженером тоже здорово.
Приступив к учёбе, девушка поняла, что интерес к педагогике никуда не исчез, закрыть глаза на сильнейшую душевную склонность не получится, и теперь параллельно она учится в педагогическом университете по программе послевузовской профессиональной переподготовки.
– В магистратуру я точно пойду по педагогике, – говорит она. – Уже присмотрела направление «Инновационные технологии в педагогике».
Соль закона
Инновационные технологии Катя изучает давно, а что-то и сама изобретает. Например, придумывает, как о сложных вещах говорить простыми словами:
– Допустим, рассказываю детям, что при параллельном соединении трёх проводников сопротивление уменьшается. Им непонятно почему, ведь проводников целых три! И тогда привожу пример: вы приходите в супермаркет. Очередь будет быстрее двигаться там, где работают три кассы или одна? Простой образ из повседневной жизни помогает им понять.
А ещё она придумала, как улучшить запоминание математических правил детьми.
– Со школьных лет все мы помним стишки про биссектрису и про Пифагоровы штаны, потому что это было неформально и весело. Именно эмоции и ассоциации помогают запоминать, притом без усилий и навсегда, – рассуждает она. – Так почему бы и остальные правила не преподносить в такой же занимательной форме? Тем более что многие педагоги постоянно придумывают подобные стишата, стараясь в игровой форме донести материал урока. Моя идея – собрать эти мнемонические заготовки разных авторов воедино. Участвовать могут и дети. Пока ребёнок будет думать, как зарифмовать то или иное математическое правило, он его уже запомнит. Кроме того, творческий процесс может пробудить и дальнейший интерес к учёбе.
Лучшие рифмовки будут отобраны для сборника. В идеале планируется создать пособие в соответствии со школьной программой с раз делами для каждого класса.
Катя готова и сама рифмовать правила. У неё уже есть целая тетрадка наработок, например: «Есть закон, и его соль, что нельзя делить на ноль, а если на него умножить, число можно уничтожить» или «Когда знаешь правила, просто получается, от перемены мест слагаемых сумма не меняется», «Можно верить и не верить в чудеса, но окружность – это обод, а радиус – спица велоколеса».
Было бы желание
Придумывает она и целые сказки про страну Вычисляндию. Например, однажды Плюс и Минус обиделись на высокомерных Умножение и Деление за то, что они всегда выполняются первыми. Справедливость восстановили братья-близнецы Скобки, взяв в свои объятия Плюс и Минус, чтобы их действия выполнялись первыми.
Катя уже опробовала свои сказки и стихи-запоминалки на уроках в трёх образовательных организациях – в начальной школе № 33 Оренбурга, губернаторском лицее и нежинской школе и получила позитивную обратную связь.
А весной девушка собирается провести областной конкурс «Математика в стихах», участниками которого будут 200 школьников. В этом году её проект «Фестиваль креативной математики» выиграл грант в 300 тысяч рублей на молодёжном образовательном форуме «iВолга».
Это не первый её грант. Первый тоже был посвящён связи математики с литературой, второй – виртуальной физкультуре для студентов с особенностями здоровья. Этим летом Катя получила ещё один грант в 250 тысяч на проект видеокурсов по подготовке к ЕГЭ по математике. Подчеркнём, эти деньги не премия автору, а подотчётные средства на реализацию проектов.
– Только в этом году я приняла участие в пяти крупных форумах: «Инженеры будущего» и «Евразия Global» в Оренбурге, «iВолга» в Самаре, «Ладога» в Санкт-Петербурге, «Преактум» по молодёжному предпринимательству, – перечисляет она. – Сейчас у молодёжи масса возможностей проявить себя и научиться чему-то новому, о чём не расскажут ни в школе, ни в вузе. И денег особых не на до: регистрируешься в Автоматизированной информационной системе (АИС), подаёшь заявку, проходишь отбор и едешь. Не прошёл как участник, поезжай как волонтёр. Было бы желание!
Ценность участия в форумах Екатерина видит в смене окружения и впечатлениях.
– Новая обстановка, люди, с которыми при иных обстоятельствах ты мог бы никогда не встретиться, в том числе ВИП- спикеры… Всё это способствует рождению свежих идей, так и появляется нечто нестандартное, – размышляет она. – Как раз на форумах я увидела, как можно учиться интересно. Сейчас набирает популярность направление edutainment – смесь образования и развлечения. Развлечения, игры связаны с эмоциями, и научно доказано, что включение эмоций делает обучение максимально эффективным.
На языке молодёжи
Нестандартности и гибкости – именно этого всем нам не хватает сегодня, и в первую очередь современной системе образования. Как и всё громоздкое, массовое и усреднённое, она не успевает за веяниями времени. Потому ребятня порой и зевает на уроках, считая учёбу скучной и навязчивой. А незамотивированное окружение и заинтересованных в учёбе ребят способно утянуть за собой.
Екатерина считает, что проблема мотивации в учёбе одна из самых актуальных. И перебор с родительским контролем здесь может оказать медвежью услугу. Катя со второго класса самостоятельно учила уроки, без про верки, и её успехами родители могли гордиться и гордятся до сих пор. В прошлом учебном году она была признана лучшим студентом года в Оренбургской области!
– Я с 15 лет, как перевелась в губернаторский лицей-интернат, живу своим умом. Форма интерната – это полное погружение в учебный процесс, ощущение своей ответственности. Мне вообще кажется, школьникам нужно давать больше самостоятельности. И на уроках – больше заданий на самостоятельный поиск решений, требующих творческого подхода.
Будущее образования за дистанционными технологиями, онлайн-обучением, считает Катя. Правда, в Оренбурге пока нет центров, где учили бы проводить вебинары, но едва ли эта ниша долго будет пустовать. На средства уже упомянутого гранта Катя сейчас разрабатывает серию коротких видеороликов для «Ютуб»-канала в помощь выпускникам, готовящимся к ЕГЭ по профильной математике. Видеоролики – более привычный язык для поколения, в принципе не любящего заглядывать в учебники.
В свободное от учёбы в двух вузах время и разработки собственных проектов Катя сотрудничает с несколькими частными образовательными центрами как консультант. Подтягивает ребят по своим любимым предметам – физике и математике, готовит к ЕГЭ.
– Если ученику непонятна задача, он может со мной связаться в мессенджерах или соцсетях в любое время, я с детьми дружу, хороший контакт с педагогом – это тоже залог повышения их интереса к учёбе.
Так кем же видит себя эта удивительная девушка с явными лидерскими задатками? Может, министром просвещения?
– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, – улыбается она. – Сначала я хотела бы поработать учителем в школе, затем – в управлении образования. Хочу узнать систему образования с разных сторон. Может, однажды возьмусь за разработку стратегии эффективной подготовки к экзаменам с учётом особенностей ученика, возможно, буду писать учебники, методические пособия. Не оставлю и проектную деятельность.
Сейчас в её голове зреет идея создания учебного центра, эдакой идеальной школы будущего с индивидуальным подходом и игровыми технологиями.
А вы, уважаемые читатели, какой представляете себе идеальную школу? Поделиться соображениями можно по телефону 8 (3532) 74-43-31.