Сидя на бордюре, двое потерявших человеческий облик мужчин распивали спиртное из пластмассовых стаканчиков. Третья собутыльница спала рядом, вытянувшись на лавочке. Был субботний день. Около торгового дома «Конкордия» по проспекту Парковому областного центра многолюдно. Мимо спешили горожане за покупками, стараясь подальше обойти отдыхающих. Большая бездомная собака подошла к спящей и стала её обнюхивать. Взрослые оборачивались, дети хихикали.
Грустная и неприятная картина. Но как и чем её «стереть»? Куда убирать с улиц пьяниц? И кто этим будет заниматься?
Россия – в шестёрке самых пьющих стран
Россия заняла шестое место среди самых пьющих стран по итогам прошлого года. Россияне в среднем употребляют около 15 литров алкоголя в год на человека, при этом предпочитают крепкие спиртные напитки, поэтому пьют с большим риском для жизни и здоровья.
В западных странах пьяных просто отвозят домой, причём делают это полицейские, в крайнем случае их доставляют в больницы, а дебоширов – в полицейский участок. Так, например,
в Германии при полиции есть «вытрезвительная клетка» с постелью и душем, где предложат чай, дадут лекарство, но обязательно и выпишут штраф.
У нас же нетрезвые люди доставляются в обычные медицинские учреждения, при этом более 90 процентов из них не нуждаются в стационарной медпомощи и вмешательстве врачей. Более того, своим агрессивным поведением они мешают работе приёмных отделений. Так, в медсанчасти Самары пьяный рыбак выкрал у соседа по палате нож и набросился с ним на врачей, одному из них он нанёс три удара. Медика спасло лишь то, что он сразу получил неотложную помощь.
Полиция тоже не должна оставаться в стороне
Пять лет назад закрытие вытрезвителей мотивировали тем, что нужно освободить полицию от несвойственных ей функций и улучшить качество медицинской помощи тем, у кого на фоне алкоголя возникли серьёзные проблемы со здоровьем. А ведь по сути подобранные на улице перепившие люди – это нарушители общественного порядка, и логично, что заниматься ими должна полиция и лишь в случаях алкогольной интоксикации – врачи.
Так стоит ли возрождать вытрезвители и в каком виде они должны быть, обсуждали представители различных структур в формате круглого стола в нашей редакции. Данный вопрос поднимался и на федеральном уровне.
– Вопрос актуальный, но очень сложный, – считает член Общественного совета УВД Оренбургской области Марина Быстрова.
– Общественный совет при МВД России уже выступал в прошлом году с инициативой вернуть вытрезвители и закрепить их за Минздравом.
Я полностью поддерживаю эту идею. Конечно, полиция при этом тоже не должна оставаться в стороне, особенно если пьяный человек лежит на улице зимой. Надо обязательно реагировать в таких ситуациях, отвозить его в медицинское учреждение. Но чтобы не возникало никаких конфликтов на почве того, кто за что ответственен, необходимо законодательно урегулировать этот вопрос.
Не можешь – не пей
Правительственная комиссия предложила органам исполнительной власти организовать подобные учреждения в городах с численностью 100 тысяч и более человек. Но источник финансирования вытрезвителей не определён, значит, ещё неизвестно, кто будет исполнителем. А этот вопрос для полицейских и медиков очень важен, когда дело касается пьяных клиентов.
Общественность же больше волнует, что будут представлять собой эти учреждения, ведь вряд ли кому-то хочется возвращаться к тому, что было.
Однозначно, что алкоголизм – это болезнь и лечить больного нужно в медицинском учреждении, но человек (в том числе и пьяный) должен нести полную ответственность за свои поступки, слова. А нахождение, тем более неадекватное поведение, в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, как и распитие спиртных напитков, должно наказываться по закону. А это уже дело полиции.
Но заниматься этой проблемой необходимо и ради спасения самих выпивох, и ради безопасности окружающих, и ради воспитания будущего поколения. А сегодня больно смотреть на играющих детей и подростков в скверах, во дворах в окружении компаний с пивом. Дети всё это наблюдают, привыкают, и никакая воспитательная работа не переубедит их, что это плохо.
На днях наблюдала такую картину. Через открытое окно на шестом этаже мужчина солидного возраста спускал верёвку с привязанным к ней пакетом. Внизу стоял, видимо, его знакомый, который достал из спущенного мешка деньги и положил туда бутылку водки. Поднимая покупку, житель многоэтажки всё время со страхом оборачивался в квартиру, будто боялся разоблачения. Предположу, что пить эту водку он тоже собирался по-тихому, втайне от своей семьи. Наверняка, он уже не раз слышал в свой адрес, что скатывается в пропасть алкоголизма, и имел массу проблем из-за водки. И жив и относительно здоров он пока только потому, что есть кому его закрывать. Таким говорят: не можешь пить – не пей. Но одними уговорами проблемы не решить.
Поэтому умирают в расцвете сил, становятся инвалидами совсем молодые люди, а вокруг всё продолжаются дебаты. Кто должен нести ответственность за пьяных людей на улице? Как их спасти и за чей счёт?
Комментарии
Павел САМСОНОВ, вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике:
– Вопрос создания подобных учреждений в Оренбургской области изучается. Законодательством не определены порядок организации безопасности медицинского персонала, полномочия медиков и полиции в этом вопросе, равно как и порядок недобровольной помощи гражданам, подвергшимся алкогольной интоксикации.
На сегодняшний день в области создана система оказания медицинской помощи таким лицам в областном наркологическом диспансере и в общесоматических медицинских организациях при отравлениях средней тяжести, в отделениях реанимации – при тяжёлом отравлении алкоголем. Вместе с тем в соответствии с целым рядом федеральных законов субъекты РФ и исполнительные комитеты муниципальных образований наделены достаточными полномочиями для создания учреждений, где может оказываться помощь, в том числе и медицинская, лицам в состоянии опьянения. Но
источник финансирования пока не определён.
В настоящее время межведомственной рабочей группой прорабатывается вопрос о необходимости и законности создания на муниципальном уровне такого специализированного учреждения. Был изучен опыт по созданию и организации их работы в других субъектах РФ. Сейчас рабочей группой уже определяются объёмы финансового обеспечения, штатная численность, подбирается помещение и разрабатываются проекты нормативно-правовой базы.
Владимир КАРПЕЦ, главный врач Оренбургского областного клинического наркологического диспансера:
– По закону мы не можем забирать себе людей, не нуждающихся в помощи, ведь это нецелевое использование государственных средств. Такая обязанность нигде не прописана и среди функций системы МВД.
Просто у нас есть понимание, что этим всё равно кто-то должен заниматься, ведь в состоянии опьянения, находясь на улице, такие люди могут причинить вред как себе, так и окружающим.
Сейчас в некоторых регионах уже начали создавать специализированные муниципальные автономные учреждения для содержания и ухода за такими лицами. Но речь идёт о тех областях, где на это выделены деньги, ведь среди таких людей много безработных и лиц без определённого места жительства, которые не смогут расплатиться за эти услуги. За весь прошлый год по области только 10 процентов привезённых с улицы нетрезвых людей действительно нуждались в помощи.
Правительство Оренбургской области поставило задачу перед муниципальными образованиями осуществить расчёт расходов на открытие учреждений, куда будут привозить лиц в состоянии опьянения. В Оренбурге такое помещение должно быть рассчитано на шесть-семь коек, в Орске – на десять, в Бузулуке – на пять. Кого куда везти – в больницу или в специализированное учреждение, будут решать сотрудники скорой помощи. Но остаётся открытым вопрос, откуда брать деньги. Если исходить из опыта соседей – Татарии, Башкирии, где уже функционируют такие учреждения, на их годовое содержание требуется около 4,5 миллиона рублей.
Cветлана ЛИСИЦКАЯ, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ «Клиническая станция скорой медицинской помощи» Оренбурга:
– Около 50 процентов ежедневно поступающих к нам звонков сводятся к тому, что где-нибудь на улице лежит пьяный человек. На самом деле по большей части это люди, которым стало плохо – закружилась голова, потеряли сознание из-за ухудшения в состоянии здоровья. И только 20 – 30 процентов действительно те, кто находится под воздействием алкоголя, но не нуждается в медицинской помощи, это просто лица без определённого места жительства.
Если есть вероятность того, что этот человек упал, получил какую-то травму – сотрясение мозга или обморожение, мы отвозим его в больницу имени Пирогова или в 4-ю городскую больницу. Если сильное алкогольное опьянение, то в наркологию. Но в основном медицинская помощь не требуется. Как нам быть в таком случае?
Ведь даже если мы его возьмём, по закону ни одна больница его у нас не примет. Приходится вызывать сотрудников полиции и по приезде начинается спор, что и кто должен делать с этим человеком. С одной стороны, он нарушитель общественного порядка, но с другой – сотрудников правоохранительных органов тоже надо понять: они боятся, что его самочувствие может ухудшиться.
Вопрос обязательно нужно решать и придумывать здесь нечего, ведь были же раньше вытрезвители, можно использовать ту же систему, организовать койки наблюдения. Главное, не возлагать ответственность только на медиков или только на полицейских. Это должно быть межведомственное учреждение, кроме того, возможно подключить волонтёров.
Конечно, на всё нужны деньги, но клиенты таких учреждений могли бы заниматься общественными работами и тем самым окупать своё пребывание в них.