Первая пасхальная неделя. Андреевские шишки, как называют здесь лысые горы, вовсе не умиляют взор паломников, а, наоборот, сразу устанавливают жёсткие правила: смотри не вокруг, а в себя.
Победил Он, а тебе ещё только предстоит сражение. И сколько оно будет длиться, никому не известно.
Давно-давно не встречалось такое лицо среди духовенства, как у отца Дионисия, духовника Свято-Андреевского монастыря. Похоже, ему удалось дальше многих продвинуться в борьбе с внутренними страстями. Очевидно, что он не опосредованно, а напрямую общается с Ним, причём, ни на минуту не прекращая диалог.
Кажется, его совершенно не волнует, что происходит вокруг. И в то же время он чутко улавливает настроение собеседника, и, самое удивительное для нас, горожан, отец Дионисий разговаривает, не ощущая временных рамок. Щедро одаривает подробными ответами на самые сложные вопросы.
После Светлого воскресенья в здешнюю церковь заглядывает не так много народа.
Есть несколько послушников и трудники. Среди тех, кто решил просто так, для души, пожить и потрудиться в монастыре, Герман Мельников из Тюмени. Что привело офисного служащего, отвечающего за программное обеспечение, в этот маленький монастырь, где всего-навсего пятеро монахов?
– Узнал о монастыре из Интернета, взял на работе отпуск и приехал. Гуляю по окрестностям, поднимаюсь на холмы, бываю на службах. Братия – все очень интересные люди. Знаком с ними десять дней и каждый раз открываю в них что-то новое. Например, однажды услышал, как отец Дионисий читает тропарь по-грузински.
Оказывается, он был в Грузии и знает язык. Стараюсь быть полезным монастырю. Помогаю на кухне, иногда мою полы в храме. Делаю я это не для того, чтобы подготовиться к монашеской жизни, а, скорее, для того, чтобы лучше разобраться в том, что происходит в миру, там, куда мне предстоит вернуться снова.
Монастырь живёт по строгому афонскому уставу. Приём пищи – дважды в день. Молитва в общей сложности длится 7 часов. Нет личных денег и вещей. Все подчиняются игумену отцу Евлогию.
Во дворе, в трапезной и в кельях никаких излишеств. Только то, что нужно для молитвы, обрядов и ведения хозяйства. Раз в неделю монахи сами пекут хлеб и просфоры. Такое здесь правило: как можно больше делать своими руками. Даже закваску готовят самостоятельно из хмеля и используют вместо дрожжей. Летом собирают лекарственные травы и потом целый год заваривают из них чай, лечатся от простуды.
Возле бревенчатого дома, в котором живут братья, в глаза бросается трактор – снежной зимой без него к храму не проберёшься.
Сурово, без сомнения. Но если бы не это, то не протоптали бы монахи и прихожане светлую дорожку на одном из холмов ко кресту на самой макушке – маршрут крестного хода.
Не берётся вдруг ниоткуда сила духа и святость. И никто, наверное, не сможет измерить труд, совершённый монахом за 23 года служения, как, например, у отца Дионисия.
Потому что в отличие от нас, мирян, монахи молятся, то есть трудятся, без выходных, а иногда даже и ночью.