Три месяца предприниматель Артём Сафиуллин остаётся на больничном. Однако это не мешает молодому политику вести активную работу в своём избирательном округе и регулярно появляться на том самом рабочем месте, с которого его рекомендовал уволить губернатор.
Кто помогает Артёму захватить рынок пассажирских перевозок и почему за него заступается глава города Оренбурга Евгений Арапов?
Оренбургский общественный транспорт продолжает ехать по опасным ухабам политико-экономического скандала.
Сломался. Ждите следующего
– Почему вы уже в который раз отменяете рейс? Вы же муниципальное предприятие! Вы не допустили до участия в конкурсе частников, а люди должны страдать? Что это за безобразие! – кричит в телефон женщина на остановке.
Эхо раннего утра делает выговор горожанки звонким и разносит по округе. Больше всех от текущей ситуации страдают пока дачники. Два года назад дачные маршруты обслуживало частное предприятие и автобусы ходили как часы. Теперь же, чтобы вовремя уехать к своим грядкам, нередко приходится звонить в диспетчерскую. Ответ чаще всего звучит так: «Сломался. Ждите следующего».
Автопарк муниципального предприятия изношен на 70 процентов. В этом году сезонные нужды любителей овощей и природы обслуживает МКП «Оренбургский пассажирский транспорт». Его директором ненадолго стал Артём Сафиуллин. Его назначение сопровождалось скандалами и даже судебными процессами. На мирную эволюцию цивилизованной реформы никак не похоже.
Что им снег, что им зной…
Год назад Артём Рафаильевич шёл на новое поприще вполне подготовленным. Несмотря на то что он предприниматель из рекламной отрасли и к транспортной не имел никакого профессионального отношения, потенциальным партнёрам и даже инвесторам показывал «Стратегию развития общественного транспорта».
Сегодня этот документ уже не предлагается широкой публике, но в распоряжении редакции он имеется. Документ интересный и совершенно антинародный. Если бы эта стратегия была реализована, стояли бы мы с вами, уважаемые пассажиры, на остановках по полчаса, с детьми, при температуре воздуха плюс-минус 30 – 40. А потом штурмом брали бы салон транспортного средства. Да и ехали бы мы на работу минимум с одной пересадкой, то есть платили бы за проезд четырежды в день. Минимум.
Такую стратегию мог придумать только тот, кто на общественном транспорте не ездит уже очень давно, тот, кто в уютном салоне автомобиля добирается до любого пункта назначения.
Во-первых, по мнению составителей этой концепции, количество пассажирских транспортных средств должно сократиться в три раза. Во-вторых, существующая транспортная маршрутная сеть неэффективна. Слишком много дублированных маршрутов, в результате чего по основным транспортным артериям идёт 70 процентов пассажирских автобусов. Проще говоря, если сейчас по улице Терешковой идёт с десяток маршрутов, после реформы Артёма Сафиуллина их должно остаться не больше трёх. Кому не повезло, тот будет добираться до работы с пересадками.
В-третьих, реформаторы почему-то считают, что пассажировместимость одного троллейбуса (или большого автобуса) равна вместимости трёх (!) пазиков.
Концессионный троллейбус
Но были в «Стратегии» у Сафиуллина и очень симпатичные моменты. Например, любой горожанин согласится с тем, что троллейбусов должно быть больше. От этого воздух чище и сердцу милее. Экономическая идея была тоже хороша. Жаль, неверно подсчитана и тоже антинародна.
Совершенно справедливо полагал в своей «Стратегии» Сафиуллин, что троллейбусное хозяйство не обязательно убыточно. А формирование нового автопарка и существующей инфраструктуры можно реализовать с помощью программ государственного инвестирования и государственно-частного партнёрства. Концессионные соглашения с инвесторами могут решить текущие проблемы и обновить автопарк. Проблема в том, что экономические показатели он выводил из расчёта, что 100 процентов единиц техники работает на линии. А такого в принципе быть не может.
Ещё в мотивационной части «Стратегии» написано, что сохранение и усиление муниципального предприятия позволит сохранить рабочие места для сотрудников. А когда расписывал моменты экономии средств для инвесторов, написал, что можно легко сократить издержки – 40 процентов непроизводственного персонала и 100 процентов кондукторов, потому что новый транспорт перейдёт на безналичный расчёт.
Частников сократить
На переговоры с потенциальными партнёрами Артём Сафиуллин ходил вместе со своим другом Сергеем Фроловым. Широкой публике он не известен, а вот в городской администрации его знают хорошо. Манера ведения переговоров у напарников весьма решительная, если не сказать агрессивная.
В их представлении всё довольно просто: есть убыточное муниципальное предприятие с наличием очень ржавых автобусов и долгов и есть частные перевозчики, которые на конкурсной основе получают у города право на обслуживание маршрута. Частники зарабатывают сами, а муниципальное предприятие ещё и получает деньги из бюджета, поскольку вынуждено обслуживать не только прибыльные, но и убыточные рейсы.
По мнению Артёма Сафиуллина, нужно в Оренбурге организовать всё так, чтобы количество частников сократилось, а 43 процента (в перспективе до 90) пассажирских перевозок было отдано муниципальному казённому предприятию (МКП). Доходы Артём оценил как «свыше 1 миллиарда рублей». Несколько частных предприятий, в представлении реформатора, должны были сохраниться. Но МКП без всякого конкурса, на собственное усмотрение сдавало бы частникам маршруты в аренду. С этим предложением он и пошёл искать себе партнёров. Тех самых нескольких частников. По плану молодого реформатора, несогласные должны были уйти.
От такого смелого предложения подавляющее большинство отказалось. Во-первых, потому что никто не собирался терять бизнес, который строился много лет, а во-вторых, потому что предлагаемая схема была, мягко говоря, незаконной.
Российское правительство обязывает ликвидировать все убыточные МУПы до 2020 года. Кроме того, есть два федеральных закона, запрещающих подобные схемы. Эти аргументы Сафиуллина не останавливали.
Всё в долг
Договориться с частными перевозчиками год назад не удалось. Губернатор выгнал Сафиуллина из Дома Советов и рекомендовал Евгению Арапову найти нового руководителя МКП.
Однако, несмотря ни на что, городские власти продолжают начатую Артёмом реформу, игнорируя целесообразность, экономику и недоверие к процессу со стороны областного правительства. Без проведения конкурса МКП и его партнёр получили право обслуживать прибыльные маршруты. Частных перевозчиков даже не удостоили ответом на их запрос. В состав муниципальной транспортной комиссии вошёл друг Сафиуллина Сергей Фролов, а частных перевозчиков в комиссию не пригласили.
29 мая, после всех скандалов, на фоне того, что российское правительство постановило ликвидировать убыточные МУПы, горсовет принимает решение инвестировать 240 миллионов рублей в покупку больших автобусов для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». То есть для предприятия Сафиуллина. И это несмотря на то, что МКП «ОПП» уже должно 80 миллионов рублей. Долг будет увеличен в несколько раз. Часть этих долгов берёт на себя городской бюджет – 140 миллионов в качестве гарантии кредита. Кредитовать покупку будет коммерческий банк.
За этот проект проголосовали даже не все единороссы. Только две трети депутатов горсовета. Коммунист Денис Батурин был против, поскольку «на обсуждение этого проекта у депутатов была всего одна неделя, этого мало. Администрация, на наш взгляд, не смогла обосновать экономическую необходимость этой покупки».
Кому достанутся все эти новые большие автобусы в случае, если МУП будет признан банкротом? Вопрос скорее риторический. Жаль, что всё это за счёт горожан.
Командная работа или организация картеля?
Когда события в транспортной отрасли уже затянулись тугим узлом, на должность начальника Управления пассажирского транспорта в администрации Оренбурга был назначен близкий товарищ Артёма Сафиуллина – Дмитрий Анисимов, несмотря на то что этой должности он никак не соответствует. Его пребывание в этом кресле оспорила прокуратура.
Согласно должностной инструкции, «начальником транспортного цеха» может быть человек, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в отрасли не менее пяти лет. А Дмитрий Анисимов к транспорту никакого отношения не имел. Так же, как и Артём Сафиуллин, и Сергей Фролов. Однако представление прокуратуры никакого действия не возымело. Анисимов заявил, что должность оставлять не намерен. Вот так запросто.
С товарищеской поддержкой у Артёма всё просто замечательно. В Оренбурге Артём Сафиуллин стал известен четыре года назад, когда захватывал со скандалом рекламный рынок. Наша газета уже писала об этой истории. Чуть позже мы к ней вернёмся. Пока просто констатируем факт: после успешного завершения экспансии в администрации на должности начальника управления по наружной рекламе появилась Ольга Бондаренко – юрист Сафиуллина. Ещё один юрист – Юрий Кузнецов – занял должность директора МКП «Реклама – Оренбург». Получать муниципальные контракты коммерческие фирмы Сафиуллина стали без проблем. Тем более что после захвата рынка и выбора-то не осталось.
Ещё один юрист, но с более широкими полномочиями – Вячеслав Нейфильд. Никакого трудового договора с администрацией города у Вячеслава нет. Но он регулярно участвует в судебных процессах то за, то против администрации. Безвозмездно. То есть даром. А процессов этих очень много. И все они так или иначе связаны с интересами Артёма Сафиуллина, Сергея Фролова и их фирм.
Когда делили рекламный рынок, Вячеслав Александрович участвовал в судах. Теперь, когда начался передел рынка транспортного, снова Нейфильд представляет интересы.
Сам Вячеслав Александрович является учредителем десятка частных компаний. Вероятно, благодаря тому, что Вячеслав Александрович так старательно и бесплатно участвует в судебных процессах, его компании получают многочисленные госконтракты. Например, ООО УКЛХ «Лифтсервис» – 41, ООО АК «Шанс» – 1 госконтракт, ООО «Капиталаудит» – 6 госконтрактов. Ещё ряд фирм, которые дороги Вячеславу Александровичу в силу родственных связей или аффилированности бизнеса, также отрабатывают госконтракты.
Бывает и так, что интересы личного бизнеса противоречат интересам администрации, а в суде Нейфильд представляет как раз администрацию. И что вы думаете? Администрация проигрывает.
Нам кажется, что тут есть признаки конфликта интересов и возможно намеренное формирование приоритетных условий для избранных. И вообще всё это как-то очень похоже на сговор.
Родной ты наш
Чтобы действовать настолько откровенно и безнаказанно, нужно иметь крышу, высокого покровителя и «больших» союзников, готовых заступиться на самом высоком уровне. При поиске таких покровителей команды Артёма Сафиуллина мы столкнулись с парадоксом. Даже на уровне слухов, кулуарных бесед никто не признавал за ними «большого» покровителя. Зато нашлась интересная история и… «родственники».
Чтобы рассказать историю, придётся вернуться на пять лет назад, к переделу рекламного рынка. Мы уже писали, что те, кто не хотел терять свой рекламный бизнес и сопротивлялся захвату, пострадали. Двое были вынуждены покинуть даже страну. На вопрос «Почему?» отвечали: «Жить очень хотелось». Угрозы воспринимали реально. По их словам, в процессе участвовал некий Андрей Ерошенко. Официально он предприниматель. Есть пара фирм, в которых Ерошенко – соучредитель с неким Вячеславом Богатовым.
Поиск в открытых источниках дал интересный результат. Издание «Самарское обозрение» пишет статью «Воздушная атака». Речь идёт о покушении на жизнь председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗбанк» Николая Тарана. Его пытались взорвать гранатой. Так вот, в этой самой статье Андрей Ерошенко (Ероха) и Вячеслав Богатов (Богатик) названы известными криминальными авторитетами.
Не берёмся судить о том, насколько достоверно такое мнение, но можем предположить, что участие в переделе рекламного рынка вполне могло быть выгодно Ерошенко. Маленькая долька одной из компаний, победивших в той рекламной войне, была оформлена на некую Оксану Ерошенко.
Ещё одной возможной крышей Артёма Сафиуллина наши коллеги из других СМИ называют высокопоставленного госслужащего Управления спецсвязи ФСО Приволжского федерального округа. Золотопогонный «дядя» Артёма сам находится при управлении полпреда, а вот двое его взрослых сыновей имеют непосредственное отношение к Оренбургу. Один из них до недавнего времени был судьёй (уехал в Казань), а второй трудится в одном из правоохранительных ведомств. Конечно, это ничего не доказывает, но…
На фоне прошедшей пятилетки остаётся только констатировать свершившийся факт: с рынка ушли десятки рекламных компаний, а осталось всего несколько, принадлежащих очень маленькой группе аффилированных лиц.
Ни ФАС, ни правоохранительные органы никак не помешали свершиться этому факту. Суды предприниматели проигрывали как по заказу (или под угрозой?).
Сейчас, несмотря на реакцию общества, областного правительства и противоречия федеральному закону, происходит копирование сценария захвата рекламного рынка. Захват пассажирских перевозок. И никто их не останавливает. Многочисленные письма, написанные частными перевозчиками во все инстанции, возвращаются в региональные силовые ведомства и не имеют никакого реального действия.
Не всегда понятна реакция городской прокуратуры на происходящее. С одной стороны, только они оспорили законность нахождения на должности «начальника транспортного цеха» Анисимова. С другой – странно повели себя в отношении 52-го маршрута. Недавно стало известно, что на этот (один из самых прибыльных) маршрут предприниматель получил свидетельство незаконно. Теперь горадминистрация будет проводить новый конкурс. Вроде бы всё правильно. Только вот свидетельство на маршрут выдаётся на 5 лет.
И почему-то предыдущая прокурорская проверка никакого беззакония не нашла. Есть даже официальное заключение. Незаконность лицензии была обнаружена тогда, когда это было в интересах «захватчиков».
Сити-менеджмент
Как бы ни была интересна и актуальна хроника предпринимателя Артёма Сафиуллина и его друзей, во всей этой истории гораздо интереснее другое – качество управления городом. Все эти скандалы длятся и никак не могут закончиться именно при управлении команды Евгения Арапова.
Сухая статистика – её можно легко посмотреть на сайте арбитражного суда: количество судебных процессов с приходом к управлению Евгения Сергеевича увеличилось в два раза. Судятся с администрацией простые граждане, которые недовольны результатами программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Судятся сироты, которым не предоставили положенное по закону. Эти программы, если уж честно говорить, были практически завалены в городе. Об уровне того, как команда мэра строит социальное жильё и осваивает федеральные деньги, говорит уже тот факт, что на бывшего начальника управления жилищной политики Оренбурга было заведено уголовное дело и Сергей Макеев выслушал приговор. Строительство дорог в городе тоже с уголовным оттенком, с судами и скандалами.
О том, сколько «специалистов» из друзей предпринимателя и депутата горсовета Артёма Сафиуллина оказалось в чиновничьих креслах, мы уже написали. При таком качестве профессионализма не удивительно, что проблемы в городе растут как снежный ком. И всё чаще ими занимаются либо в судах, либо в кабинете следователей.
И ещё один важный штрих к портрету. Как давно мы что-то слышали о формировании инвестиционного климата в городе Оренбурге? Где отчёты заместителей по экономике, где проекты, где меры поддержки малого и среднего бизнеса?
Из всей активной деловой жизни только форум «Город – бизнесу, бизнес – городу». Раз в год всплеск. Все обновления столицы региона за последние несколько лет происходили благодаря федеральным программам. Активно формировать деловой климат, кажется, даже не стараются.
А из истории Артёма Сафиуллина можно сделать вывод, что с бизнесом город буквально борется. Какое уж тут развитие конкурентной среды, когда целые сегменты экономики, отрасли отдаются весьма ограниченному кругу одних и тех же лиц.
P.S. Вся информация, используемая в публикации, взята из открытых источников.
Елена Черных