18 мая посёлок Караванный, что в 40 километрах от Оренбурга, встречал мастеров педагогики из разных стран и российских городов, приехавших на международную научно-практическую конференцию на тему «Классный коллектив в современной науке и практике образования».
Терпи, казак!
Во дворе храма Георгия Победоносца для встречи гостей выстроились в живой коридор школьники от 8 до 15 лет, в камуфляже с аксельбантами. Холодный ветер треплет штанины, обнажая щиколотки. Но Юля Царегородцева, Надя Тишина, Ислам Каримов, Арби Зелимханов, Дима Глушаков и другие кадеты стоят по стойке смирно, терпят – сегодня их примут в казаки. Нотку умиления в отважный вид будущих защитников Отечества вносят разве что девчачьи косички с белыми бантами, выбивающиеся из-под чёрных беретов.
Традиционные хлеб-соль для педагогической делегации, в составе которой гости из Китая, Белоруссии, российских городов Ижевска, Москвы, Санкт-Петербурга и Ставрополя. Настоятель прихода отец Иоанн рассказывает об устройстве храма, алтаре, жертвеннике, иконах, проводит молебен. На выходе гостей встречает колокольный звон – сложным перезвонам здешнего 11-классника Егора Олениченко научил местный батюшка.
– Казак без веры не казак, – переводит коллегам слова здешнего атамана Михаила Голодникова хорошо говорящий по-русски председатель Ассоциации по изучению педагогического наследия Василия Сухомлинского в КНР У Паньшен.
– Караванный стал площадкой для разговора о патриотическом воспитании школьников не случайно, – поясняет глава Оренбургского района Василий Шмарин. – Уже 10 лет в здешней школе работают кадетские классы казачьей направленности, всего по району 46 кадетских классов, в которых занимаются более тысячи ребят.
Возражений нет
Из храма все переходят к обелиску павшим в годы Великой Отечественной войны для возложения цветов и торжественной церемонии вступления в казаки.
– Казачьи традиции не просто живут, они поддерживаются молодым поколением, а значит, будут и казачья доблесть, и вера – всё то, что можно привить только с детства. Это бесценный опыт Оренбуржья, – подчеркнула вице-губернатор – заместитель председателя правительства области по внутренней политике Вера Баширова.
Как пояснила директор Караванной средней школы Юлия Абрамова, в отличие, например, от Оренбурга, где из разных классов добровольцы объединяются в кадетский класс, в Караванном кадетским становится весь класс целиком.
– Возражений не было ни от родителей, ни от учеников, – говорит Юлия Владимировна. – В селе не так много развлечений, а у кадет насыщенная, интересная жизнь, разностороннее развитие: физическая, строевая и военная подготовка, уроки хореографии, вокала – всё бесплатно. К тому же кадеты обеспечиваются военной формой и субсидиями на школьное питание. Многие посещают воскресную приходскую школу.
Едва стих казачий гимн, кадеты первого взвода умчались на полосу препятствий – тут уже создана обстановка, приближённая к военной: дымят шашки, а ребята ловко перемахивают через преграды, бросают нож, стреляют по мишени. Кирилл Марёнин, Алёша Рогов… За бравыми парнями восхищённо наблюдают малыши-восьмилетки – прокадеты.
Уметь взбираться на стену и метать гранаты из окопа – дело нужное, но сегодняшние войны ведутся по иному принципу: они гибридные, информационные, идеологические, здесь поле битвы – умы и сердца людей. Вот почему все педагоги сходятся в одном: чтобы побеждать в новых условиях, детей прежде всего нужно учить думать.
Компетентно
Регина Хрусталёва, доцент кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета:
– Кадетские классы – хороший пример внеурочной деятельности, объединяющей ребят в полноценный коллектив, потому что не каждый класс – это коллектив. У коллектива должна быть общая цель, общая деятельность, а в учебном процессе каждый за себя – сам сдаёт экзамен, получает оценку. А задача учителя – не путать и не отождествлять познавательные успехи ребёнка с его личностью.
Алексей Каменский, директор Санкт-Петербургского лицея информационных технологий № 590:
– Военная тематика сейчас набирает популярность, и в связи с этим я бы посоветовал отличать патриотизм от ура-патриотизма. Коллектив можно превратить в инструмент насилия, а можно получать от него радость. Я убеждён, что полноценное развитие индивидуальности происходит только в коллективе. Окружающие люди – наши зеркала.