Аплодисменты, аплодисменты!

Ими заканчивается каждый спектакль. Зритель довольный или задумчивый, бывает, рассерженный, покидает зал. А завтра другая постановка. Актёры выходят на сцену и с той же страстью, иронией или драматизмом переживают новые жизни. И так 160 лет…

Главный режиссёр Оренбургского драматического театра Рифкат Исрафилов не замечает в этом чего-то необычного, он знает о театральной кухне больше других, ведь видит своих актёров с двух сторон: из зала и из-за кулис.

 – Рифкат Вакилович, более полутора веков назад нашему театру жилось совсем несладко. Постановки ставили приезжие антрепренёры, своего помещения не было. Современники тогда отмечали: «Содержать театр в Оренбурге – вещь мудрёная – то антрепренёр сбежит из-за долгов, то артисты, бывало, разбредутся, то город поскупится на субсидии». Сегодня вам это о чём-то напоминает?

 Нынешнее состояние во всех отношениях другое. После реконструкции работать – одно удовольствие. Театр преобразился, в нашем распоряжении многофункциональная сцена, созданы условия для актёров. После ремонта губернатор сказал: «Мы вам сдаём театр, а вы должны наполнить его содержанием». Ведь каким бы ни было красивым здание, но если творчество на низком уровне, востребованности и зрительских симпатий ожидать не приходится. Сегодня у нас, думаю, достаточно сильный коллектив, в труппе вместе со студентами – 56 актёров. Разнообразен и репертуар, в течение года идут более 20 спектаклей.

 – Свои юбилейные мероприятия вы уже начали, причём за пределами области.

– Да, наши выступления в Казани и Уфе были посвящены 160-летию театра. Гастроли – это фактическая проверка творческого состояния коллектива. У чужого зрителя другое восприятие, он более требовательный, свой-то иногда может какие-то недостатки простить. Гастроли прошли очень удачно. Мы ставили достаточно сложные спектакли – «Грибного царя», проверенную временем «Свадьбу в Малиновке». Но особенный интерес зрители проявили к Шукшину. На спектакль приходило много интеллигенции, писатели Татарстана, дали очень высокую оценку пьесе «Милые люди». Шукшин всегда был в нашем репертуаре: «Энергичные люди», «До третьих петухов». Это наша классика.

– Что является определяющим, когда вы формируете репертуар?

– На первом месте, конечно, классика: Чехов, Островский. Учитываем прежде всего менталитет зрителя.

Как-то Анатолий Васильевич Эфрос рассказывал о выступлениях на Дальнем Востоке. На его замечательные спектакли в столице попасть невозможно, а приехали на гастроли – залы полупустые. В каждом регионе есть свои сложившиеся духовные традиции, запрос на определённую драматургию.

Учитывается и актёрский состав. Разве можно поставить, скажем, «Ричарда III», если у тебя на эту роль никого нет. Я к этой трагедии готовился очень долго и принял решение о постановке, когда увидел, что Олег Ханов может сыграть. И он сыграл замечательно, и за эту роль получил самую престижную театральную премию имени Станиславского.

Есть при составлении репертуара и более прозаические причины – надо занять актёров.

Естественно, всегда ждём, что вот завтра кто-то напишет интересное произведение на современные темы. Это всегда у нас идёт вне конкуренции.

– В 1889 году в оренбургском театре была впервые поставлена чеховская «Чайка», и только через несколько месяцев Станиславский представил эту пьесу на московской сцене. Бывает сегодня такое, что именно провинциальный театр открывает что-то для столицы, а не наоборот?

– Бывает, конечно. Например, «Северный ветер» Якимова мы поставили одними из первых. Наш вариант шукшинских «Милых людей» Григорий Заславский – ведущий театральный критик – очень высоко оценил и сказал, что он смотрится гораздо актуальнее московских постановок. Рассматриваем пьесу молодой поэтессы из Якутии «По краю» – о нынешних проблемах молодёжи. Очень острая, динамичная вещь. Если удастся поставить – это будет первая постановка в России.

– Я сказал сейчас «провинциальный театр» и подумал, есть ли в наше время у него какие-то особенности? Теперь столичные труппы у нас не редкие гости, приезжают режиссёры из Москвы и других крупных регионов и ставят свои постановки. Вы со своей труппой ездите с гастролями в Москву, участвуете во многих всероссийских театральных фестивалях.

– Я в московских театрах ставил два спектакля и в работе с артистами разницы никакой не увидел. Хотя, конечно, лучшие актёрские силы в Москве и Санкт-Петербурге. Тут спора нет.

– Среди которых есть и оренбургские артисты.

– Да, там много земляков. Наши выпускники даже работают в московских театрах. Это отрадное явление. Талантливый человек всегда стремится в гущу событий. Соревноваться со столичными театрами мы не собираемся. Но вот одно сравнение: «Ричард III» наш и столичный. Григорий Заславский, о котором я уже упоминал, говорит, что оренбургский более выигрышный. Много спорных моментов. В Москве переферийных театров тоже достаточно.

Иногда в провинции ставят такой силы спектакль, какой редко увидишь на столичной сцене. Главное, в душе ты не должен быть провинциальным. Мышление не должно быть провинциальным. Всё зависит от творческого потенциала коллектива и лидера.

– Творческий потенциал оренбургского драматического театра как вы сегодня оцените?

– Мне самому судить, наверно, неловко. Но я считаю, что потенциал нашего коллектива неслабый. Если мы смогли осилить самое сложное произведение Шекспира, это уже говорит о многом. Я не себя имею в виду, у нас есть замечательные артисты старшего поколения: Андрей Лещенко, Зинаида Карпович, Надежда Величко, Александр Папыкин, Владимир Бухаров. Более молодые – Борис Круглов, Сергей Кунин, Сергей Тыщенко, Алсу Шамсутдинова. И молодёжь сегодня работает наравне с корифеями театра. Нет видимого отрыва от опытных актёров.

– Вот, кстати, о молодёжи. Слышал утверждение, что Исрафилов хочет построить молодёжный театр. Насколько это соответствует действительности? В последние годы на сцене действительно появилось много довольно юных лиц.

– То, что кто-то так говорит, слава богу, и спасибо им за это. Молодёжь – это будущее театра. После просмотра нашего спектакля «А зори здесь тихие» Михаил Ульянов с некоторой грустью сказал: «Сколько у вас молодых актёров! Как я вам завидую». Когда я приехал в 1997 году в Оренбург, перед руководством поставил первый вопрос о необходимости открыть театральный факультет в Институте искусств. Без этого мы ничего бы не смогли сделать. То, что молодёжь сегодня показывает, завоёвывает признание зрителей. Те же «А зори здесь тихие» уже 10 лет с успехом идут на сцене, и не только ко Дню Победы. На фестивале в Вологде из рук Марлена Хуциева за эту постановку мы получили Гран-при, а там ведь были и столичные, и санкт-петербургские театры. Речь должна идти не о строительстве молодёжного, а лучшего профессионального театра, в котором найдут своё место актёры разных поколений.

– Рифкат Вакилович, кроме постановки современной пьесы «На краю», какие задумки есть ещё?

– Будут поставлены и современные, и классические произведения. Думаю пригласить новых талантливых режиссёров. Вот только очень удачно закончил постановку «Вальса одиноких» Семён Злотников. Замечательно идут «Васса Железнова» в постановке Сергея Яшина, «Бешеные деньги» режиссёра Валерия Кове. Я стараюсь приглашать режиссёров, понимающих, что такое психологический театр. А не тех, кого мы называем «колхозным авангардом», которые делают из классики что угодно. Я не ругаю их сейчас, хотя всегда остаюсь при своём мнении: для того чтобы подняться на высокий уровень, очень много надо трудиться, а не подминать под себя, к примеру, Антона Павловича Чехова. Это невозможно, потому что он – мыслитель эпохи, и, прежде чем браться за его пьесы, нужно дойти до уровня его мышления.

– У меня как раз был вопрос о приглашённых режиссёрах. С какой целью вы это делаете? Нет ли чувства ревности, когда вы сидите на премьере и чувствуете, что зритель на ура воспринимает их спектакль.

– Ревности у настоящего художника не должно быть. А я думаю, что я художник неплохой. Это мой театр, и я приглашаю режиссёров со стороны специально, чтобы через их руки прошли наши артисты. Хочу, чтобы пьесы в нашем театре ставили лучшие режиссёры. Но таких становится всё меньше и меньше. Чем больше талантливых режиссёров будет работать у нас, тем лучше театру. Конечно, зрители аплодируют им, но ведь на сцене-то мои актёры.

– В продолжение темы ревности. Как вы относитесь, что ваши актёры реализуют себя и на других площадках: на телевидении, радио, в рекламе?

– Все артисты работают где-то ещё, не могу запретить. Заработная плата, к сожалению, не даёт им возможности полноценно содержать семью. Это не только у нас, вся Москва бегает с места на место – такова судьба артиста. Многие театры сейчас в бедственном положении. Как только начинается кризис, его первыми на себе чувствуют культура и искусство. Хотя вот в Екатеринбургском театре артисты получают зарплату по сто тысяч рублей. Слава богу, нас власти тоже не забывают. Мы не богатые, но и не бедные. Как бы ни было трудно,

большие культурные мероприятия остались. Послезавтра открывается международный фестиваль «Гостиный двор». Это не только важное и хлопотное мероприятие, но и затратное. Приедут коллективы из Астаны и Баку, Симферополя и Москвы, своё творчество представят национальные театры, наши региональные – Орский и Бугурусланский, для театралов будет настоящий праздник.

– Рифкат Вакилович, такой вопрос, может быть, на него у вас и нет ответа: какая ваша мечта не сбылась?

– На этот вопрос когда-то ответил Чехов: «Через триста – четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна». Имелось ввиду, что люди будут воспитанные, интеллигентные… Я почти не хожу на базар, потому что всё время встречаю грубость и бескультурье. Чехов называл это агрессивным хамством. Тому есть множество причин, конечно. Думаю, все мечтают о более совершенном обществе.

– Не знаю, попадают ли вечером эти люди в театр. Наверно, иные и попадают, но кто сегодня ваш зритель?

– К счастью, те, о ком я говорил, к нам не приходят. В Оренбуржье есть свои зрительские традиции. Оренбург всегда был центром культуры, кстати, не только русской, но и других национальностей. Эта аура оренбургской культуры сохраняется до сих пор. Хотите не хотите, но хорошие традиции остались.

 

Интересно что

В этом году отмечается не только 160-летие оренбургского драматического театра. В самой труппе много юбиляров. В январе поздравляли заслуженного артиста РФ Александра Папыкина, на очереди юбилей директора театра Павла Церемпилова, главного режиссёра и художественного руководителя Рифката Исрафилова, актёров – Сергея Тыщенко и Бориса Круглова.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top