Приехали. Автобусная обстановка

В областном центре появляются новые автобусы, а транспортной концепции до сих пор нет.

Перевозчики Оренбурга, как и обещали губернатору, инвестировали в покупку новых автобусов и развитие своего сегмента рынка порядка 400 миллионов рублей. Вполне возможно, это рекордная инвестиция в реальный сектор экономики города в нынешнем году. Частные маршрутные перевозки – рынок, который не берёт ни рубля бюджетных денег, зато постоянно пополняет налогами казну. На этой неделе прибудут 10 новых маршрутных автобусов, которые запускает в рейсы Ассоциация перевозчиков Оренбурга. Они совершенно новой модели: низкопольные, вместительные, работают на метане и даже с кондиционером. Насколько рискованным оказалось вложение таких средств? Единственная гарантия – слова губернатора и его желание видеть порядок на улицах региональной столицы.

Чуть что – за монтировку

История рынка пассажирских перевозок в Оренбурге началась внезапно. Перестроечная суровая реальность: лифты в домах работают только днём, не все улицы освещены, предприятия закрываются одно за другим, зарплаты выдаются в лучшем случае через раз. До работы проще пешком дойти, чем дождаться общественного транспорта, который просто нечем заправлять. В 1996 году мэр Геннадий Донковцев выступает по телевидению с призывом выехать на маршруты всем, у кого есть автобусы, чтобы спасти город от транспортного коллапса. И частники откликнулись.

Как и многие сферы новой экономической реальности, некоторое время рынок был диким. Первым откликнувшимся частникам город отдавал по пять маршрутов на один автобус. Где нравится, там и езжай. Однако уже через пару-тройку лет, к началу нулевых, наступил хаос. Количество автобусов на маршрутах в пять раз превышало объективную потребность Оренбурга. Состояние этих «ржавых вёдер» вызывало ужас. Некоторые предприниматели, прельстившись новым бизнесом, скупали где можно за копейки списанную технику, наскоро ремонтировали и выпускали на маршрут. Новых машин – единицы, зато новые маршруты возникали стихийно и часто.

Естественно, при такой конкуренции полетели искры. Рынок попытался захватить криминал, который решал, кому и за сколько можно выезжать на маршруты. На конечных остановках то и дело вспыхивали потасовки водителей, периодически горели автобусы.

Когда маленькие побеждают больших

Предъявить горожанам и бизнесу свою волю городская администрация пыталась. Некоторые попытки можно даже назвать смелыми. Сохранить муниципальный транспорт городская власть была просто обязана, поскольку стихийный рынок частных перевозок становился плохо управляемым, оставаясь при этом чрезвычайно социальным. История о том, как в Оренбурге появились огромные «аутосаны» в начале 2000-х, была популярной темой для журналистских расследований. Город взял непомерных размеров кредит, который не смог выплатить. «Аутосаны», нещадно коптя, ездили по городу недолго. Часто ломались, а покупать запчасти было не на что.

Потом и вовсе оказались в частных руках. Суды горадминистрации с кредиторами долго шли в Екатеринбурге. Когда мэром города стал Юрий Мищеряков, он вынужден был признать, что многих документов просто не могут найти. Возможно, какие-то суммы были выведены из бюджета. Так что эксперимент по внедрению в городе вместительного пассажирского маршрутного транспорта с треском провалился. Параллельно шёл процесс самоорганизации у частников. Когда разборки крыш и драки превратились в рутину, всем стало понятно, что нужны общие правила для всех. На каждом маршруте частники выбирали бригадиров, и те стали первыми отраслевыми дипломатами: решали вопросы между собой и договаривались с администрацией. Так что нулевые можно считать точкой отсчёта в выздоровлении отрасли после чумы 1990-х.

Ремиссия и новый приступ

Попыток захвата и передела рынка пассажирских перевозок за последние два десятка лет было множество. Их не только пережили, но даже смогли привести в порядок стихийность отношений с исполнительной и законодательной властью. Научились договариваться. Город со своей стороны разработал прозрачные правила игры, маршрутную сеть, объявил условия конкурса, понятные всем. Победить могли только те, кто закупал новые автобусы. В Оренбурге появилось 800 новых ПАЗов. Появилась единая диспетчерская служба, общественный транспорт перешёл на использование ГЛОНАСС.

У муниципалитета появилась возможность полностью контролировать работу общественного транспорта, а у бизнеса – работать без стресса. Очередной этап формирования отношений, конкурсов и лицензирования должен был состояться в 2018 – 2020 годах, но… Вместо того чтобы повторить опыт успешных переговоров и совместной работы, администрация Евгения Арапова, вероятно, решила повторить опыт покупки «аутосанов» с последующим финансовым крахом муниципального предприятия.

Маленькая, но очень дерзка группа предпринимателей решила захватить рынок пассажирских перевозок и заручилась поддержкой некоторых представителей городской администрации из команды Евгения Арапова. Из мэрии уволили «начальника транспортного цеха» Максима Фазуллина, которому удалось стабилизировать отношения с частниками.

Идея захватчиков была проста – отдать 75 процентов рынка одному предприятию, которое на своё усмотрение выбирает нескольких партнёров. Прочие перевозчики попросту уходят с рынка. На бюджетные деньги покупаются новые большие автобусы. Чтобы хоть как-то приблизить окупаемость больших автобусов, было предложено сделать другую маршрутную сеть, увеличить интервалы движения.

Жители Оренбурга про попытку передела рынка узнали из СМИ. Пожалуй, это было самым неприятным явлением кампании. Плотный информационный поток ничего не объяснял про состояние и экономику отрасли. Оренбуржцам просто внушалось, что на дороге работают хамы и возят людей на «ржавых вёдрах». Людей просто злили. В самый разгар кампании случилось непредвиденное: сначала за решёткой оказался мэр Евгений Арапов, а потом в регионе сменился губернатор. Непредсказуемый поворот событий на полгода подвесил ситуацию.

Наукоёмкие пазики

Всем, кто пытается зайти на рынок пассажирских перевозок, и тем, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, нужно помнить, что это очень сложная, наукоёмкая отрасль. Чтобы быть достаточно компетентным в этом, нужно высшее образование, а лучше сразу два. Чтобы рассчитать рентабельность только одного маршрута, нужно знать стоимость машины, топлива, пассажиропоток. При этом помнить про амортизацию, нормативы, тарифы, социальную политику, трудовой и налоговый кодексы.

Не совсем стандартный набор для бизнеса. Здесь не только финансы. Здесь профессиональная специфика. Никто не сможет работать стоматологом, пока не получит специализированное образование. Просто купить такой диплом не получится. Аналогично с транспортом: рассчитать реальный тариф при определённом количестве транспортной работы может только профессионал, и над формированием транспортной сети работает как минимум одна кафедра института. Тариф при определённой транспортной работе рассчитывается по формуле, которую разработал Минтранс России. Согласно этой формуле, для Оренбурга, конечно, можно ввести большие вместительные автобусы. Только при этом нужно будет сильно увеличивать либо тариф, либо интервал движения. То есть 60 процентов оренбуржцев, которые сегодня ездят на общественном транспорте, будут мёрзнуть на остановках по 40 минут, а потом ещё и платить в два раза больше, чем сейчас.

Есть другой выход – субсидирование из бюджета. Если город твёрдо решил, что ему нужны вместительные автобусы с интервалом движения в 3 – 5 минут, то предпринимателям нужно субсидировать расходы, которые точно превысят доход. На городском бюджете держится весь общественный транспорт Европы, например. И там проезд для горожан чаще всего бесплатный.

Нормальное партнёрство

Поводом для этой публикации, конечно, стала покупка новых автобусов Ассоциацией перевозчиков. Событие незаурядное. Пока в городской администрации идёт формирование новой команды, городу и бизнесу живётся очень трудно. Чиновники меняются часто и не всегда тихо. К некоторым есть большие претензии у правоохранительных органов, некоторые сами в суд подают. Уже второго начальника управления пассажирского транспорта пытается «уволить» прокуратура.

Транспортной концепции, которую хотели поменять, нет до сих пор, как нет и новых условий конкурсов. Исполнительный орган лихорадит, и это точно не на пользу городу. Тем не менее Ассоциация показывает свою полную готовность работать даже в этих непростых условиях. Маршрутные автобусы по-прежнему ходят часто, безналичный расчёт доступен на любом маршруте, на жалобы пассажиров перевозчики отвечают во всех доступных средствах коммуникации. То есть Ассоциация показывает себя как полноценный партнёр, которому можно доверить работу в трудный момент. Никто не сомневается, что команда будет сформирована в ближайшем будущем. И всё говорит о том, что при новом главе региона это будет команда, владеющая современными методами работы. Соответственно, сейчас самое время искать надёжных партнёров для нормальной работы.

Десять таких уникальных красавцев, купленных Ассоциацией перевозчиков Оренбурга, выходят на городские маршруты уже со следующей недели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: