Повод разгуляться

Новый год – добрый семейный праздник, понятный представителям каждой  из 126 национальностей, живущих в Оренбургской области

Ёлка, мандарины, шампанское, подарки… Это новогодняя классика, а в нашем многонациональном регионе есть и свои праздничные особенности, обычаи,  идущие из древности.

Насмешить и испугать

Новый год оренбургская мордва празднует «как все». Жительница Шахматовки Бузулукского района 84-летняя Мария Елаева, хранительница мордовской культуры, не смогла припомнить национальных отличий, кроме разве что блюд национальной кухни на новогоднем столе.

– В прежние времена в здешних местах возникали трудности найти ёлку, – рассказывает Мария Михайловна. – Есть воспоминания местного краеведа Алексея Задорожного, который описывает, как 12 мордовских мужчин на быках отправились за ёлками к Новому году, проехали 5 километров, да ни одной не нашли (хвойные посадки стали появляться уже после войны). Пришлось рубить и наряжать обычные осины да берёзы. Украшениями служили фигурки зверушек, выпекаемые из теста.

Зато старый Новый год оренбургская мордва, особенно молодёжь, отмечала весьма специфично. В этот период дозволялось переодеваться в животных, можно было надеть шубу шиворот-навыворот, все друг друга смешили и старались напугать. В тыкве вырезали глаза и рот, а внутрь вставляли горящую паклю и подносили к окнам, чтобы переполошить хозяев. Не считалось хулиганством, например, измазать дёгтем ворота какой-нибудь сварливой бабульки или написать золой на воротах имена влюблённых.

– Помню впечатления своего детства, – рассказывает Антонина Басканова, руководитель фольклорного мордовского коллектива «Наряд». – Бывало, если девушка нравится парню, он рассыпает золу от её дома к своему.

На дорогу каждый выносил доски, брёвна, солому, что угодно, чтобы перегородить проезд. Считалось, что так преграждается путь тёмным силам, злым духам, чтобы всё плохое осталось в старом году. Солому поджигали, по всему селу горели такие костры.

Пожелания за оплатку

У оренбургских поляков Новый год – без Деда Мороза и Снегурочки. Да и сам Новый год – праздник не столь важный, как Рождество, которое отмечается 25 декабря, именно на Рождество дети в польских семьях находят под ёлкой подарки, которые им принёс святой Николай.

– Большинство оренбургских поляков – католики, – рассказывает председатель правления Оренбургского центра польской культуры «Вавель» Лариса Курзина. – 24 декабря мы отмечаем Сочельник. Вся семья собирается за праздничным столом, накрытым белой скатертью. Под скатерть обязательно прячется клочок сена, чтобы будущий год был урожайным. Глава семьи произносит молитву, а затем все обмениваются оплатками – это постный хлеб, выпеченный листами. Каждый подходит, говорит добрые пожелания и отламывает кусочек оплатки (их мы раздаём в костёле перед Рождеством).

По словам Ларисы Леоновны, на рождественском столе должно быть не менее 12 постных блюд, а мясные блюда можно есть уже после наступления полуночи. Как правило, поляки идут на ночную службу в костёл, а потом продолжают праздновать дома. За столом оставляют одно место свободным – для нежданного гостя.

Кланяясь предкам

Для оренбургских корейцев Новый год наступает дважды: один раз по привычному нам григорианскому календарю, другой – по лунному (восточному).

– Лунный Новый год называют Соллаль, в 2020 году он придётся на 25 января. В последнее время о лунном Новом годе иной раз забываю, и он проходит как обычный рабочий день, – рассказывает Галина Ким, доцент кафедры истории ОГУ. – А были времена, оренбургские корейцы несколько лет подряд на Соллаль собирались в кафе, где готовят блюда национальной кухни. Сейчас и кафе того нет, и вообще мало кто строго следует канонам, по которым отмечали Новый год наши далёкие предки. Смысл Соллаля – чтобы вся семья собралась вместе и отдала дань уважения четырём поколениям почивших родственников. Для них готовят ритуальный стол: с восточной стороны ставят рыбные блюда, с западной – мясные, в центр – фрукты, рис, суп… Распоряжается обрядом глава семьи или старший по возрасту мужчина. Наливает в чаши вино, к овощным и мясным блюдам кладёт палочки, к супу – ложки.

Затем все присутствующие, рассаженные за столом по старшинству, отвешивают поклоны. Считается, что в этот день в доме незримо присутствуют умершие родственники, а живые должны оказать им уважение и хорошо угостить. После этой церемонии жертвенный стол убирают и принимаются за общую трапезу. 

С чистого листа

Оренбургские армяне тоже встречают Новый год два раза: вместе со всеми в полночь с  31 декабря на 1 января и ровно через час, когда Новый год наступает в Армении. Вообще же, в древности армянский народ отмечал Новый год 21 марта, когда прославлялось пробуждение природы. Потом в 2492 году до нашей эры народ освободился от тирана, и Новым годом (Навасард) стало считаться  11 августа.

– Современные армяне знают об этих праздниках, но фактически отмечают только общий со всеми Новый год по григорианскому календарю, – говорит директор Оренбургского областного фонда армянской культуры «Терьян» Геворг Саркисян. – А вот Рождество Христово мы празднуем на сутки раньше православных: с 5 на 6 января.

В конце декабря армяне проводят в домах генеральную уборку, чтоб в Новый год войти чистым во всех отношениях. И после того, как накрыт праздничный стол, в ожидании боя курантов нужно переодеться. Раньше одевались в национальные костюмы. Теперь же просто во что-то модное и красивое.

На новогоднем столе современных оренбургских армян обязательно стоит аханц – обжаренная крупа, которую специально привозят из Армении как символ достатка, а также по древней традиции включаются продукты, названия которых начинаются с буквы «н»: приправа нгатзахик, нур (гранат), нуш (миндаль)… После застолья армяне танцуют исключительно свои национальные танцы. 1 января и во все последующие дни длинных выходных принято навещать многочисленную родню. Первый визит наносится самому старшему члену семьи.

Надежда и трепет

Для оренбургских евреев зимние праздники начались ещё вечером 22 декабря – с Хануки. Многие воспринимают её как «еврейское Рождество», но это неправильно. Праздник Ханука длится 8 дней и посвящён чуду, происшедшему при освящении Второго иудейского храма в  164 году до нашей эры. Это было время, когда Иерусалим только освободился от завоевателей. Несмотря на то что масла в храмовом светильнике (меноре) оставалось не более чем на сутки, его решено было зажечь, и случилось чудо: огонь горел все необходимые 8 дней.

– В течение восьми дней в синагогах читается молитва, а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник – ханукию, в который наливают оливковое масло, – рассказывает председатель совета Оренбургской еврейской национально-культурной автономии Ирина Сунцова. – В последние десятилетия возникла традиция устанавливать большие ханукии на площадях городов. В Оренбурге на улице Советской в районе драмтеатра уже несколько лет на Хануку зажигают ледяную ханукальную менору. В этом году она выше 4 метров – самая большая в мире!

Ханука – праздник весёлый. В эти дни приняты обильные трапезы с песнями и воспоминаниями о чудесах, которые Всевышний совершил для предков, в этот период поститься и оплакивать умерших запрещено. Что касается Нового года, то его (Рош ха-Шана – голова года) оренбургские евреи отмечают осенью, в этом году 29 сентября наступил 5780 год по еврейскому календарю. Праздновать принято два дня.

Во время утреннего собрания в синагоге трубят в бараний рог – шофар, звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах. Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве.

С Рош ха-Шана начинается десятидневный период – Дни трепета, которые завершаются Йом-Кипуром, когда Всевышний утверждает судьбу человека на ближайший год. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб в мёд, чтобы наступающий год был сладким. На новогоднем еврейском столе присутствуют рыбья голова, гранат, который содержит  613 зёрен – по числу заповедей в иудаизме, блюда из моркови, свёклы и других плодов, названия которых на иврите или идише ассоциируются с хорошими событиями.

Календарный Новый год по григорианскому календарю религиозные оренбургские евреи не отмечают либо отмечают символически.

Требую продолжения банкета!

Верующие немцы в Новый год тоже отдают дань общероссийской традиции чисто символически. Широко и весело, с ёлкой и подарками они празднуют Рождество 25 декабря. Так же поступают и соблюдающие все религиозные правила русские. В новогоднюю ночь постятся, а настоящее торжество откладывают до Рождества Христова, 7 января.

Мусульманские народы, по древней традиции, Новым годом считают Навруз – день весеннего равноденствия и широко его отмечают. Тем не менее, не прочь повеселиться вместе со всеми и у наряженной ёлочки в ночь на 1 января. В конце концов, Новый год – просто добрый семейный праздник, понятный и любимый.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top