Не так давно в селе Тукай Александровского района появилась мечеть. Сейчас это местный духовный центр.
В старинное татарское село на служение и постоянное место жительства прибыл выпускник оренбургского медресе «Хусаиния» Салават хазрат Габзалилов.
Его община состоит в основном из пожилого населения. Молодёжь в мечеть не спешит – все заняты своими делами, хозяйством, семьёй.
– Когда я только приехал, в мечеть ходили два-три человека. Сейчас больше полусотни, – начинает свой рассказ Салават хазрат. – Детей собираем в летний лагерь на десять дней, где они получают религиозные знания и отдыхают. После окончания смены организовываем для ребят какую-нибудь познавательную поездку. Например, в прошлом году мы ездили в село Мустафино Шарлыкского района, на родину Мусы Джалиля.
Также при мечети действуют курсы для взрослых, где они изучают историю ислама и молитвенные правила.
Татарский народ по своей сути религиозен. Но те знания, которые были у наших бабушек и дедушек из советского времени, недостаточны и не всегда верные. После наших занятий меняются взрослые, по-другому смотрят на них дети. Например, как отец и мать пять раз в день совершают намаз. Сначала пробуждается любопытство. А потом они усваивают это. Взрослые ещё и объясняют им, что, зачем и почему.
Ислам сейчас хотят очернить, показывают мусульман террористами и убийцами. На самом деле ислам – это религия, где убийство и всё, что причиняет вред другому человеку, запрещено. Когда начинаешь разъяснять, многие впервые об этом слышат. Но потом понимают, соглашаются.
Главной задачей Салават хазрат, как священнослужитель, считает напоминание татарам об их истории, чтобы они знали, откуда появились, какие имеют культурные ценности и как это связано с исламом.
В селе особенно сильно проявляются крепкие общинные связи. Вот почему в Тукае так спокойно. Жители даже двери не закрывают, потому что знают, никто не зайдёт и ничего не украдёт. После открытия мечети тукайцы отмечают, что стало меньше пьющих.
Порой люди приходят в мечеть с вопросами, на которые иногда сложно дать ответ. Например, как-то одна женщина спросила, можно ли ей самой зарезать курицу? Муж умер, дети уехали в город.
Салават хазрат не знал, что ответить. Дело в том, что в Коране об этом не написано. Да он и не знал весь Коран так, как его знают учёные. Тогда позвонил муфтию. Тот ответил: «В Коране это не запрещается и не разрешается. Но является для женщины нежелательным. Лучше попросить кого-то из соседей-мужчин. Но от безвыходности можно зарезать курицу и самой женщине. Греха не будет».
Или вот ещё. Приходят верующие и говорят: «Кладбище находится за мостом. А умершего через мост переносить нельзя. Как быть?» Снова Салават хазрат открывает книгу, советуется с муфтием и выясняет, что запрета на это нет. Такой ответ и даёт людям. Похороны проходят как обычно.
Но больше вопросов возникает к прихожанам, потому что религию они представляют так, как им донесли их бабушки и дедушки. Среди них были единицы, кто хорошо понимал ислам. Из-за этого возникало и возникает непонимание.
Салават хазрат задаёт такие вопросы, чтобы услышать что-то и от прихожан. Иногда беседа проходит в виде викторины, кто-то знает больше, кто-то меньше. Пробуждается интерес к Священному писанию, идёт мыслительный процесс.
Религиозная жизнь постепенно оказывает своё благотворное влияние на сознание людей. Одна из обязанностей мусульманина – совершить хадж. Пока из Тукая никто в Мекке не был.
– Посещение Мекки для нас, россиян, дорогое удовольствие, – объясняет Салават хазрат. – У каждого свои сложности: здоровье, денежный вопрос. Если нет того или другого, то совершать хадж не обязательно. Если всё в наличии, нужно ехать. Сам я в будущем тоже постараюсь поехать с семьёй.
Есть, правда, специальные фонды, которые помогают совершать хадж почти бесплатно. В Оренбурге у меня был друг. Он просто подал заявку, её рассмотрели и предоставили путёвку – за него заплатил некий благотворитель.
Пути в Мекку существуют самые разные. Кто-то на мотоцикле отправляется, кто-то пешком. Не так давно один пожилой дагестанец доехал до Мекки на велосипеде за четыре месяца. Местный шейх уговаривал продать велосипед в его частный музей, обещал отправить домой на личном самолёте и дать в придачу миллион. Тот дедушка отказался.
Это уровень веры человека. Не для славы и денег он проделал такой путь в Мекку. Не для музея рисковал жизнью. Раньше, кстати, те, кто уходил в хадж, прощались с родными, потому что понимали, оттуда могут уже не вернуться.
Я считаю так. Если у человека есть искреннее желание попасть в Мекку, надо что-то для этого сделать самому, приложить усилия. Поселить в сердце любовь к Всевышнему, а он укажет путь.
Инна Ломанцова
«Когда я окончил медресе, то думал, что знаю всё. А когда приехал в Тукай, понял, что не знаю ничего. У людей возникают такие вопросы, что иногда даже муфтии не могут найти ответа».