С момента крупного крестьянского восстания в Орском уезде прошло 100 лет.
В конце ноября 1920 года вспыхнуло восстание, не имевшее равных на Южном Урале ни по размаху, ни по числу жертв.
До последнего зёрнышка
Главной причиной ожесточения народа послужило то, что продовольствие изымалось у крестьян фактически бесплатно, причём не только излишки, но часто семенной фонд, весь хлеб до последнего зёрнышка. Восстание в Орском уезде стало самоотверженной попыткой крестьян предотвратить голод в условиях продовольственной развёрстки.
Предпосылки восстания видны в документах Орского военного комиссариата 1919 года. В приказе № 352 от 16 октября сказано, что «В Орский уездный исполком ежедневно является масса граждан со всевозможными заявлениями на незаконные действия воинских частей, из которых красноармейцы произвольно, без ведома граждан и совдепов, забирают на полях стога и омёты сена, скирды необмолоченного хлеба, рогатый молочный скот и т. п.».
Через год обстановка в Орском уезде стала катастрофической. Продотряды вывозили хлеб на ссыпные пункты, обрекая крестьянские семьи на голодную смерть. Отчаявшиеся крестьяне, многие из них бывшие фронтовики, были вынуждены взяться за оружие.
18 ноября 1920 года начались волнения в селе Чукари-Ивановка (ныне Кувандыкского городского округа). Повстанцы – люди зрелого возраста, отцы семейств. Уцелевшие в жестоких сражениях Первой мировой войны, воинской доблестью заслужившие высокие чины и награды Михаил Кофейников и Корнилий Крыгин возглавили восстание. Восставшие взяли власть в селе в свои руки, арестовали, а затем расстреляли продармейцев. Постепенно восстание перекинулось на другие хутора и сёла, соседние волости и территорию Башкирии.
26 ноября восстало население села Сара. Здесь было самое массовое и организованное выступление. Продразвёрстка предполагалась в 76 тысяч пудов зерна, столько у крестьян не было.
«Я только знал, что восстание это всецело не было направлено для свержения власти, а только для того, чтобы не дать последний хлеб», – свидетельствовал Николай Минжулин, хлебопашец из посёлка Каратальского, член Саринского волисполкома.
В агитотделе Сары работали начальник почты Севастьянов, учителя и работники культуры: Захаров, Пашков, Кочетков, Кадошникова, Григорьева, Самохина. Они переписывали воззвания к солдатам-красноармейцам, населению, труженикам Башкирии и казакам.
«Граждане! Кризис продовольствия ставит тружеников-крестьян в безвыходное положение по отношению к дальнейшему жизненному существованию, и перед нами в настоящее время стоит один вопрос: или жить, или у мереть, так как отсутствие продовольствия и разорение крестьянских хозяйств грозит вам, граждане, неминуемую голодную смерть. <…>
Посему Революционный комитет с. Сара обращается ко всем гражданам Саринской волости выступить всем от мала до велика на защиту своих собственных прав и освобождения себя от ига насильников трудящихся.
Об организации помощи восставшим сообщать по адресу: с. Сара, Революционный комитет».
Повстанцы разоружили волисполком и работавших там коммунистов, избрали новые сельский совет и волостной исполком, захватили станции Сара и Блява, разобрали железнодорожный путь, срубили телеграфные столбы.
Выступление саринцев было подавлено 68-й бригадой внутренних сил и регулярными войсками. Однако восстание перекинулось на другие хутора и сёла, соседние волости, территорию Башкирии и разрослось до огромных размеров. У башкир лидером был Хаджи- Ахмет Юмасов.
В январе 1921 года движение повстанцев продолжалось в окрестностях Преображенского Завода (ныне Зилаир, Башкортостан). Для подавления восстания был направлен отряд красноармейцев, позже подошла артиллерия.
При разгроме восстания его участники, рассеянные по степи и загнанные в леса, страдали от жуткого мороза. Повстанцев судили за участие в «зелёной» банде, хотя они объявили себя Крестьянской Армией.
К середине января 1921 года в Преображенском Заводе ревтрибунал приговорил к расстрелу 88 человек, к лишению свободы – 262 человека.
Память вслух
Краевед, преподаватель из Оренбурга Раиса Вострикова на протяжении последних лет тщательно изучает архивные документы по крестьянскому восстанию. Всё, что происходило в Орском уезде в 1920 году, ей очень близко, ведь её предки были непосредственными свидетелями и участниками тех событий. Проблема заключалась в том, что в советские годы это восстание было не просто забыто его участниками и живыми свидетелями, а замолчано – из-за страха репрессий.
– Правду об этих кровавых событиях невозможно было говорить в условиях строительства светлого коммунистического будущего. Трагедия крестьян-земледельцев, обречённых продразвёрсткой на голодную смерть, не вписывалась в стройную, гармоничную систему нового общественного строя, – рассказывает Раиса Вострикова.
Эпоха забвения кончилась, открылась информация, ранее помеченная грифом «секретно». По документам, сохранившимся в областном архиве, краевед выяснила, что костяк повстанцев составили коренные жители края, представители старинных династий Преображенского Завода.
Вострикова вспоминает, что самостоятельно браться за исследование архивных документов в больших масштабах было страшно. Такое количество расстрелянных людей, в том числе кадровых военных, участников Первой мировой войны. Но приближался горький юбилей восстания – 90 лет. Она подготовила подробный материал и отнесла в редакцию «Южного Урала». Тогдашний редактор газеты Владимир Никитин заинтересовался темой и подключился к работе. В трёх номерах, с продолжением, вышла развёрнутая статья «Кувандыкский Кронштадт», вызвавшая общественный резонанс.
Автору стали поступать отзывы от потомков восставших крестьян. Судьбу участников саринского восстания Захара Лунёва, отца и сына Копыловых удалось установить благодаря откликнувшемуся из Омской области правнуку Игорю Лунёву. Захар Семёнович Лунёв – из пришлых казаков (переселился из Оренбурга), откуда родом – неизвестно. Неразговорчивый, он говорил о себе только то, что можно было рассказывать. В 30-х годах в Бляве был раскулачен, выгнан вместе с домочадцами из своего дома, который отдали под сельсовет. Купил домик в Саре, где поселился с женой и семьёй младшего сына. В 1937 году его арестовали, сослали в Архангельскую область, где он умер в заключении в 1940 году.
Не лучшим образом сложилась и судьба Якова Копылова, хлебопашца из села Крым. В 1935 году его осудили на два года за отказ сеять пшеницу по госплану. 16 марта 1935 года на заседании президиума Крымского сельсовета Якова Копылова лишили права голоса за участие в «зелёной» банде и приём батраков. Отец Якова Максим также участвовал в «зелёной» банде в Саре, и позже его осудили на 10 лет. Постановлением заседания президиума Крымского сельсовета Яков Копылов, его жена Фёкла, сын Николай, дочь Настасия, малолетние дети Пётр и Григорий были лишены избирательных прав. Отец и сын Копыловых из заключения не вернулись.
Откликнувшиеся потомки в 2011 году в башкирском Зилаире установили памятник участникам крестьянского восстания, многие из которых были здесь расстреляны. В Зилаир тогда съехались оренбуржцы, чтобы почтить память дедов и прадедов. Летом 2016 года под руководством главы сельской администрации Александра Годуленко на месте массовых расстрелов участников восстания был установлен Поклонный крест.
Тема восстания нашла своё отражение в нескольких изданиях оренбургских авторов. В 2013 году при поддержке протоиерея Николая (Стремского) на средства Свято-Троицкой Симеоновой обители посёлка Саракташ вышла в свет книга «Чаша терпения переполнилась». В ней приведён список расстрелянных и погибших в заключении участников восстания. В 2017 году вышла вторая книга – «Не дать последний хлеб». В обе книги включены публикации краеведа Раисы Востриковой, работника областной прокуратуры, занимавшегося реабилитацией участников восстания, Фаниля Ишбулатова, а также начальника отдела культуры администрации Кувандыкского городского округа Виктора Калачёва – по истории родного села Блява, которое находится по соседству с Сарой.
После стольких лет забвения справедливость восторжествовала: имена тех, кого когда-то считали мятежниками, преданы огласке в ином свете, с участников восстания на территории бывшего Орского уезда снято клеймо бандитов. Внуки и правнуки участников тех событий наконец получили возможность знать историю во всей её полноте.