На оренбургском форуме обсудили вопросы наставничества

Большая удача – найти опытного, мудрого и справедливого наставника, который не только даст знания, но и поможет воспитать характер, привьёт человеческие ценности. Об этом шла речь на областном форуме региональной Общественной палаты (ОП) «2023 год – Год педагога и наставника. Шаг к будущему».

Все четыре стороны

На форуме обсуждались вопросы наставничества в здравоохранении, образовании, экономике, культуре. На его площадках выступали эксперты, гражданские активисты, представители органов государственной власти и местного самоуправления, молодые специалисты, студенты. Всего в дискуссии приняли участие более 150 человек. Участники отметили, что современное наставничество отличается от советской практики. Сегодня молодёжь, с одной стороны, нуждается в поддержке опытных коллег, с другой, обладает гораздо большими знаниями, чем старшие. Вопрос повышения статуса наставника, его поощрения был поднят участниками всех секций.

– Привлечь внимание общества к труду людей, отдающих время и силы тем, кто учится или трудится рядом, кто приходит на смену, – основная миссия этого Года и его высокий смысл, – подчеркнул председатель Общественной палаты Оренбургской области Борис Колесников.

Острый вопрос

Председатель комиссии ОП по вопросам образования, науки, делам молодёжи Галина Сафонова уверена, что сегодня самый острый вопрос заключается в сохранении и укреплении кадрового потенциала. Участники форума создали обобщённый портрет наставника. Зашла речь о необходимости построения системной работы, о материальном стимулировании деятельности наставников, их общественном признании.

– Поддержка безусловно нужна тем, кто по-настоящему работает, а не числится на бумаге, – подчеркнула заместитель председателя региональной Общественной палаты, член ОП РФ Ольга Сальдаева. – Наставничество – труд, требующий большой отдачи, и он должен быть почётным.

Сила в разнообразии

В наставничестве нет универсального примера, который подошёл бы любой сфере. На это обратил внимание председатель комиссии ОП по вопросам культуры и сохранению культурного наследия Борис Хавторин. В каждой отрасли своя специфика.

Например, в театральной среде важны талант и индивидуальность. Сложно переоценить роль творческих династий. Важным критерием становится авторитет, заслуженное признание мастера.

Так, Оренбургский областной театр драмы является базовым для подготовки молодых специалистов актёрского искусства, его режиссёр народный артист РСФСР Рифкат Исрафилов, бесспорно, является театральным педагогом и наставником. Отработано наставничество во всех учебных заведениях сферы культуры.

Мастер на все руки

Председатель комиссии ОП по организации общественного контроля и взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и СМИ Ярослав Чирков подчеркнул, что и в промышленности без мастеров никуда.

– Мастер – это бывший ученик, подготовленный опытным специалистом. Сейчас идёт битва за рабочие руки. Значит, наставничество в приоритете. Кто сегодня этой темой не занимается, тот просто проиграет в долгосрочной перспективе, – подчеркнул Ярослав Чирков.

Об опыте промышленных предприятий региона рассказал председатель комиссии ОП по вопросам экономики, промышленности, предпринимательства, труда и занятости Вячеслав Лагуновский. Например, на Гайском горно-обогатительном комбинате являются наставниками более двух тысяч высококвалифицированных работников, 496 человек из числа руководителей и специалистов являются преподавателями-консультантами теоретического обучения, в цехах есть организаторы производственного обучения. Для организации практики студентов назначены 119 руководителей. На ОАО «Завод бурового оборудования» для молодых разработана программа «Адаптация». Хорошим примером являются ПО «Стрела», «Оренбургэнерго». Есть примеры материального стимулирования наставников. Действуют советы молодых специалистов.

Стало традицией проведение слётов молодых специалистов, наставников, династий.

В три этапа

Директор института профессионального образования ОрГМУ, профессор Татьяна Луцай говорит, что наставничество практикуется на трёх основных этапах подготовки будущих врачей. Во-первых, идёт привлечение в профессию мотивированных школьников, на это направлены мероприятия довузовской подготовки, профориентационная работа, создание в школах медицинских классов.

Следующим этапом становится работа со студентами: от поступления в вуз до выпуска каждый студент сопровождается кураторами, профессорско-преподавательским составом. Даже когда молодой специалист приходит в практическое здравоохранение, университет держит руку на пульсе – врачи проходят последипломное образование.

Прямая речь

Дмитрий Кулагин, вице-губернатор – заместитель председателя правительства – руководитель аппарата губернатора и правительства области:

– Сегодня обсуждались чрезвычайно важные вопросы, консолидирующие общество. Тема 2023 года была объявлена не случайно. Серьёзнейшие вызовы, которые мы переживаем вместе с нашей страной, требуют особого переосмысления роли педагога и наставника, выработки новых решений. Наша педагогическая школа и традиции наставничества не позволили даже в лихие девяностые годы разрушить ценности, которые культивировались веками. Особое спасибо провинциальным учителям, за то, что сумели сохранить традиции русского учительства. В основу педагогической системы и наставничества должна быть заложена идеология. Об этом нужно помнить, выстраивая воспитательный процесс. Самое главное – определиться всей страной, что будем закладывать в качестве основы для движения вперёд. Не зря есть утверждение, что войну выиграл русский учитель, который занимался не только образованием, но и воспитанием.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top