На Чукотке установили памятные знаки погибшим летчикам – героям исторической трассы «Аляска – Сибирь»

Губернатор Чукотки Роман Копин, Заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства РФ Андрей Спиридонов совместно с РГО, Минобороны России осмотрели места падения самолетов в экспедиции по АлСибу, поддержанной Центром «Наследие».

Губернатор Чукотского автономного округа Роман Валентинович Копин, Заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации Спиридонов Андрей Алексеевич совместно с Русским географическим обществом и Министерством обороны Российской Федерации посетили места падения самолетов по маршруту исторической воздушной трассы «Аляска – Сибирь» на Чукотке. На месте крушений установили памятные знаки погибшим летчикам – героям. 

В октябре 2022 года легендарной воздушной трассе «Аляска – Сибирь» (АлСиб) исполняется 80 лет. В годы Великой Отечественной войны по ней перегоняли из США в СССР боевые самолеты по договору ленд-лиза, что внесло серьезный вклад в Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Начиная с 1942 года по исторической трассе протяженностью 6500 км, советские летчики перегнали на фронт более 8000 бомбардировщиков, истребителей, учебных, транспортных машин. Несмотря на тяжелые погодные условия и труднодоступность мест, аэродромы АлСиба построены невероятно быстро – всего за 5-8 месяцев упорной работы.

Экспедиционная группа Русского географического общества и Минобороны России провела первый этап исследования трассы в 2021 году. Были изучены архивные документы, осмотрены состояния 15 аэродромов, обследованы уникальные строения и техника периода Великой Отечественной войны. Проведен сбор данных о катастрофах перегонявшихся по трассе самолетов, на основе которой запланированы исследовательские работы в 2022 году.

Второй сезон экспедиции включил в себя важные задачи – поиск мест крушения самолетов, установку мемориальных знаков, транспортировку и сохранение объектов военно-технической истории для последующей передачи в музеи страны.

Заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации Спиридонов Андрей Алексеевич принимает участие и оказывает личную поддержку первому и второму этапам экспедиций 2021-2022 гг. Центр «Наследие» является официальным партнером экспедиции.

С 8 по 30 июня 2022 проводились поисковые мероприятия на местах катастроф самолетов АлСиба в Красноярском крае. Были установлены мемориальные знаки на месте гибели Г.И. Самарцева и А.Д. Кольцова – летчиков, перегонявших по трассе «Аэрокобры», погибших в Сухобузимском и Емельяновском районах края.

Один из важнейших этапов – исследование с 28 июня по 10 августа Чукотки, где был построен ряд промежуточных аэродромов АлСиба. В результате совместного авиационного поиска удалось обнаружить четыре самолета – три транспортных С-47 «Дуглас» и один истребитель Р-40 «Киттихаук», потерпевших крушение в районе аэродромов Чаплино, Уэлькаль и Анадырь.  Кроме того, найдены фрагменты самолетов, перевозимых грузов, личные документы летчиков, а также костные останки, вероятно принадлежащие членам экипажей.

Делегация в составе Губернатора Чукотского автономного округа Романа Валентиновича Копина, Заместителя директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации Спиридонова Андрея Алексеевича совместно с Русским географическим обществом и Министерством обороны Российской Федерации осмотрели места крушения самолетов.

Место катастрофы самолета под командованием старшего лейтенанта Е.Ф. Герасимова обнаружено с воздуха 19 июля. В августе 1943 года при пробивании облачности на снижении самолет врезался в сопку, экипаж погиб. Обломки самолета находятся в районе озера Горное. Сохранились части двигателя, хвостового оперения, крыльев, многочисленные фрагменты обшивки, приборы, пропеллеры.

Место катастрофы самолета под командованием майора Ф.Л. Пономаренко обнаружено с воздуха 22 июля. 25 ноября 1943 года экипаж С-47 «Дуглас» погиб из-за возгорания в кабине буквально через несколько минут после вылета из Уэлькаля. Существует и неофициальная версия – в ходе полета произошла диверсия. Авария произошла в районе верховьев реки Быстрой в 50 км западнее поселка Уэлькаль. Большинство обломков находится на левом берегу ручья, остатки груза – на правом. Обнаружены редукторы с лопастями, крупноформатные остатки хвостовой части (с американской символикой и номером), части корпуса и одного крыла, элементы перевозимого груза – отопителей для прогрева авиационных двигателей.

Аэродром Уэлькаль, располагавшийся на берегу Берингова моря – базовый на маршруте АлСиба. Именно здесь находился первый перегоночный этап трассы. В годы войны аэродром включал в себя множество различных строений, однако, с тех времен почти ничего не осталось.

Аэродром Танюрер был вторым по величине после Уэлькаля, строился в кратчайшие сроки на болотистой местности. Тогда Танюрер представлял собой оживленный поселок на 400 человек, с собственными техническими службами, сервисом для летчиков, гостиницей и кухней. Здесь найдено порядка 10 сохранившихся артефактов, среди которых – фрагменты самолетных крыльев, вероятно принадлежавших С-47 «Дуглас», снежный плуг для расчистки взлетно-посадочных полос от снега, американский аэродромный тягач Reo для транспортировки и подъема самолетов, американские грузовики, советская техника 1940-х годов и т.д.

«Один из погибших летчиков – старший лейтенант Евгений Семенович Спиридонов, командир С-47 «Дуглас», мой однофамилец. Из-за трудных погодных условий – высокого уровня облачности, самолет зацепился за сопку, и, согласно архивным данным, 28 мая 1943 года около поселка Неран экипаж трагически погиб.

На месте катастрофы самолета под командованием старшего лейтенанта Евгения Федоровича Герасимова обнаружили ценные находки – костные останки и комсомольский билет, выданный в Казахской ССР за     № 9248726.

Дополнительно сообщаю, что это большая редкость, когда документ, находившийся на открытом воздухе почти 80 лет, сохранился в таком виде. На комсомольском билете возможно прочитать номер. Вместе с тем, не сохранились чернила и имя владельца. Предположительно он принадлежал уроженцу деревни Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области, бортрадисту сержанту Оконечникову Петру Капитоновичу. Подтвердится ли данная версия – установит дальнейшая экспертиза. Широкое освещение находки будет способствовать возможности найти его потомков.

Геологи обнаружили разбившийся С-47 «Дуглас» еще в 1970-е годы. В настоящее время проводится его тщательное обследование, фото- и видеосъемка. Для дальнейшей передачи в музеи страны собираются уникальные артефакты.

Исследование трассы АлСиба – большое дело, которое содействует сохранению исторической памяти советских героев. На месте крушений самолетов установили памятные знаки и почтили память летчиков, отдавших жизни для Победы в Великой Отечественной войне», – комментирует Андрей Алексеевич Спиридонов.

Участники экспедиции, как и летчики, перегонявшие самолеты, работают над своими задачами в экстремальных условиях. Экспедиция проходит в труднодоступных местах с резко меняющейся погодой, проживанием в палатках и кишащими насекомыми. Из иллюминаторов вертолетов видны охотящиеся бурые медведи, бескрайние и холодные просторы тундры. Аэродромы трассы слились с суровой природой, заросли ивой и кедрачем. Чтобы добраться до потерпевших крушение самолетов, необходимо буквально пробиваться по бездорожью через заросли высокого стланика на вездеходной технике. Несмотря на то, что экспедиция проходит летом, ночная температура воздуха опускается до нуля.

Вылеты координируются ежедневно в зависимости от поступающих метеорологических данных. Участники проводят регулярные собрания для согласования совместных действий. Несмотря на сложную проходимость, условия проживания и перелетов, экспедицией запланированы детальные осмотры техники, операторские съемки фильма, исторические экскурсы, а главное – мемориальные мероприятия и отдание воинских почестей погибшим летчикам.

Воздушная трасса «Аляска – Сибирь» оказала значительное влияние на ход войны. Благодаря ей осуществлялись поставки тонн ценного груза: не только самолетов, но и техники, автомашин, тракторов, моторов, стройматериалов, продуктов питания, медикаментов.

По завершении экспедиции будет создан документальный фильм об истории знаменитой трассы, а также запланирована организация передвижной выставки с найденными ценными артефактами, которую смогут посетить жители регионов России.

Источник: nasledie.center

Ссылки на видео экспедиции:

https://youtube.com/shorts/mD8cy69mwv4

https://youtube.com/shorts/FiczGXRHjzc

https://youtube.com/shorts/R-qu3fmXDXY

https://youtube.com/shorts/o3ROgSoq1eg

https://youtube.com/shorts/jbSDdS0HrlY

https://youtube.com/shorts/yQJt5BKHGq8

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top