В областной библиотеке имени Крупской прошёл тренинг детско-родительских отношений «Воспитание: мифы и реальность». Это одна из форм работы семейного клуба «Шаг навстречу», который является совместным проектом главной библиотеки региона и службы «Детский телефон доверия».
Вот это номер!
Психологи с частотой раз в месяц встречаются с оренбуржцами, желающими нормализовать отношения в своих семьях и научиться воспитывать детей без лишних конфликтов. Форматы общения – лекция, семинар, тренинг, беседа, консультация…
– Каждый третий звонок на всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 – от родителей, – рассказала собравшимся методист Оренбургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония» Алевтина Белик. – Номер этот федеральный, но если звонок поступает из Оренбурга, то, возможно, он будет переведён на оренбургского специалиста, хотя бывает, что звонок принимает любой свободный психолог независимо от географии.
Методист напомнила, что в последнее время телефоном доверия стали называть и номера правоохранительных органов, по которым от населения ждут сигналов о нарушениях закона. Некоторых это путает, сбивает с толку. Детский же телефон доверия – это номер, который можно набрать, когда на душе скребут кошки, когда не знаешь, как выйти из сложной ситуации и кажется, что все от тебя отвернулись…
– Если ребёнок в семье сталкивается с негативом, то ждёт такого же отношения и от всех остальных, – продолжает Алевтина Владимировна. – Ему совсем не просто решиться позвонить на детский телефон доверия и поделиться чем-то личным. Чтобы облегчить этот процесс, мы проводим акцию «Расскажи телефону доверия о лете». Набрав номер и рассказав телефону доверия о летних впечатлениях, ребёнок понимает: на том конце провода никто не ругается, а наоборот, там друг, профессионал, который выслушает и поможет, сейчас или потом, когда понадобится.
К делу помощи семье и детям подключился и Оренбургский областной музей ИЗО: совместно с телефоном доверия он проводит конкурс рисунков «Доверяю доброму сердцу». Уже собрано более сотни работ.
В садик без истерик
Итак, вводная часть тренинга позади. Участники уже расселись кружком и начали знакомиться.
– Меня зовут Надежда, – берёт слово молодая мамочка. – Я здесь в третий раз. Мне понравилась предыдущая тема – различия в воспитании мальчиков и девочек. У меня была проблема с 3-летним сыном – он не хотел ходить в детский сад. Но я учусь с ним договариваться. Теперь ходим в сад без истерик.
– А у меня не т своих детей, хоть мне и за 30, – продолжает круг другая участница. – И всё- таки тема детско-родительских отношений мне интересна: я в душе всё ещё чувствую себя ребёнком, порой накрывает сильное чувство типа «хочу на ручки», а уже хотелось бы повзрослеть.
– В каждом из нас живёт внутренний ребёнок – наша детская часть личности, отвечающая за наши «хочу», и внутренний родитель, отвечающий за «надо», – поясняет ведущая, психолог Валентина Лазарева.
– У меня тоже нет своих детей. Я сын алкоголика и сам выздоравливающий алкоголик, – представляется следующий участник.
– У детей не бывает детей! – бросает кто-то из группы.
– Ещё как бывает! – парирует другой. – Мало, что ли, инфантильных родителей, которые перекладывают свои обязанности и ответственность на детей!
– В силу разных психотравмирующих обстоятельств, в которых проходило детство, зрелая личность может быть до конца не сформированной, – останавливает дискуссию ведущая.
– Я родила рано, ещё сама была почти ребёнком, – берёт слово следующая по очереди. – Материнские чувства проснулись намного позже. Теперь моей дочери 27 лет, она упрекает меня, что я её не любила. А мне больно это слышать… (Плачет.)
После некоторой паузы круг продолжается. Среди участниц есть и пенсионерки: они помогают взрослым детям растить внуков и пришли, чтобы узнать эффективные приёмы воспитания.
Не до нежностей
Круг знакомства закончен. Ведущая предлагает взять листочки и ответить на 3 вопроса: 1. От кого вы чувствовали любовь в детстве? 2. Любите ли вы своего ребёнка? 3. Знает ли ваш ребёнок, что вы его любите, чувствует ли он вашу любовь?
Время пошло.
– А теперь поднимите руку, кто, отвечая на первый вопрос, написал маму или папу, – говорит Валентина Александровна.
Из 25 участников руку поднимают всего человек пять.
– Да не может быть, – удивляется участница Альфия с поднятой рукой. – Каждая нормальная мать любит своего ребёнка!
– Увы, не каждая.
– Или любит, но по-своему.
– Может, и любит, но я не чувствую этой любви, – летят возражения с мест.
Зал гудит. В обсуждении вдруг всплывает тема войны. Люди говорят о том, что в тяжёлые годы было не до любви. Выжил – уже спасибо. А не у знавший тепла ребёнок в будущем не может быть ласковым и со своими детьми.
– Когда я была маленькой, меня родители не обнимали и не целовали. Так было принято в семье – росли без телячьих нежностей, – вспоминает участница по имени Инна. – И мне было дико, что у мужа в семье наоборот – все без конца друг к другу прикасаются: похлопывают, поглаживают, обнимают.
Может ли тот, кто недополучил любви от своих родителей, дать её своим детям? А умеем ли мы вообще любить? Может, мы лишь используем семью для реализации своих амбиций? Назрела необходимость прояснить, как участники понимают любовь.
– Любовь – это когда ты чувствуешь, что тебя принимают таким, каков ты есть.
– Любить – это радоваться тому, что у тебя есть.
– Это радоваться, что тому, кого ты любишь, хорошо.
– Это принимать выбор другого.
– На Руси вместо «люблю» говорили «жалею».
– Я проявляю свою любовь, когда забочусь: стираю, кормлю, причёсываю, наряжаю, – предлагает свою версию участница Альфия.
– Как вы думаете, когда вы моете посуду, чувствует ли ваш ребёнок, что вы его любите? – задаёт вопрос психолог.
– Не знаю, – задумывается Альфия. – Вчера он хотел идти гулять, но бабушка прислала нам 15 килограммов огурцов, надо было заниматься засолкой, я оставила его дома мне помогать. Но разве совместные домашние дела – это не любовь?
Без слов
Ведущая просит всех встать и разделиться на две группы: кто больше ощущает себя ребёнком, отходит влево, кто родителем – вправо. Задание: «родитель» должен проявить любовь к «ребёнку». Без слов! От «детей» ничего особенного не требуется, только почувствовать себя ребёнком. Через каждые 30 секунд пары меняются. Можно рассредоточиться по всему помещению.
Эксперимент начался. «Родители» выбирают себе по «ребёнку» и выполняют инструкцию: обнимают «детей», гладят их по голове, по спине, усаживают на коленки, качают, прихорашивают, кто-то театрально прижимает руки к сердцу… Снова и снова, пока не приласкают всю «детскую» группу. Удивительно, но почти все «дети» и кое-кто из «родителей» не сдержали слёз, психолог едва успевает разносить им бумажные платочки.
Наконец, шмыгая и вытирая растёкшуюся тушь, группа рассаживается по местам, чтобы поделиться чувствами и сделать выводы.
«Я чувствую облегчение!», «Радость», «Энергию, хочется прыгать!» – доносится с мест.
Кажется, главный миф, развенчанный на этом тренинге: если родитель думает, что любит ребёнка, то и ребёнок это знает и чувствует автоматически. Давать любовь и принимать её, оказывается, надо уметь, по крайней мере, процесс это двусторонний.
Психолог говорит о старинной русской традиции родительского благословения (ритуалы отделения повзрослевшего ребёнка от родителей есть у всех народов). Считается, что с рождением ребёнка родителям даётся некая жизненная энергия на их воспитание. И когда птенцу пора вылетать из гнезда, важно, чтобы родители передали ему эту жизненную энергию, благословили на самостоятельную жизнь. Это своего рода и оберег, и признание. Если же родитель продолжает нянчиться с уже взрослым ребёнком, то тем самым из эгоизма оставляет ту самую жизненную энергию (её можно понимать и как ответственность) себе, лишая её ребёнка.
Тренинг закончен, участники расходятся. Следующее занятие назначено на 22 августа. Тема – «Эффективное родительство через сказкотерапию». Приглашаются только взрослые, без детей. Подробнее – в группе «ВКонтакте» «Семейный клуб «Шаг навстречу».
Марина Веденеева