Любишь кататься – умей и судиться

С начала текущего года по 20 октября в региональное отделение Уральского главного управления Центрального банка РФ от автолюбителей области поступило 680 звонков с жалобами на незаконные действия страховых компаний: навязывание дополнительных услуг, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, нарушение сроков выплаты страхового возмещения.

 

Если без очереди, то с обременением

Губернатор Юрий Берг на совещании 21 октября призвал страховые ком­пании повысить качество услуг по автогражданке. Страхователи дружно поки­вали и… Прошло 10 дней. В Росгосстрахе на Комсо­мольской в очереди стоят человек пятнадцать.

– Я каждый день сюда хожу уже вторую неделю, – говорит Александр Петров. – Как-то пришёл с утра, в очереди был седьмым, ча­сов в двенадцать вышла де­вушка, сказала, что зависла программа и мы можем расходиться. Я подъезжал в тот день ещё пару раз, они были закрыты. В другой раз был 13-м, до конца рабоче­го дня до меня очередь так и не дошла. А иногда они просто говорят, что у них закончились бланки, что им их выдают не более де­сяти штук в день. Сегодня пришёл в 6 утра, оказался уже четвёртым. Офис открывается в 9 часов, сей­час уже 11:30, прошло только два человека.

– Раньше страховку за пять минут можно было сделать, – вступил в разговор Сергей Викулов. – А в этом году уже не­делю хожу, и всё никак до меня очередь не дойдёт. Я знаю, что полис и сейчас можно за пять минут получить. Девушки сами не скрывают, что для этого им нужно сверху ещё 1,5 тысячи отдать.

Но страховка и без того не­дешёвой получается. Самое обидное, отдаёшь всё как по­ложено, а если в ДТП попадёшь, они никогда всю сумму не выплачивают, компенсируют только небольшую часть ущер­ба, остальное за свой счёт вос­станавливаешь. Зачем тогда во­обще нужна такая страховка?! Даже если тебя остановят, ну оформят штраф за её отсутствие – 800 рублей, а если запла­тишь сразу в течение 20 дней, то получишь ещё и скидку в 50 процентов. Так что есть о чём подумать.

В офисе Росгосстраха рабо­тают три девушки, подхожу к одной:

– Гузель, почему так медленно продвигается очередь?

– Не знаю, я не могу ска­зать.

– Сколько времени у вас уходит на обслуживание од­ного клиента?

– Я не готова говорить.

– Сколько водителей лично вы приняли сегодня?

– Я сегодня не работаю, – не­ожиданно заявила девушка.

– Она сегодня двоих отпусти­ла, – комментируют из очереди. – А потом она сказала, что у неё программа зависла…

 

Переписка – бесполезное дело

– Это единственный офис Росгосстраха, где не отказывают в полисе, если не заключаешь до­говор на дополнительные услуги. Поэтому мы и ходим сюда неделя­ми, – говорит автовладелец.

– Это кто тебе такое сказал? – с возмущением спрашивает мо­лодой человек. – Я сам лично на той неделе был здесь свидетелем, когда с водителем попрощались, так как он отказался от дополни­тельных услуг. Уехал, через час снова вернулся, согласился на их условия, и они сразу без проблем всё ему оформили.

– Главное, их никак к ответ­ственности не призовёшь! – воз­мущается Сергей. – Чтоб тебе не отказали в выдаче полиса и не заставили оплачивать дополни­тельные виды страхования, надо обратиться в офис с письмен­ным заявлением. Только этой перепиской можно месяцами заниматься, машина простаивать в это время будет. А если ещё от­кажут, надо будет судиться. Так что страховку от этого быстрей не получишь. Я вот сейчас купил новую машину, она у меня уже вторую неделю в гараже стоит из-за того, что не могу полу­чить полис, всё никак не дождусь своей очереди. А я работаю на автомобиле, это мой хлеб.

В «СОГАЗе» на улице Про­летарской очередь оказалась не намного меньше.

– Я работник Газпрома, поэто­му мне страховку быстро выдали, – говорит Пётр Васильевич. – До­полнительные услуги предложи­ли, но я отказался.

– А мы здесь с 8:30 сидим на общих основаниях, время уже обед, – возмущается женщина. – Полтора месяца назад записа­лись, и ещё неизвестно, примут ли нас сегодня.

 

Филькина грамота

Но, как оказалось, даже прой­дя через все процедуры, заплатив деньги, в том числе за навязан­ные дополнительные услуги, можно получить не полис ОСАГО, а филькину грамоту.

– Автовладелец попадает в аварию, обращается в страхо­вую компанию, а там говорят, что предъявленный им полис числится как украденный, или утерянный, или поддельный, и отказывают в страховой вы­плате, – рассказывает Екате­рина Зайченко, директор ООО «Оренбургский правовой центр «Человек и закон».

– На самом деле в основном это происходит в результате неправомерных действий уполномоченного агента по реализации страховых полисов.

Есть два выхода из та­кой ситуации: компенсировать причинённый ущерб самому, если вы виновник аварии, или всё-таки призвать страховую компанию к ответственности и выполнению своих обязательств по договору.

Житель Оренбурга Иван Ку­тырев попал в ДТП, его иномарка получила повреждения, ущерб был оценён более чем в 38 тысяч рублей. У второго участника аварии, виновного в этом про­исшествии, гражданская ответ­ственность была застрахована. Но когда Иван Владимирович об­ратился в компанию АО «СОГАЗ» за страховыми выплатами, ему отказали, заявив, что его полис числится как утраченный.

– Я проконсультировался у юриста и узнал, что мой случай не единичен, уже есть судеб­ная практика подобных дел, и я могу отстоять своё право на возмещение ущерба, – говорит Иван Владимирович. – Если бы полис был действительно уте­рян, страховая компания была бы обязана принять меры по его поиску, но никаких действий ею не совершалось, просто в графе о статусе полиса стояло «утерян». В итоге АО «СОГАЗ» пришлось выплатить сумму, намного превышающую стра­ховые выплаты, один только штраф обошёлся компании в 26 тысяч рублей.

 

Комментарий

 Александр Стахнюк, управля­ющий Отделением по Оренбург­ской области Уральского главного управления Центрального банка РФ:

– Банк России осуществляет контроль за исполнением страхов­щиками положений страхового законодательства. С 1 января по 20 октября текущего года мы по­лучили 278 обращений граждан и 680 звонков в связи с деятельно­стью страховых компаний по вопросам покупки полиса ОСАГО. В основном жалобы касались навязывания допол­нительных услуг, необоснованного отказа в заключении договора, бездействия по истечении 30 дней после полу­чения пакета документов, нарушения сроков выплаты страхового возмещения.

Отделением рассмотрено семь дел об административ­ных нарушениях, наложено штрафов на 90 тысяч рублей, за 2015 год – на 170 тысяч рублей.

Банк России с 1 июня ввёл так называемый период охлаждения, в течение которого автолюбители могут отказаться от навязанных или ненужных им страховых услуг. «Период охлаждения» позволяет в течение пяти рабочих дней после заключения добровольного до­говора страхования от него отказаться, речь идёт обо всех популярных видах страхования. Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию.

При отказе от страховки в «период охлаждения» страховщик должен вернуть заплаченные за полис деньги в полном объёме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора. Обращаю внимание, что компания обязана вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

Жалобы и обращения направляйте в Банк России по адресу: 460000, город Оренбург, улица Ленинская, 28, либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.

Телефон горячей линии – (3532) 79-82-35.

Позвони и получи соответствующую консультацию.

 

 

Компетентно

Всё в пользу автолюбителей

Екатерина Зайченко, директор ООО «Оренбург­ский правовой центр «Че­ловек и закон»:

– В прошлом году практи­чески все поступившие к нам жалобы в отношении отказа в страховых выплатах по ос­нованию, что предъявленный полис имеет статус «украден» или «утерян», были на аген­тов Росгосстраха.

Абсолютно все дела решены в пользу автолю­бителей. А ответчику в этом случае приходится выплачивать уже не только основной ущерб по страховке, но ещё штраф – 50 процентов от сум­мы страховых выплат, неустойку и все судебные расходы.

Практика доказывания невиновности автолю­бителей уже наработана. По закону страхователь не несёт обязанность при заключении договора ОСАГО проверять законность владения полисом. Поскольку бланк полиса является документом строгой отчётности, то именно страховщик дол­жен осуществлять надлежащий контроль над его движением и использованием.

Если компания не предприняла меры обраще­ния в компетентные органы по факту кражи, утери полиса, его подделки, не оспорила договор ОСАГО в установленном порядке, то, значит, ей всё-таки придётся произвести все выплаты.

Чтобы проверить статус приобретённого вами полиса ОСАГО, не обязательно ждать страхового случая. Достаточно зайти на сайт «Российский союз автостраховщиков», ввести данные своего полиса, и вы увидите его статус. Если будет на­писано, что он числится украденным или утерян­ным, в этом случае лучше сразу подать заявление в правоохранительные органы, расторгнуть такой договор ОСАГО и получить консультацию в любой юридической конторе по поводу дальнейших действий.

 

 

Свои права надо отстаивать

 

Наталья Воронина:

– Стояла на перекрёстке, на светофоре. Мимо ехала «газель», у неё дверь открылась на ходу и сбила зеркало на моей машине. На ремонт требовалось около 13 тысяч рублей. Собрала все документы, обратилась в Рос­госстрах, но мне отказали в компенсации, сказали, что нет подписи автоинспектора в справке о дорожно-транспортном проис­шествии. Поехала в ГИБДД, но там тоже от­казали, объяснив, что в документе нет графы для подписи, там предусмотрено место только для даты, должности, фамилии и инициалов автоинспектора, а значит, требования страховщика незаконны. Снова направилась к страховым агентам в филиал, но они даже разговаривать не стали, настаивали на подписи.

Прошло месяца три-четыре, но меня всё обида не отпускала, моей вины не было, за страховку отдала около 12 тысяч рублей, при­чём ещё и дополнительные услуги заставили оплатить под угрозой отказа в выдаче полиса.

Обратилась к юристу: моё дело оказалось не таким уж и слож­ным, деньги без особых хлопот взыскала через суд. Кроме страховых выплат я ещё получила компенсацию морального вреда и неустойку за то, что деньги мне были выплачены с таким большим опозданием.

Конечно, остались неприятные ощущения от сотрудничества с Росгосстрахом, поэтому следующую страховку делала уже в другой страховой компании. И теперь точно знаю, что свои права не только нужно, но и вполне реально отстаивать.

 

Александр Додоров:

– Я попал в ДТП, но моей вины не было. Вы­звали госинспекторов, всё оформили. Второй участник аварии претензий не имел, свою вину не отрицал.

Когда документы по ДТП были готовы, я поехал в филиал Росгосстраха, расположенный по улице Терешковой в Оренбурге, но там спе­циалист страховой компании отказалась при­нимать мой пакет документов на получение страхового возмещения по ОСАГО. Объяснила это тем, что я не являюсь собственником авто­мобиля, так как не вписан в паспорт транспортного средства. Дело в том, что машину я купил накануне, в ПТС пока ещё была отметка только предыдущего собственника. Представленного договора купли-продажи, по словам специалиста, было недостаточно.

Однако, когда я получал в этом филиале полис, они приняли за основу именно договор купли-продажи.

Проконсультировавшись с юристом, узнал, что факт отметки моих данных в ПТС не связан с фактом наступления права соб­ственности на приобретённый автомобиль. Главное, что у меня был договор купли-продажи, так как с продавцом я расплатился полностью, и, как оказалось, по закону этого было достаточно для подтверждения того, что машина принадлежит действительно мне.

По решению суда Росгосстрах выплатил мне кроме стоимости ремонта машины неустойку, стоимость услуг по оценке ущерба, штраф, компенсацию морального вреда, судебные расходы. В итоге ответчик заплатил более 20 тысяч рублей, из которых страховые выплаты составляли всего 5400 рублей.

Если честно, даже и не знал, что, оказывается, действительно возможно отстоять свои права перед страховой компанией.

 

 

От редакции

Кстати, стоит проверить и полномочия агента, у которого вы собираетесь приобретать полис ОСАГО. Попросите представить документы, подтверждающие его полномочия. А после получения полиса не лишним будет посмо­треть его статус на сайте «Россий­ский союз автостраховщиков».

Конечно, для отстаивания своих прав требуется время, но тем самым вы, возможно, предот­вратите серьёзные проблемы, которые в случае наступления потребуют от вас ещё больше вни­мания. И, самое главное, страхо­вые компании будут продолжать нарушать права автовладельцев, пока это проходит для них безна­казанно.

Жанна Обломкина

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top