Ошибок небо не прощает

Информация о первомайском ЧП с «Боингом-777» авиакомпании «Аэрофлот» на подлёте к Таиланду привлекла внимание многих. Самолёт попал в воздушную яму, не пристёгнутые к креслам пассажиры получили травмы, все без исключения – стресс, некоторые уже прощались с жизнью…

Как каждый, кто иногда решается оторваться от земли и подняться за облака, я живо представила, что творилось на борту, и искренне посочувствовала пассажирам и экипажу. А потом, слушая пояснения командира воздушного судна, присмотрелась к его изображению на экране, прочитала имя и фамилию – Александр Рузов – и поняла: это же наш человек, земляк!

 

«Папа, всё в порядке»

Его отец Василий Рузов, заслуженный пилот СССР, глава лётной династии, живёт в Бугуруслане. Уважаемый человек, почётный гражданин города. 61 год отдал Бугурусланскому лётному училищу гражданской авиации, из них 22 был его начальником. Рузова знают, наверное, в каждом аэропорту на просторах бывшего Союза. Решаюсь позвонить.

– Василий Яковлевич, я не ошиблась, ваш сын – командир «боинга», который угодил в яму?

– Да, это Саша.

– Вы уже общались?

– Сегодня вечером он возвращается из Таиланда, созвонимся.

Пользуясь давними добрыми отношениями, напрашиваюсь в гости. «Конечно, приходите». На следующий день в оговорённое время я была у четы Рузовых.

Бывает же так, давненько собиралась заглянуть, а тут, на тебе, случай подтолкнул. Хотела поговорить об особенностях подготовки пилотов – сегодня всё чаще причиной авиакатастроф называют человеческий фактор. Но начался разговор, конечно, с ЧП. Василий Яковлевич рассказал о разговоре с сыном:

– Саша позвонил в 18:50. Говорит, не волнуйтесь, всё в порядке. Рассказал подробности. Подлетали к Бангкоку, самолёт шёл на автопилоте, высота 10 600 метров. И вдруг удар под правое крыло, «боинг» подбрасывает вверх на 200 метров! Возник крен. Быстро отключил автопилот и в режиме ручного управления выровнял самолёт. Доложили о пострадавших пассажирах, в основном в хвостовой части. Связались со службами аэропорта, попросили организовать медицинскую помощь.

Александр сказал отцу, что за 40 лет своей лётной практики впервые столкнулся с подобным явлением. Но он, конечно, знал алгоритм действий – этому учат, в воздухе в буквальном смысле промедление смерти подобно, всё делается «на автомате». Кстати, когда самолёт тряхнуло, датчики зафиксировали резкий перепад температуры за бортом – на 18 – 20 градусов. Рузов-старший спросил, есть ли у них карта струйных воздушных течений в этом регионе. «Конечно, – ответил сын, – но в этот раз всё было не в том месте, абсолютно непредсказуемо». Такое явление называют турбулентностью ясного неба. Кстати, метеорологи считают, что число подобных происшествий будет расти, это связано с глобальными изменениями климата на планете.

Экипаж действовал слаженно, посадка в аэропорту Бангкока прошла нормально. Кроме медиков приехали сотрудники прокуратуры и, конечно, вездесущие журналисты – телевизионщики, газетчики… Медики оказали пострадавшим первую помощь и увезли их в госпитали. А на пилотов посыпались вопросы о ЧП, как удалось справиться с нештатной ситуацией и благополучно посадить воздушное судно. Еле отбились, нужно было прийти в себя и отдохнуть перед обратным рейсом.

 

Опыта много не бывает…

Прошу подробнее рассказать о сыне. Александр вырос в Бугуруслане, с детства болел авиацией. В 1973 году выпускник школы имени Калинина поступил в Бугурусланское лётное училище. Через два года окончил его с отличием. Работал в Ульяновске, потом в Бугульме, летал вторым пилотом, затем командиром Як-40. Учился заочно в Ленинграде в Академии гражданской авиации.

В середине 80-х перевёлся в объединённый авиаотряд в Домодедово. Летал на Ил-62 вторым пилотом. Однажды в полёте с острова Маврикий в Москву над Индийским океаном случилась нештатная ситуация. Отказал руль управления. Летели на предельно низкой высоте – 10 – 20 метров, порой брызги были видны на лобовом стекле! Оба пилота и штурман делали всё возможное, чтобы удержать самолёт над водной гладью. А бортинженер тем временем искал причину сбоя. Самолёт удалось приподнять, развернулись и вернулись на остров. После устранения неисправности взяли курс на Москву. Членов экипажа за профессионализм и выдержку поощрили ведомственными наградами. Александра наградили знаком «Отличник воздушного транспорта РФ». А главное, такие ситуации, при всей их жестокости, дают бесценные уроки на тему «Остаться в живых!».

Прошли годы. Рузов-младший работает в компании «Аэрофлот», в аэропорту Шереметьево. Переучился, летал на «Боинге-757», потом на 767-м, затем освоил «Боинг-777». Кстати, прошедшая информация о том, что у него 23 тысячи часов налёта, устарела. В телефонном разговоре с отцом он уточнил: «Уже 25 тысяч намотал».

Лётную династию продолжает и внук Василия Рузова Тимур Давыдов, сын дочери Зои. Летает вторым пилотом на «Боинге-737». Дочь и её супруг Анвар в своё время окончили Киевский институт гражданской авиации, работают в технических службах Шереметьево и Домодедово.

…В марте Александр был в Бугуруслане у родителей. Полётов много, работа требует полной самоотдачи, вырвался на пять дней к дорогим людям. С отцом у них, конечно, разговоры о любимой профессии.

Василий Яковлевич – из первого выпуска Бугурусланской «лётки» 1953 года. Учились летать на легкомоторном По-2. «Это настоящий кукурузник», – с улыбкой сказал собеседник. «Почему, – спросила я, – а разве не Ан-2?» Опытный пилот меня просветил: «По-2 достаточно 57 метров для разбега при взлёте и столько же – на посадку, а Аннушке надо полторы сотни метров; ну, в принципе, тоже поля хватит…»

Рузов-старший прошёл все ступени от пилота-инструктора до начальника училища. Руководил учебным заведением с 1976-го по 1997 год. Вручил 9400 свидетельств пилота и дипломов! Причём со многими курсантами поднимался в небо, учил, проверял, помогал. На юбилейные даты в альма-матер отовсюду слетаются бывшие выпускники. Мне доводилось видеть, как крепкие мужчины, асы лётного дела, робели, подходя к своему прежнему директору, и искренне благодарили за хорошую выучку.

 

«Лётные инструкции написаны кровью»

– Василий Яковлевич, что вы говорили каждому выпуску, благословляя на лётную работу?

– У нас в авиации есть традиционное пожелание: чтобы количество посадок равнялось количеству взлётов. А для этого нужно соблюдать все лётные правила и инструкции, о которых говорят, что они написаны кровью. И это не фигура речи, а вполне реальные вещи.

– Я училась в школе, когда рядом с соседним селом Лобовкой произошла трагедия: упал самолёт, погибли четверо – инструктор, курсант, две девушки, работавшие в училище.

– Да, был такой случай в 1976 году. Самолёт Як-18Т. Там четыре места. Были пилот-инструктор, курсант. Попросились девушки, техники по учёту. Командир эскадрильи разрешил. И всё бы ничего, но пилот решил выполнить бочку – элемент высшего пилотажа, когда самолёт вращается вправо или влево вокруг своей оси на 360 градусов. Он не учёл, что сзади сидели девушки, задняя центровка привела к сваливанию в штопор. А вывести самолёт из штопора не сумел или не успел.

– В статистике происшествий на транспорте авиационные занимают далеко не первые места. Но все ЧП в воздухе имеют большой резонанс. В последнее время всё чаще говорят о человеческом факторе в лётных происшествиях. Как это учитывается при отборе и учёбе будущих пилотов?

– Это особая профессия. От действий лётчика гражданской авиации зависит жизнь пассажиров. Ошибок небо не прощает. Поэтому одного желания мало. Помимо медкомиссии абитуриенты проходят профессионально-психологический отбор. Специальные программы, тесты позволяют оценить реакцию, способность быстро принять верное решение.

Расскажу давний случай. Звонит первый секретарь горкома партии: «Мой хороший знакомый приехал с сыном поступать к вам. Прошу уделить внимание». Отвечаю: «Хорошо, пусть подают документы». Крепкий парень без проблем прошёл медкомиссию, а психологический отбор – нет. Опять звонит первый: «Ну что там прицепились к парню? Почему не принимаете?» Я объясняю, а он и слушать не хочет, обиделся. «Ладно, – говорю, – пусть с отцом приходят ко мне, поговорим». Пришли. Задаю молодому человеку несколько элементарных вопросов, а он тормозит, долго соображает, отец быстрее готов ответить.

– Не приняли?

– Конечно нет.

– Что главное в багаже знаний выпускника лётного училища?

– Помимо знаний по специальности – руководящие авиационные документы. Их надо знать, как «Отче наш», и соответственно действовать. И тогда будешь летать, пока руки держат штурвал.

Одна беда: всегда найдётся кто-то, кто предложит, будет уговаривать, провоцировать на то, чтобы обойти, нарушить правила. Василий Яковлевич привёл такой пример. Ан-2, по инструкции, может перевозить 12 пассажиров. Один наш выпускник работал где-то в Сибири. Ему надо было доставить группу из 32 человек на работы. Туда увёз, как положено, в три приёма. А когда пришло время лететь обратно, сопровождающий стал уговаривать везти всех одним рейсом: «Ну что три раза мотаться, ты же хороший лётчик, сможешь!» Тот и поддался. Людей разместили в передней части самолёта стоя, они держались за закреплённый трос. Самолёт пошёл на разбег, начал взлетать. И тут трос лопается, люди кубарем летят в хвостовую часть. Нарушается центровка, аварийная ситуация… Пилот был вынужден совершить жёсткую посадку. Люди остались живы, но серьёзно пострадали. На лётчика завели уголовное дело, с авиацией ему, видимо, пришлось расстаться.

Вернёмся к происшествию в небе над Таиландом. Специалисты признали действия экипажа в нештатной ситуации правильными. Главное, все люди, находившиеся на борту, живы. Александр Рузов после ЧП прошёл внеочередную медкомиссию. Всё в норме, только, учитывая стрессовую ситуацию, рекомендовали несколько дней отдохнуть. Он с удовольствием этим воспользовался и поехал на дачу.

Василий Яковлевич улыбается:

– Я Саше говорю, на твоём «боинге» почти полтысячи мест для пассажиров. Наверное, полупустой летаешь? А он: что ты, папа, чаще всего под завязку. Летят в дальние страны кто-то по делам, а большинство – туристы. Люди раздвигают горизонт своей жизни, хотят больше видеть и знать. И без нас, без авиации, не обойтись!

Вера Кабанова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top