Перед традиционным августовским педсоветом лучшие учителя региона снова получат автомобили. В их числе историк Сергей Пирогов из Бузулука.
В эпоху перемен
В бузулукской школе № 10 он работает 20 лет, а его общий педстаж уже более четверти века. Сергей Иванович из педагогической династии, так что кем быть, долго не раздумывал – конечно, историком, как отец! В детстве вместо сказок на ночь он рассказывал ему о сражениях, выдающихся политиках, полководцах. Больше всего мальчишку очаровывало, что всё это не выдумки, а было по-настоящему!
– Нравилось слушать об Александре Македонском, представлять себя участником его походов, – вспоминает Сергей. – Он вошёл в историю как полководец, не проигравший ни одной битвы.
Историческое событие пришлось и на детство самого Серёжи Пирогова. Село Новосамарка, в котором он родился и жил до 9 лет, попало в зону строительства Сорочинского водохранилища. Теперь Новосамарка вместе с соседними сёлами, как Атлантида, скрыта под водной толщей. Строительство водохранилища для водообеспечения нефтегазоносного Бузулукского района началось в 1976 году, но фактически водой его наполнили только в 1997-м. Времена тогда были интересные – советский застой, перестройка, распад СССР, переход страны на демократические рельсы в 90-е.
Но даже трудности эпохи перемен не заставили на тот момент начинающего педагога Сергея Пирогова свернуть с выбранной стези.
– Ещё во время прохождения институтской педпрактики в оренбургской школе № 39 я понял, что вести уроки – это моё, – рассказывает он. – Поначалу волновался, конечно, как все новички в профессии. Но с опытом пришла и уверенность. Если становилось трудно, думал: «А как бы в этой ситуации поступила моя мама?» Она всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу. Была довольно строгой, никогда не повышала голоса, но на уроках у неё всегда стояла тишина. Отец по характеру скорее был добряк, а я, видимо, совмещаю в себе качества родителей.
Ещё один пример, на который старается равняться Сергей Пирогов, – его учитель истории Владимир Лютиков из школы посёлка Октябрьского, куда семья переехала из Новосамарки. Подтянутый интеллигентный сельский эрудит, в чём-то похожий на персонажа Вячеслава Тихонова из фильма «Доживём до понедельника». Именно Владимир Николаевич, заметив у мальчишки живой интерес к истории, подпитывал его, пока парень не намерился поступать в педвуз.
Два сапога пара
– После института вернулся домой, пошёл в районо трудоустраиваться, – продолжает Пирогов. – Но на тот момент вакансии в Сорочинском районе были только временные – по замещению учителей, ушедших в декретный отпуск. Так что первый год я замещал учительницу в Фёдоровке, потом несколько лет в Янтарном.
Здесь же, в Янтарном, Сергей Иванович нашёл себе пару. Наталья Анатольевна тоже педагог, преподаёт математику.
– Когда у супругов одна профессия, это во многом облегчает жизнь, – размышляет Пирогов. – Не приходится объяснять второй половине, почему, даже придя из школы домой, я всё равно занимаюсь работой: проверяю тетрадки, готовлюсь к следующему учебному дню.
В 1999 году супруги с маленькой дочкой переехали в Бузулук, устроились в школу № 10, где и работают по сей день.
Он кроме истории преподаёт обществознание – предмет, весьма популярный у современных школьников. По крайней мере, в этом году он был в регионе самым массовым из предметов по выбору, которые выпускники сдавали на ЕГЭ. В курсе обществознания есть и финансовая грамотность, и право – нынешние дети быстро сообразили, что эти знания уж точно не помешают.
– Я не сторонник авторитарного стиля, – размышляет педагог, – дисциплинированности на уроке можно добиться и без закручивания гаек. Главное, захватить внимание ребят, увлечь их предметом. А это невозможно, если самому не гореть, не погружаться в процесс с головой.
Двойки он ставит лишь в крайнем случае. Не готов к уроку в первый раз – объясни, почему и исправься. Не готов снова – давай вместе разбираться, что происходит. Непонятен материал? Неинтересна тема?
– Даже если ученик получил двойку, я всегда даю возможность её исправить, отработать, – говорит педагог. Его опыт показывает: как правило, ребёнок даёт слабину, когда нет к нему должного внимания со стороны родителей, если в семье никто не поддерживает его любознательность.
Он любит повторять, что учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся! Это как в той поговорке про лошадь, которую можно загнать в воду, но нельзя заставить пить. Сергей Иванович уверен: завоевать авторитет у детей учителю помогает внеклассная работа, неформальное общение в житейских ситуациях. Зная этот ключик к детским сердцам, он вывозит группы школьников в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград. Проводит экскурсии по историческим местам. Берёт ребят в турпоходы.
– На уроках истории ученики очень любят дебатировать, – рассказывает педагог. – Допустим, берём конкретную историческую личность. Часть класса называет её плюсы, другая – минусы. Так же можно рассматривать любой исторический период, событие, тему, например, общественный прогресс, модернизацию, проблему Курильских островов… Главное, все понимают: если история нас чему-то учит, так это тому, что мир только в сказках делится на хороших и плохих, на чёрное и белое. А жизнь многогранна, в ней нет места однобокости. У всего есть причины, мотивы, предпосылки. И в этом надо разбираться.
Шалость или преступление?
В эти дни в Интернете обсуждается ситуация, сложившаяся в Ленинградской области, где 12-летний лицеист создал мемы на некоторых учителей и выложил их в соцсеть. Его идею с мемами подхватили и другие школьники. Оскорбившиеся педагоги заявили на детей в прокуратуру и обратились в органы опеки. Мнения вокруг инцидента разделились. Одни ругают неуправляемых школьников, а другие считают неадекватной реакцию учителей, мол, во все времена дети придумывали карикатуры на учителей, пририсовывали к портретам рожки и усы, давали хлёсткие прозвища, но обращение в прокуратуру свидетельствует, скорее, о педагогическом бессилии.
– Трудно представить, как ситуация могла зайти так далеко, что педагоги обратились к правоохранителям, – размышляет Сергей Иванович. – Выходит, ученики не захотели извиниться? И что же, родители одобрили подобный выпад в сторону педагогов? Думаю, общественности известна лишь часть этой истории.
Сергей Иванович говорит, что давно обратил внимание: в телевизионных ток-шоу и сериалах о современной школе учителей почему-то так и стремятся выставить в неприглядном свете, что в итоге наносит урон самому статусу школьного учителя и формирует более агрессивную позицию у учеников и их родителей. Не зря сейчас популярна шутка: если раньше за двойку родители ругали учеников, то теперь ругаться приходят с учителем.
К слову о наблюдательности. Сергей Иванович заметил, что и молодые педагоги сейчас более амбициозные. Впрочем, это касается не только педагогов, а молодёжи в целом. Она хочет всё и сразу. Пирогов, например, в первые годы работы в школе жил в общежитии и не требовал себе лучших условий, в начале 90-х и зарплату учителям не платили по полгода, и он не жаловался.
Сейчас, конечно, в материальном плане учителям живётся гораздо лучше. Зарплаты достойные, лучшие в профессии поощряются солидными денежными суммами ко Дню учителя (Пирогов
тоже получал такую за высокие показатели в работе), а теперь ему подарят автомобиль.
Разумеется, эти блага честно заслужены. В последние годы у выпускников Пирогова стабильно высокие показатели по результатам ЕГЭ – от 94 баллов и выше. Его ученики побеждают на олимпиадах, конкурсах, готовят социально значимые проекты, например, «Не прокури своё здоровье», «Мы голосуем за будущее».
– Когда вижу, что ученик увлечён предметом, читает дополнительную литературу, ищет источники, проявляет инициативу, это окрыляет, – делится педагог.
Учителя сегодня измотаны бесконечной отчётностью, контрольными срезами, мониторингами, анализом результатов этих мониторингов. Но есть в их труде нечто такое, чего не заменят никакие коврижки.
– Это когда у детей на твоих уроках глаза загораются, – поясняет Сергей Пирогов. – Я такое сам пережил однажды: в студенческие годы был на археологических раскопках в Аркаиме (Челябинская область) и нашёл наконечник стрелы эпохи бронзового века!