А им дебаты подавай!

Перед традиционным августовским педсоветом лучшие учителя региона снова получат автомобили. В их числе историк Сергей Пирогов из Бузулука.

В эпоху перемен

В бузулукской школе № 10 он работает 20 лет, а его общий пед­стаж уже более четверти века. Сер­гей Иванович из педагогической династии, так что кем быть, долго не раздумывал – конечно, истори­ком, как отец! В детстве вместо сказок на ночь он рассказывал ему о сражениях, выдающихся политиках, полководцах. Больше всего мальчишку очаровывало, что всё это не выдумки, а было по-настоящему!

– Нравилось слушать об Алек­сандре Македонском, представ­лять себя участником его походов, – вспоминает Сергей. – Он вошёл в историю как полководец, не про­игравший ни одной битвы.

Историческое событие при­шлось и на детство самого Серёжи Пирогова. Село Новосамарка, в котором он родился и жил до 9 лет, попало в зону строительства Сорочинского водохранилища. Теперь Новосамарка вместе с со­седними сёлами, как Атлантида, скрыта под водной толщей. Строительство водохранилища для водо­обеспечения нефтегазоносного Бузулукского района началось в 1976 году, но фактически водой его наполнили только в 1997-м. Времена тогда были интересные – советский застой, перестройка, распад СССР, переход страны на демократические рельсы в 90-е.

Но даже трудности эпохи пере­мен не заставили на тот момент начинающего педагога Сергея Пирогова свернуть с выбранной стези.

– Ещё во время прохождения институтской педпрактики в оренбургской школе № 39 я по­нял, что вести уроки – это моё, – рассказывает он. – Поначалу вол­новался, конечно, как все новички в профессии. Но с опытом пришла и уверенность. Если становилось трудно, думал: «А как бы в этой ситуации поступила моя мама?» Она всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу. Была довольно строгой, никогда не повышала голоса, но на уроках у неё всегда стояла тишина. Отец по характеру скорее был добряк, а я, видимо, совмещаю в себе каче­ства родителей.

Ещё один пример, на кото­рый старается равняться Сергей Пирогов, – его учитель истории Владимир Лютиков из школы посёлка Октябрьского, куда се­мья переехала из Новосамарки. Подтянутый интеллигентный сельский эрудит, в чём-то похожий на персонажа Вячеслава Тихонова из фильма «Доживём до понедель­ника». Именно Владимир Никола­евич, заметив у мальчишки живой интерес к истории, подпитывал его, пока парень не намерился поступать в педвуз.

Два сапога пара

– После института вернул­ся домой, пошёл в районо тру­доустраиваться, – продолжает Пирогов. – Но на тот момент вакансии в Сорочинском райо­не были только временные – по замещению учителей, ушедших в декретный отпуск. Так что пер­вый год я замещал учительницу в Фёдоровке, потом несколько лет в Янтарном.

Здесь же, в Янтарном, Сергей Иванович нашёл себе пару. На­талья Анатольевна тоже педагог, преподаёт математику.

– Когда у супругов одна про­фессия, это во многом облегчает жизнь, – размышляет Пирогов. – Не приходится объяснять второй половине, почему, даже придя из школы домой, я всё равно занима­юсь работой: проверяю тетрадки, готовлюсь к следующему учебно­му дню.

В 1999 году супруги с малень­кой дочкой переехали в Бузулук, устроились в школу № 10, где и работают по сей день.

Он кроме истории преподаёт обществознание – предмет, весь­ма популярный у современных школьников. По крайней мере, в этом году он был в регионе самым массовым из предметов по выбо­ру, которые выпускники сдавали на ЕГЭ. В курсе обществознания есть и финансовая грамотность, и право – нынешние дети быстро сообразили, что эти знания уж точно не помешают.

– Я не сторонник авторитар­ного стиля, – размышляет педа­гог, – дисциплинированности на уроке можно добиться и без закручивания гаек. Главное, за­хватить внимание ребят, увлечь их предметом. А это невозмож­но, если самому не гореть, не по­гружаться в процесс с головой.

Двойки он ставит лишь в край­нем случае. Не готов к уроку в первый раз – объясни, почему и исправься. Не готов снова – давай вместе разбираться, что проис­ходит. Непонятен материал? Не­интересна тема?

– Даже если ученик получил двойку, я всегда даю возмож­ность её исправить, отработать, – говорит педагог. Его опыт по­казывает: как правило, ребёнок даёт слабину, когда нет к нему должного внимания со стороны родителей, если в семье никто не поддерживает его любозна­тельность.

Он любит повторять, что учи­тель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся! Это как в той поговорке про лошадь, которую можно за­гнать в воду, но нельзя заставить пить. Сергей Иванович уверен: завоевать авторитет у детей учи­телю помогает внеклассная ра­бота, неформальное общение в житейских ситуациях. Зная этот ключик к детским сердцам, он вывозит группы школьников в Москву, Санкт-Петербург, Вол­гоград. Проводит экскурсии по историческим местам. Берёт ребят в турпоходы.

– На уроках истории ученики очень любят дебатировать, – рас­сказывает педагог. – Допустим, берём конкретную историче­скую личность. Часть класса на­зывает её плюсы, другая – мину­сы. Так же можно рассматривать любой исторический период, событие, тему, например, обще­ственный прогресс, модерни­зацию, проблему Курильских островов… Главное, все пони­мают: если история нас чему-то учит, так это тому, что мир толь­ко в сказках делится на хороших и плохих, на чёрное и белое. А жизнь многогранна, в ней нет места однобокости. У всего есть причины, мотивы, предпосылки. И в этом надо разбираться.

Шалость или преступление?

В эти дни в Интернете обсуж­дается ситуация, сложившаяся в Ленинградской области, где 12-летний лицеист создал мемы на некоторых учителей и выложил их в соцсеть. Его идею с мемами подхватили и другие школьники. Оскорбившиеся педагоги заявили на детей в прокуратуру и обра­тились в органы опеки. Мнения вокруг инцидента разделились. Одни ругают неуправляемых школьников, а другие считают неадекватной реакцию учителей, мол, во все времена дети при­думывали карикатуры на учите­лей, пририсовывали к портретам рожки и усы, давали хлёсткие прозвища, но обращение в про­куратуру свидетельствует, скорее, о педагогическом бессилии.

– Трудно представить, как си­туация могла зайти так далеко, что педагоги обратились к правоох­ранителям, – размышляет Сергей Иванович. – Выходит, ученики не захотели извиниться? И что же, родители одобрили подобный вы­пад в сторону педагогов? Думаю, общественности известна лишь часть этой истории.

Сергей Иванович говорит, что давно обратил внимание: в теле­визионных ток-шоу и сериалах о современной школе учителей почему-то так и стремятся выста­вить в неприглядном свете, что в итоге наносит урон самому стату­су школьного учителя и формиру­ет более агрессивную позицию у учеников и их родителей. Не зря сейчас популярна шутка: если раньше за двойку родители ругали учеников, то теперь ругаться приходят с учителем.

К слову о наблюдательности. Сергей Иванович заметил, что и молодые педагоги сейчас более амбициозные. Впрочем, это касается не только педагогов, а молодёжи в целом. Она хочет всё и сразу. Пирогов, например, в первые годы работы в школе жил в общежитии и не требовал себе лучших условий, в начале 90-х и зарплату учителям не платили по полгода, и он не жаловался.

Сейчас, конечно, в материальном плане учителям живётся гораздо лучше. Зарплаты достой­ные, лучшие в профессии поощря­ются солидными денежными сум­мами ко Дню учителя (Пирогов

тоже получал такую за высокие показатели в работе), а теперь ему подарят автомобиль.

Разумеется, эти блага честно заслужены. В последние годы у выпускников Пирогова стабильно высокие показатели по результа­там ЕГЭ – от 94 баллов и выше. Его ученики побеждают на олимпиа­дах, конкурсах, готовят социально значимые проекты, например, «Не прокури своё здоровье», «Мы голосуем за будущее».

– Когда вижу, что ученик ув­лечён предметом, читает допол­нительную литературу, ищет ис­точники, проявляет инициативу, это окрыляет, – делится педагог.

Учителя сегодня измотаны бесконечной отчётностью, кон­трольными срезами, мониторин­гами, анализом результатов этих мониторингов. Но есть в их труде нечто такое, чего не заменят ни­какие коврижки.

– Это когда у детей на твоих уроках глаза загораются, – поясня­ет Сергей Пирогов. – Я такое сам пережил однажды: в студенческие годы был на археологических рас­копках в Аркаиме (Челябинская область) и нашёл наконечник стрелы эпохи бронзового века!

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top