Выгодное отличие от общемировых тенденций

Президент России Владимир Путин и его казахстанский коллега Касым-Жомарт Токаев обозначили для участников XVIII Форума межрегионального сотрудничества курс развития соседских отношений: взаимодействие в интересах народов обеих стран.

Традиции жить рядом

– Сегодня 76 из 89 субъектов Российской Федерации установили прямые торгово-экономические связи с казахстанскими партнёрами. Совместно и весьма успешно работают города-побратимы: Москва и Астана, Санкт-Петербург и Алматы, Ростов-на-Дону и Уральск, Махачкала и Актау, Омск и Павлодар. И мы, конечно же, рады, что в Оренбурге собрались руководители органов власти 40 регионов России и Казахстана, законодатели, представители министерств и ведомств, бизнеса, научных и общественных кругов. В таком широком формате вы провели предметные дискуссии по главной теме форума: «Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли», – отметил Владимир Путин в своём приветствии и добавил, что российско-казахстанские региональные встречи традиционно проходят с высокой отдачей.

По итогам форума к подписанию подготовлено десять межведомственных и межрегиональных соглашений, меморандумов и коммерческих контрактов.

Касым-Жомарт Токаев, прибывший в Москву с первым официальным визитом после переизбрания президентом Казахстана, выразил признательность Владимиру Путину и всем российским организаторам форума.

По словам казахстанского лидера, сама рассматриваемая тема особенно актуальна в период кризиса международной торговли.

– По данным Всемирной торговой организации, самые развитые страны мира, стоявшие у истоков либеральных торговых договорённостей, в последние полгода увеличивают темпы введения экспортных ограничений. Страны большой двадцатки с мая по октябрь ввели 47 ограничительных мер на товары, объём торговли которыми превышает 160 миллиардов долларов. Речь идёт о постоянно возникающих запретах на экспорт, дополнительных лицензионных требованиях, квотах и пошлинах. На этом фоне сотрудничество России и Казахстана, к счастью, разительно отличается от глобальных тенденций, – заявил Токаев.

Россия, в свою очередь, с учётом мировых тенденций предпринимает масштабные меры, чтобы переключить экспортно-импортные операции на другие рынки, обустраивает и повышает эффективность новых магистральных международных коридоров «восток – запад» и «север – юг».

Учреждённый Россией, Казахстаном и Белоруссией Евразийский железнодорожный альянс успешно обеспечивает стабильное и безопасное сообщение между странами континента. В рамках ЕвразЭС внедряется искусственный интеллект для ускорения грузопотоков, цифровизируются транспортно-логистические маршруты. Реализуются совместные российско-казахстанские инициативы по добыче углеводородов и взаимным поставкам и транзиту нефти, газа и электричества.

Регионы в двух странах в равной степени заинтересованы в расширении пропускной способности автомобильных пограничных переходов, наращивании грузоперевозок водным транспортом, в том числе на Каспийском море и по трансграничной реке Иртыш.

Оренбургское звено

Губернатор Денис Паслер, говоря о географическом положении нашей области, подчеркнул, что объём транзитных коммерческих грузов в регионе ежегодно растёт на 20 процентов последние пять лет.

– На долю Казахстана приходится треть внешнеторгового оборота региона. По итогам восьми месяцев этого года взаимная торговля превысила 380 миллионов долларов США. Дальнейшее расширение сотрудничества требует развития транспортной системы. В том числе продолжения строительства международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», модернизации автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, урегулирования тарифной политики, – сказал Денис Владимирович.

Он обратился к заместителю председателя Правительства РФ Алексею Оверчуку и вице-премьеру Республики Казахстан, министру торговли и интеграции Серику Жумангарину с вопросом о необходимости модернизировать железнодорожный пункт пропуска «Илецк-1», на который приходится 10 процентов всех контейнерных перевозок России в восточном направлении. Модернизация позволит увеличить пропускную способность станции в три раза.

Другое предложение Дениса Паслера касается тарифной политики перевозчиков, которая нуждается в корректировке.

– Из-за особенностей применяемых транзитных тарифов маршрут из центральной части России в северо-западную часть Китая через Оренбуржье в 2 – 3 раза дороже для грузоперевозок, чем другие. При этом он короче на 2 тысячи километров и сокращает время нахождения в пути на 6 дней.

При гармонизации тарифов бизнес получит возможность работать эффективнее за счёт сокращения расстояний, а железнодорожная инфраструктура пополнится альтернативным маршрутом поставок. Казахстан расширит транзитный потенциал, будет разгружена Байкало-Амурская магистраль, – привёл аргументы Денис Паслер.

Глава области попросил вынести инициативы Оренбуржья на рассмотрение Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном.

Россия остаётся одним из крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику: объём российских капиталовложений составляет почти 17 миллиардов долларов. Бизнес обеих стран совместно реализует более 30 крупных инвестпроектов во всех ключевых отраслях.

В разветвлённой системе транспортного сообщения Казахстана и России действуют 5 международных железнодорожных и 8 автомобильных транзитных коридоров. Большинство из них синхронизированы с ключевыми транспортными магистралями РФ.

Ведутся проектно-изыскательские работы для последующей реконструкции пограничных автомобильных пунктов пропуска Сагарчин, Маштаково, Илек и Орск.

Фото Олега Рукавицына

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Scroll to top