Когда все вместе

Народные гуляния по случаю нового праздника – Дня народов Оренбуржья – доказали: наших людей не удержать дома ни плохой погодой, ни магнитными бурями.


Зонтики в помощь

Казалось, всё оборачивается против того, чтобы намеченный на пятничный вечер, 8 сентября, праздник состоялся. Резкое похолодание, дождь, предупреждение метеорологов о сильнейшей вспышке на солнце и последовавшей за ней геомагнитной буре. Считается, что такие явления способны провоцировать не только поломки техники и неважное самочувствие, но и внезапные вспышки агрессии у людей с неустойчивой психикой.

– А мы не из пугливых! – смеётся Алёна Бакисова, пришедшая на праздник с супругом и двумя детьми. – Нас соседка пригласила, она тут сегодня выступает. Оделись потеплее, зонтики взяли, дождевики – и сюда. Надо же поддержать соседку! Да и живём неподалёку, чего дома скучать. Вон сколько тут интересного!

Пока Бауржан Кусаинов фотографирует годовалого сынишку Вильдана со скоморохом, 5-летняя Айдана уже вовсю тянет маму к лотку с глиняными свистульками, которыми торгует Татьяна Удовик из Нежинки.

– Это окарина – старинный духовой инструмент славян, – поясняет она и дует в свистульку – раздаётся нежный переливчатый звук, навевающий грусть. – Глина – живая структура, она сама решает, чем ей стать, – продолжает мастерица. – Бывает, хочешь сделать горшок – ан нет, получается ваза.

Рядом об основах ткачества гостям праздника рассказывает оренбурженка Ольга Клыкова. Две студентки ОГУ направления бизнеса и информатики старательно плетут на лентопротяжном станке поясок со славянской символикой. Вообще-то, Катя Краснова и Рита Козяр волонтёры на этом празднике, но как удержаться и не поучаствовать в столь уникальном мастер-классе!

Ольга же в этом деле настоящий специалист. Свидетельством тому сотканные ею платья, пояса, сумки, рушники.

– Вот, видите ромбы – это символ засеянного поля, – делится она тонкостями мастерства, – а это мать-берегиня.

Художница уверяет, что в последнее время этнические мотивы становятся всё более популярными, оренбуржцы охотно покупают их себе и в подарок, особенно на свадьбу.


Вкус – специфический

– Тиха украинская ночь, горилку надо перепрятать! – шутит пенсионер Анатолий Михалченков, вертя в руках фигурку чубатого запорожца. Вообще-то, это коряга или корешок, который стал скульптурным произведением в руках мастера резьбы по дереву и корнепластики. Специально для праздника Анатолий Иванович подготовил экспонаты в тематике дружбы народов.

– Вот Родина-мать, в сарафане и кокошнике, в руке её посох – на случай, если кто-то посягнёт, а на плече свернулся клубком кот – символ мудрости, – рассказывает он. – Вот носатый грузин в папахе, рядом еврей высунул язык, как Эйнштейн на знаменитой фотографии. А это азиат – узбек или таджик, видите, он один глаз закрыл, а другим смотрит, значит, себе на уме, Восток – дело тонкое!

Бойко идёт торговля и в палатках системы общепита, оренбургские рестораторы предлагают блюда национальной кухни. Немцы – безалкогольный глинтвейн и колбаски, башкиры – кумыс и хворост, русские – расстегаи и пирожки с чёрной смородиной, грузины – чвиштари (выпечка из кукурузной муки с сыром сулугуни) и лимонад натахтари.

– Все продают, а мы просто так угощаем! – похвалились поляки из оренбургского общества «Вавель». – Хотите маковника отведать? А щуки фаршированной?

– Ох, мы напробовались! Так всё вкусно! – радуется Людмила Жабина, гуляющая вместе с 6-летней дочкой. В одной руке у неё флажок, в другой – шарик. Видно, что ребёнок очень доволен. – Ловим момент –  когда ещё будет такая возможность!

Возможность, конечно же, ещё представится, и не раз. Планируется, что День народов Оренбуржья будет отмечаться ежегодно. Но для этого законодатели должны принять специальный закон, утвердить дату.

 

А что у вас в загашнике?

Пока народ рассматривает сувениры, участвует в играх, мастер-классах, веселится в хороводах и угощается национальными вкусностями, на сцене идёт концерт. «Хава нагила» сменяется гопаком, лезгинка – танцем с веерами, который блестяще исполняют юные кореянки из Соль-Илецкого городского округа.

– А вы знаете, что такое загашник? А гашник? – подзадоривает гуляющих Лариса Нестерова, мастер декоративного войлока. – Гашник – это пояс, а загашник – привязной карман, который можно развернуть и спрятать под юбку со стороны пояса. Раз – и готово!

Дана и Светлана Кубеновы представляют курпе – казахские ковры из королевского велюра, расшитые национальным орнаментом. Девушки говорят, курпе – это не просто традиция. Даже современным казашкам в приданое обязательно полагается не менее четырёх таких ковров. А на чём же иначе сидеть за дастарханом?

И для татар национальная одежда вовсе не раритет. Пенсионерки из Дюсьметьева Пономарёвского района привезли на праздник традиционную татарскую вышивку.

Двери музеев в национальных подворьях открыты настежь. У каждой очередь из желающих заглянуть внутрь. Вход бесплатный, но народу так много, что приходится запускать людей порциями: одни вышли – другие зашли.

19-летний Бурхон Абдураопов гуляет по музеям, хотя сам похож на оживший экспонат в тёмно-синем, расшитом золотыми нитями национальном халате. Говорит, специально привёз его из Ташкента. С родителями и двумя братьями он переехал в Оренбург 4 года назад, собирается поступать в ОГУ, планирует стать архитектором.

– Многие наши ребята хотели сегодня сюда прийти, но постеснялись. В основном из-за того, что плохо знают русский язык, – рассуждает он. – Мне легче, у меня дедушка коммунист, в нашей семье все свободно говорят по-русски. Я лидер узбекской молодёжи оренбургской ассоциации «Вместе», значит, должен объединить земляков – вместе проще преодолевать страх общения, стереотипы.

 

Россия, малала!

– Знаете, как по-чувашски «вперёд»? – интригует одного из гостей праздника, заинтересовавшегося плетением корзин, участник из села Верхнеигнашкина Грачёвского района Владимир Максимов. У чувашей в основном русские фамилии, причём образованные от имён, – Максимов, Егоров, Петров… – Вперёд – малала! А как будет «назад»? – хитро улыбается Владимир Григорьевич. И, видя, что собеседник задумался, хохочет: – А никак! Развернулся и снова – малала!

Владимир Григорьевич убеждён: День народов Оренбуржья области очень нужен. Кто незнаком – пусть познакомится, кто боялся или жил в шорах предубеждений – раскрепостится и проявит себя!

Люди гуляют, беседуют, встречают знакомых, обнимаются, вместе фотографируются, пританцовывают в такт звучащей музыке, узнают что-то новое.

– А я теперь знаю, откуда пошло выражение «вилами по воде писано», – подбегает к родителям девочка лет двенадцати.

Оказывается, в старину так решали проблемы. Мучает человека какой-то неразрешимый вопрос или чувство вины. Он идёт на реку и деревянными вилами чертит по водной глади, думая о своей печали. И река его беду уносит течением.

Много мудрости в народных обрядах, традициях. В разных формах, порой иносказательных, они учат первостепенному: выживать, сохранять здоровье, беречь детей, создавать мир и стабильность – для себя, своей семьи, окружающих.

Добрососедство потому стало традицией, что это выгодно каждому. Из века в век предки передают потомкам важный посыл: «Дорожи теми, кто живёт с тобой рядом. Под боком лучше иметь друга, а не врага. Тебе же спокойнее!»

Опыт

Зарина Саодатдинова, активистка таджикской диаспоры, Оренбург:

– Я благодарна русской семье Звековых, Ирине и Виктору. Они хотели приютить беженцев из Украины, но познакомились со мной и приютили меня с двумя детьми. Мы из Таджикистана. Целый год мы жили у Звековых, они нас прописали. На такое не каждый из родственников согласится!

Мама Ирины – Тамара Антоновна, заслуженный учитель – учила всех нас русскому языку. А потом и я пригодилась. Ирина преподаёт в

35-й школе Оренбурга, и ей понадобилось поставить с детьми какой-нибудь национальный танец. Я и их таджикскому танцу научила, и сама станцевала.

 

Любовь Сергеева, вокалистка народной фольклорной группы «Сударушка», Буланово, Октябрьский район:

– Нашему селу в этом году исполнилось 190 лет. В честь юбилея появился памятник основателю села Максиму Буланову, глава сельсовета Александр Цыгулёв ездил в Бехтеевку, откуда родом был Максим Буланов, привёз землю предков.

Раньше Буланово было чисто украинским селом, в этом, конечно, была своя прелесть. Сейчас у нас живут представители 12 национальностей: армяне, казахи, мордва, немцы, татары, русские… И по-моему, так интереснее. Например, Зуля Конькова – казашка, Лилия Скибина – татарка, но обе замужем за русскими, любят и хорошо поют украинские песни.

 

Надежда Раведа, остеопат, Оренбург:

– У какого оренбуржца дома нет пиалок! Кто из нас не умеет готовить плов или бешбармак! Я, например, очень люблю грузинские песни. В Грузии поют только мужчины.

Этнические мотивы всегда были мне интересны. Умею играть на якутском варгане, на мексиканской глиняной флейте, есть у меня бубен, привезённый из Таджикистана. Но главное моё хобби – это славянские куклы-мотанки.

Наши предки были очень мудры, раз ещё до научных медицинских открытий определили целительную силу мотания. Это мы теперь знаем, что мелкая моторика восстанавливает нейронные связи в головном мозге и является профилактикой многих заболеваний – от атеросклероза до Альцгеймера.

Марина Веденеева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top