Анатомия решаемых проблем

Вербовка резидентов, проверка школ и повод для спора

На прошлой неделе врио губернатора Денис Паслер проверил, как исполнены его поручения, данные полтора месяца назад в Новотроицке и Орске.

Сначала было слово

Одной из причин отставки министра экономического развития региона Натальи Безбородовой стало то, что Новотроицк не рос в качестве территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Получить статус мало – надо ещё уметь этим воспользоваться. Однако за два года существования ТОСЭР Новотроицк только двое предпринимателей захотели воспользоваться налоговыми льготами, предоставляемыми новым статусом. Что было не так с этой системой?

Когда Паслер впервые приехал в Новотроицк и стал задавать этот вопрос, ситуация была более чем неловкой. Глава города Дмитрий Буфетов пытался зачитывать длинный доклад с перспективными планами и общими формулировками, но уже тогда было понятно, что Паслер таких докладов не терпит.

В конце апреля городская администрация беспомощно разводила руками почти на каждый вопрос главы региона. Где земельные участки, выделенные для будущих резидентов? Готовы ли коммуникации для новых предприятий? Скольким потенциальным резидентам отправили приглашения и кто конкретно за это отвечает? У одного из новых резидентов проблемы с водоводом и дорогой – чем помогли? Почему до сих пор не воспользовались финансовой поддержкой Фонда развития моногородов?

Ответы местных чиновников были настолько неубедительными, что Денис Паслер вышел из себя: «Если через месяц результатов не будет, примем кадровые решения».

И вот спустя полтора месяца всё переменилось. Заработало то, что казалось безнадёжным. И уж, конечно, причиной тому была не только угроза увольнением. Просто в структуре управления регионом поменялись приоритеты, требования и межведомственная координация. В докладах больше нет словесной шелухи, а на один конкретный вопрос главы региона могут отвечать сразу несколько профильных чиновников. Все в теме, все готовы и владеют оперативной информацией.

В заданном темпе

Зал заседаний забит до отказа. Приглашены все, от кого зависит решение ситуации: чиновники, руководители предприятий, потенциальные инвесторы и резиденты, подрядчики, выполняющие строительные работы. Денис Паслер начинает без долгих идеологических прелюдий, сразу по делу:

– Мы договаривались, что встретимся через полтора месяца. Посмотрим, что удалось сделать за это время. Ко мне в прошлый раз были вопросы по ОКВЭДам. Я провёл переговоры в Министерстве финансов России. Думаю, на этой неделе вопрос решится.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) нужно расширять. Об этом говорят не только в нашем регионе. Резидентам для получения налоговых льгот нужно иметь массу разрешительной документации. Без внесения в российский классификатор их вида деятельности невозможно зарегистрировать предприятие в качестве резидента. И судя по тому, что переговоры уже в завершающей стадии, количество предприятий, зарегистрированных в Новотроицке, скоро вырастет.

По апрельским поручениям начинает отчёт глава Новотроицка Дмитрий Буфетов:

– Заявку на софинансирование строительства дороги до содового завода в Фонд поддержки моногородов подали, получили положительное заключение, уже объявлены конкурсные процедуры. Думаю, что за три месяца мы построим эти три километра.

Однако его отчёт был прерван врио губернатора, которого интересовали сроки. Нельзя ли быстрее? Оказалось, что дорога будет построена на бетонной подушке.

– А кто у нас может делать качественные бетонные дороги и почему нашего региона нет в федеральном реестре? – уточнил глава Денис Паслер.

Оказалось, что такую специализацию могут иметь только те субъекты, у которых имеются спецдороги. А у нас их почему-то нет. И если возникнет задержка по срокам, нам придётся приглашать специалистов из соседних регионов. Вопрос, почему в Оренбургской области, имеющей такой промышленный потенциал, не оказалось специализированных организаций, остался за скобками и повис в воздухе.

Спорить бесполезно

То, что Паслер внимателен к деталям и очень много знает весьма специфичных, узкоотраслевых вещей, должно было бы насторожить любителей спорить. Но не все сразу поняли, что спорить с ним сложно. ТОСЭР предполагает строительство новых производственных площадок, которые, в свою очередь, нуждаются в инфраструктуре. Им нужна вода, электричество, газ и дороги. И чем сложнее производство, тем больше ресурсов ему понадобится.

А в Новотроицке налицо застарелая проблема. Технический водовод, обеспечивающий водой город, дачный посёлок и большую часть всех промышленных предприятий, принадлежит «Уральской Стали». На её балансе находятся насосы, трубопровод, коммуникации.

Развитие города требует увеличения поставок объёма воды, а «Уральская Сталь» не готова к резким переменам. Спор главы региона с главным энергетиком предприятии длился дольше получаса. Не привыкшие к компетентному знанию своей специфики специалисты не готовы были сдавать позиции.

– Что с водой, какие лимиты? – спрашивает Денис Паслер.

– У нас работают три насоса. Каждый качает из Урала по 3200 кубометров в час. Точнее, два насоса в работе, а третий резервный. Но вопрос не в насосах, а в изношенности трубопровода. Он у нас с 1953 года, – ответил главный энергетик Геннадий Подъяблонский. 

– Сколько качаете в сутки, сколько потребляет «Уральская Сталь» и какой там у вас диаметр трубы? Пятисотка? – вновь спрашивал Паслер.

– Качаем порядка 30 тысяч кубометров, комбинат потребляет примерно 24 – 27 тысяч. Труба – 600 миллиметров, – ответил специалист. – Не можем мы подключать ещё один насос и увеличивать подачу. У нас начнутся аварии из-за перепадов давления.

Дальше разговор врио губернатора и главного энергетика превратился в спор двух узких специалистов, понятный далеко не всем. Паслер прекрасно владел темой, пользовался терминами, демонстрировал знания технических характеристик и процесса. Это оказалось явной неожиданностью. Но уральские парни, видно было, сдаваться не привыкли. Подъяблонский продолжал доказывать невозможность увеличения объёмов поставок воды.

– А хотите я вам людей пришлю, которые за сутки просчитают всё и публично озвучат. И тогда вы попадёте в очень неудобное положение, – парировал Денис Паслер. – Коллеги, дайте на город дополнительные 25 тысяч кубов воды. Я же не для себя прошу, а для города, в котором вы живёте и трудитесь.

– Это уже шантаж! – не выдержал темпа беседы энергетик.

– Я вас понимаю. Но пока не слышу каких-то реальных аргументов. Пока слышу, что вы просто не хотите, чтобы вас тревожили. Если уж разобраться, то это с вашей стороны шантаж. У вас на предприятии реализуется проект реновации. После этого у вас кардинально изменится объём потребления воды. Процентов на сорок. Я видел проект. Часть проблемы будет снята. Надо тянуть новый трубопровод? Давайте мне ваше видение технического решения вопроса. Я не говорю – стройте за свой счёт. Я говорю – покажите техническое решение. Если не хотите или не можете, передайте нам сети, мы сами обеспечим поставку воды. Мы это всё равно сделаем, с вами или без вас, – категорично заявил Денис Паслер.

Внушение было услышано, и заводчане выразили полную готовность к сотрудничеству.

Что может муниципальный чиновник

Оказалось, что очень многое может. В том числе работать с проблемами подрядчиков. Строительство ещё одного водовода оказалось под угрозой срыва. Конкурс на строительство технического и питьевого водопровода к одному из новых заводов выиграл подрядчик, который строит качественно. Но у него финансовые проблемы.

За минувший месяц городская администрация не раз успела провести переговоры с поставщиками и клиентами. Решили вопрос с оплатой проделанных работ на 3 миллиона рублей, тут же направили эти деньги на строительство другого объекта. Переговоры с изготовителями оборудования ведутся ежедневно.

И вообще, судя по всему, за полтора месяца городская администрация изменилась до неузнаваемости. Инвестиционная карта со всеми участками для резидентов размещена на сайте администрации. Там каждый может увидеть, что сформированы земельные участки площадью от 1,5 до 40 гектаров. Всего под потенциальную промзону выделено 840 гектаров земли. Ветка газопровода, электросетей и водовод на территории имеются, и мощностей будет достаточно для развития.

Ещё за это время совсем иначе начал работать проектный офис ТОСЭР. Только за июнь отправили 6 тысяч электронных писем с приглашением к сотрудничеству, организовали 450 телефонных переговоров, провели 11 встреч с потенциальными резидентами. 200 организаций проявили заинтересованность и готовность сотрудничать. 19 потенциальных резидентов в настоящий момент принимают решение о своей резидентуре в Новотроицке.

И будет ещё одна дорога

Вопрос о том, что крупнейшим предприятиям Новотроицка уже сейчас не разъехаться на въезде в город, был поднят на прошлой встрече. Там, где автомагистраль пересекает железнодорожный переезд, в часы пик большая пробка. Нужно построить почти два километра дороги, чтобы снять проблему. В прошлый раз Денис Паслер поручил региональному минстрою всё просчитать по проблеме.

На этой встрече минстрой заявил, что пока проблемы не видит. При средней нагрузке 50 машин в час тратиться на дополнительное строительство нецелесообразно. Вот если будет реальный рост производства лет через пять, тогда да. На это заявление возмутились представители ЮУГПК. Чем дольше стоит машина в пробке, тем выше расходы предприятия. И это, в свою очередь, ложится на себестоимость продукции.

Просчитать движение гружёных машин через переезд, согласуясь с графиком движения по железной дороге, не получается. Независимо от того, идёт поезд или нет, в районе переезда движение замедляется. Денис Паслер принял решение начать проектирование дороги, тем более что пройдёт она как раз через те земли, которые муниципалитет отводит для резидентов ТОСЭР.

Три предприятия готовы стать резидентами Новотроицкого ТОСЭР в ближайшем будущем:  – ООО «НОК» готово открыть производство магнезиальных огнеупоров (20 рабочих мест, 41 миллион рублей инвестиций); – ООО «Рыбная ферма» предлагает выращивание пресноводной рыбы (21 рабочее место, 250 миллионов рублей); – ООО «Техномет» планирует реализовать проект гидрометаллургического производства по получению никеля и кобальта (30 рабочих мест, 250 миллионов рублей). После того как решится вопрос по ОКВЭДам, в Новотроицке готовы запустить производство оборудования для энергетических, металлургических, цементных предприятий, линию по модификации битума, пекарню, предприятие по переработке шин, а также вагоноремонтное производство с выпуском запчастей.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top