Кадровые вопросы – в фокусе внимания педагогического сообщества Оренбуржья

Экономике Оренбуржья нужны рабочие руки, эффективные предприниматели, толковые производственники. Педагогам и наставникам предстоит их взрастить и подготовить. Задача масштабная, значит, и самим нужно соответствовать. О том, что для этого делается, шла речь на областной коллегии Министерства образования, прошедшей в Тюльганском районе.

Зарабатывать необязательно

Как сформировать у школьников интерес к предпринимательской деятельности? В Абдулинском городском округе подготовлен проект, призванный помочь подросткам примерить на себя роль бизнесменов. По словам Людмилы Токмаковой, заместителя начальника управления образования Абдулинского округа, деятельность лаборатории «Юный бизнесмен» предполагается распространить на все школы области. На специально организованных занятиях, включённых в план внеурочной деятельности и воспитательной работы, 8-классники (проект рассчитан именно на них) смогут получить базовые предпринимательские навыки, научиться мыслить как предприниматели, а главное – справиться со страхом провала, с которым сталкивается большинство новичков.

– Проект продлится 16 месяцев начиная с апреля, – рассказывает Людмила Геннадьевна. – Время летних каникул тоже можно задействовать с пользой, например, в лагерях дневного пребывания. Одним из этапов станет ярмарка бизнес-идей. Разработку стартапов планируется проводить в формате муткорта – игрового судебного процесса. Это командные соревнования, где участники анализируют фабулу кейса, аргументы за и против, готовят меморандумы и потом выступают в устных раундах. Уровень сложности заданий, разумеется, адаптирован к возможностям 8-классников. Школьники будут изучать состояние предпринимательства в своём муниципальном образовании, общаться с представителями бизнеса, чтобы в итоге ответить себе на главный вопрос: лично он стал бы предпринимателем в Оренбургской области?

Ярмарка бизнес-идей намечена на октябрь следующего учебного года. Отбор лучших задумок, предложенных 8-классниками, доверят экспертам. Они же будут оценивать и презентации первых бизнес-стартапов. В итоге появится электронный ресурс, где соберут все секреты успеха предпринимательства, наметят точки роста семейного бизнеса.

На секции коллегии, посвящённой этому проекту, участники в формате мозгового штурма пытались спрогнозировать, что может пойти не так и где потребуется подстелить соломку, а также какую лепту в общее дело готов внести каждый из них. Возник закономерный вопрос: цель любого бизнеса – получение прибыли, а раз так, что считать успешным результатом проекта? Заработанные деньги? Организаторы пояснили, что не следует забегать так далеко, в конце концов, речь о детях, проект прежде всего профориентационный. В числе его задач – повышение финансовой и экономической грамотности обучающихся, реклама экономической привлекательности муниципалитетов, создание новых рабочих мест.

Кровно заинтересованы

Другая секция коллегии была посвящена среднему профессиональному образованию (СПО). Его престиж и популярность у юных оренбуржцев за последние несколько лет заметно выросли. Конкурс – минимум два человека на место. Есть специальности, по которым и более пяти человек! Например, в образовательных организациях СПО Оренбурга на специальность «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» конкурс более восьми человек на место, на педагогические специальности – около семи человек, что даже больше, чем на «информационные системы и программирование».

– В этом нет ничего удивительного, все понимают, что педагог всегда будет с хлебом, – прокомментировал Вячеслав Коваленко, заместитель регионального министра образования. – Лидерами по количеству принятых заявлений являются оренбургские педагогический колледж имени Калугина, колледж экономики и информатики, автотранспортный колледж, бузулукский строительный колледж, бугурусланский нефтяной колледж.

При всём том в ряде профессиональных образовательных организаций есть и проблемы с набором, особенно в сельских территориях, где мало молодёжи. Вячеслав Александрович призвал директоров колледжей активнее взаимодействовать с главами муниципалитетов, которые тоже заинтересованы, чтобы молодёжь оставалась на местах.

Одним из вариантов поддержки и развития колледжей и техникумов области могут стать краткосрочные программы повышения квалификации для сотрудников различных организаций. Чтобы работодатели не искали возможности по прокачке компетенций действующего персонала в учебных центрах других регионов, им должны поступать предложения от местных организаций СПО, где уже есть подходящая инфраструктура, оборудование и преподаватели.

– Развитие начитается с ног, как у спортсменов, – подытожил замминистра. – Нужно ногами дойти до работодателя и сделать его своим союзником.

Важный вопрос – насколько преподаватели системы СПО сами сильны в ремесле, которому учат. Министр поручил провести независимую оценку компетенций мастеров производственного обучения. Бывает так, что практик отличный, а теория хромает. Или, наоборот, мастер постепенно теряет практические навыки, например, из-за дефицита расходных материалов. Выявленные пробелы будут устраняться.

На секции с руководителями муниципальных органов управления образования министр Алексей Пахомов остановился на вопросе обеспечения школ педагогическими кадрами, в том числе через адресную работу с теми, кто учится в 8-м классе, чтобы ориентировать их на поступление в педагогические колледжи. – Министерство образования, со своей стороны, готово отрабатывать участие в модели целевой подготовки, выстраивать преемственность образовательных программ среднего образования и высшего, чтобы ребята могли переходить с одной программы на другую, – сказал Алексей Александрович.

Министр отметил, что по целевому обучению выпускников нужно закреплять в своих школах, чтобы они возвращались туда уже в качестве учителей.

О важном в цифрах

Пленарное заседание областной коллегии на этот раз назвали «Разговоры о важном». Вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике Татьяна Савинова остановилась на основных итогах работы региональной системы образования за 2022 год. Зарплата учителей и воспитателей детских садов в области по сравнению с 2018 годом выросла на 40 процентов (на 13 тысяч рублей в месяц) и составляет на сегодня более 40 тысяч рублей. Второй год подряд объём привлекаемых средств для развития системы образования превышает 5,5 миллиарда рублей. Завершён комплексный капитальный ремонт 21 школы, в этом году ещё 19 школ будут капитально отремонтированы. В сельских школах капитальный ремонт проведён более чем в сотне спортивных залов, на очереди ещё 25. Благодаря строительству 31 нового детского сада по нацпроекту «Демография» обеспечена стопроцентная доступность до школьного образования для детей всех возрастов. В минувшем году по решению губернатора Дениса Паслера заработала уникальная программа капитального ремонта детских садов. Полмиллиарда рублей было направлено на самые востребованные работы – ремонт кровель и замену окон в 32 садах, в нынешнем году выделено ещё полмиллиарда рублей.

В 250 школах сельской местности и малых городах Оренбуржья открыты центры образования «Точка роста», в 140 учебных заведениях – новые компьютерные классы. За три года открыто 55 современных мастерских в техникумах и колледжах.

– Модернизация системы образования, создание условий для динамичного развития образовательных организаций, для профессионального роста педагогов и наставников – это один из безусловных приоритетов в работе правительства Оренбургской области, – резюмировала Татьяна Леонидовна.

Пленарная часть завершилась церемонией награждения педагогических и руководящих работников отрасли образования. Министр Алексей Пахомов получил нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» за систематическую материальную и нематериальную благотворительную помощь в организации и проведении мероприятий для детей и молодёжи.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top