Эти товары не должны быть в продаже без маркировки (за исключением лекарств, выпущенных до первого июля — они могут находиться в торговом обороте до конца срока годности).
Цель национальной системы маркировки и прослеживания – убрать поддельную продукцию с прилавков магазинов и аптек.
Каждому товару будет присвоен индивидуальный код, своеобразный цифровой паспорт. Он наносится на упаковку ещё на заводе и позволяет проследить весь путь товара: от производства до прилавка магазина или аптеки. Любой покупатель сможет отсканировать код с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» и получить всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, состав, и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место.
Новый код уникален для каждого отдельного товара и защищен специальной криптографической меткой. Если срок годности нанесли на производстве, перебить его не удастся. Если лекарство уже числится за больницей, перепродать его из-под полы втридорога не смогут. Контрафакт просто не пройдет. Кроме того, в случае с лекарствами, в режиме реального времени система проанализирует поставки, и государство обеспечит достаточное количество в каждом регионе, это предотвратит попытки манипулировать ценами и создавать искусственный ажиотаж.
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, «маркировка сегодня является эффективным оружием борьбы с контрафактом».
С исчезновением контрафакта легальным производителям придётся наращивать производство товаров, чтобы обеспечить спрос. Вместе с тем повысится и их прибыль.
Ещё в 2017 году система начала работать в качестве эксперимента по маркировке лекарств в России, тогда выявили нарушений на 500 млн рублей: вскрылись вторичные продажи дорогих лекарств для лечения тяжелых заболеваний, которые государство закупало для больниц. Как результат: по данным Росздравнадзора, в 2019 году оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.
После введения маркировки табачной продукции с помощью системы «Честный знак» удалось выявить несколько масштабных партий контрафактных сигарет, которые продавались в крупных сетевых магазинах по всей стране. Система позволила отследить украденные у легальных производителей партии.
Обувной рынок за счет введения маркировки ещё на пилотном этапе удалось сделать «прозрачнее» примерно в 5-6 раз.
Предполагается, что система маркировки будет к 2024 году распространится на большинство товаров и станет одной из платформ для цифровой трансформации российской экономики, а также защитит граждан от поддельных лекарств и продуктов питания.
Нововведение затронет все регионы страны.