Это макет одной из типичных городских квартир, которые находились в жилых домах так называемого Соцгорода.
Он возводился в Орске в 30-е годы прошлого века. Архитектором был немец Хайнц Абрахам, последователь школы Баухаус, отличительными чертами которой являются компактность и функциональность зданий. Декоративные элементы этот стиль отвергает – кроме тех, что имеют утилитарное значение.
Так, использовавшийся при изготовлении музейного экспоната в качестве прототипа реальный дом, находящийся в переулке Музыкальном, до сих пор сохранил треугольные каркасы над подъездными окнами. Можно подумать, что это сделано лишь для того, чтобы как-то «оживить» фасад, но истинная цель – дать возможность солнечному свету проникать в подъезд как можно больше.
Поражает продуманность деталей и при рассмотрении самой квартиры. Так называемые хозяйственные помещения – кухня, туалет, ванная – располагались на западной стороне квартиры, а жилые комнаты были сосредоточены на восточной. Чтобы, просыпаясь, люди видели солнце, а вечером, возвращаясь с работы, могли отдохнуть в прохладной спальне или гостиной, потому что солнце уходило на сторону кухни.
Диван с валиками, кровать с панцирной сеткой, ламповый радиоприёмник в углу на тумбочке…
Обстановка комнат позволяет предположить, что в каждой жила отдельная семья. Ведь жилья не хватало, и обычные квартиры часто становились коммунальными.
На общей кухне люди по очереди пользовались дровяной печкой, которая заменяла газовую плиту, хотя это и был многоквартирный дом с централизованным паровым отоплением. Дымоход предусмотрительно прятали в стену (толщина перегородок позволяла), чтобы не портить вид. Горячей воды не было, поэтому над чугунной мойкой мы можем видеть только один водопроводный кран. В ванной комнате люди мылись горячей водой, нагревавшейся в большом баке, под которым находилась печка.
На макете есть даже крошечная «вьюшка», торчащая из стены. Это заслонка для дымохода, которую использовали, чтобы сохранить тепло.
– Мы воссоздавали этот макет по чертежам, рассказам старожилов и скудным фотоматериалам. Снимки той поры – большая редкость, в нашем распоряжении есть всего три фотографии, на которых можно частично разглядеть обстановку жилого помещения того периода, – говорит хранитель музея Елена Нижник. – Возможно, у кого-то из орчан дома хранятся старинные фотографии. Для музея они имеют большую ценность, мы были бы благодарны за возможность отсканировать их и использовать в работе в будущем.